Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
Введение……………………………………………………………….2-3
Глава I. Источники мусульманского права
1.1 Коран………………………………………………………………..3-6
1.2 Сунна………………………………………………………………..6-9
1.3 Иджма……………………………………………………………….9-11
1.4 Кияс………………………………………………………………….11-12
Глава II. Отрасли мусульманского права
2.1 Право собственности по нормам шариата…………………..12-13
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений...13-16
2.3 Правовое регулирование имущественных отношений…..16-18
2.4 Наследственное право……………………………………………18-22
2.5 Обязательственное право……………………………………….23-24
2.6. Уголовное право (преступления и наказания)…………….24-26
2.7 Суд и процесс………………………………………………………26-28
Заключение…………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы…………………………….29-31
К джинайяту относятся такие преступления, как убийства и нанесение тяжких телесных повреждений. В этой категории преступлений шариат различает умысел и неосторожность. В качестве наказания за преступления джинайят могут быть назначены: кизас (наказание по принципу талиона - "око за око"), назначаемое за умышленное преступление; дийи (денежной компенсации) жертве или пережившим его или ее родственникам за неумышленное убийство; членовредительские по принципу Талиона. Мусульманское право знало также имущественные санкции, например конфискации и т.п. и позорящие наказания - бритье бороды, лишение права носить чалму и др.
Мера наказания за последнюю категорию преступлений - тазир - определяется суждением местного правителя и его судей, стремящихся к исправлению и дисциплинированию подданных.
Убийству и нанесению тяжких телесных повреждений посвящены несколько текстов Корана и Сунны. Говоря о юридической природе этих преступлений, мы можем просто процитировать стихи 2: 178 и 5: 45 Корана. Эти стихи можно перевести следующим образом: "О, те, которые уверовали! Предписано вам возмездие (кизас) за убитых: свободный - за свободного, и раба - за раба, и женщину - за женщину. А кому будет прощено что-нибудь его братом (родственником убитого), то - следование по обычаю и возмещение ему во благо (то пусть ему будет предоставлена любая разумная компенсация). Это облегчение Господа вашего и милость; а кто преступит после этого, для него - наказание болезненное".
"И предписали мы им в ней (в Торе), что душа за душу, и око за око, и нос за нос, и ухо за ухо, и зуб за зуб, и раны - отмщения (должны караться кизасом равным воздаянием). А кто пожертвует это милостыней (кто милостиво откажется от равного воздаяния), то это - искупление за него. А кто судит не по тому, что низвел Аллах, те - несправедливы"24.
Поскольку у жертвы и его или ее родственников, как следует из обоих стихов, есть определенное право выбора, джинайят тем самым выводится из категории преступлений класса худуд, по отношению к которым такого права нет. Можно предположить, что свобода выбора в рамках джинайят прежде могла интерпретироваться в свете обычного права арабских племен, господствовавшего в раннем мусульманском обществе. И круг лиц, имевших право определять форму наказания, и справедливые размеры компенсации (дийя) определялись существовавшими в Аравии седьмого века обычаями. Сунна и практика ранних мусульман показывают нам, как работал принцип джинайят.
2.7 Суд и процесс
Суд в халифате был отделен от администрации. Верховным судьей считался халиф. В целом правосудие было привилегией духовенства. Существовала коллегия наиболее авторитетных богословов, которые назначали нижестоящих судей - Кади. Кади рассматривали судебные дела всех категорий, наблюдали за исполнением судебных решений, осуществляли надзор за местами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования. При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и дополнениями к нему и решали дела на основе самостоятельного толкования. Судебные решения были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключения составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решения кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства.
В исламе все люди равны перед законом, и закон равно справедлив ко всем без исключения гражданам, даже к самым ничтожнейшим. Все граждане обладают равными правами, в том числе и правом на защиту в случае обвинения. Никто не должен возвышаться над законом, как бы ни был он могуществен, богат и влиятелен. Если кто-то может откупиться от справедливо заслуженного наказания, это значит, что общество испорчено и подлежит исправлению. Когда правосудие вершит истинный ислам - судья должен быть выше коррупции и взяточничества и не страшиться могущества подлежащих суду людей. Более того, шариатский закон постановляет, что судья отстраняется от ведения дела, если он зол, голоден, беспокоен или рассеян. С обвиняемыми нельзя обращаться как с преступниками до полного завершения дела и признания их виновными. Никто не может быть лишён свободы до вынесения обвинительного приговора независимым и беспристрастным судом. Никто не должен подвергаться угрозам, наказанию и лишению свободы по чужой вине или в целях устрашения и усмирения остальных граждан25.
Шариатский закон всегда вершится открыто, не зверства ради и отнюдь не на потеху кровожадной толпе, но для того, чтобы все видели беспристрастность и сдержанность совершаемого правосудия. Мусульмане не одобряют практику проведения закрытых судилищ и тайных наказаний, справедливо опасаясь возможности применения пыток и негуманного обращения с людьми.
Во всем, что касается процедуры и практики применения уголовного права, шариат остается крайне рудиментарной и неформальной системой. Широкие и неупорядоченные административные полномочия правителей и их чиновников касаются всех сфер правления, в том числе и практики уголовного права. Например, халиф имел право единолично решать, вводить или нет специальных судей и каким образом следует контролировать и регулировать их деятельность. Те лица, которые назначались на судейскую должность (и другие официальные лица, имевшие юридические и квази-юридические функции), в свою очередь, обладали широкими полномочиями в отношении процедуры досудебного и судебного разбирательства26.
Особенностью судопроизводства мусульманского права является различие гражданского и уголовного процессов. Уголовный процесс возбуждался государственными органами. Следствие и розыск преступников осуществлялись шуртой (уголовной полицией). Гражданский процесс возбуждался частными лицами. Сбор доказательств по существу дела осуществлялся сторонами. Шариат различает следующие виды доказательств: свидетельские показания (четыре свидетеля мужского пола и мусульманской веры), вещественные доказательства, религиозная клятва. Практиковались пытки. Приговор был окончательным, пересмотру не подлежал (кроме как по вновь открывшимся обстоятельствам).
Заключение
Заканчивая данную работу, можно подвести итог изучению мусульманской правовой системы и мусульманского общества в целом. Главная задача заключалось в том, чтобы как можно более полно раскрыть возникновение и основные черты мусульманского права, выделить те их аспекты, которые позволили мусульманскому праву (по мнению же многих людей-немусульман институту патриархальному и не имеющему право на жизнь) со временем приобрести мировое значение.
Наиболее важным из этих аспектов является неразрывная связь шариата с исламом. Шариат не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без шариата, и именно это единство заставляет миллионы мусульман беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание. Нельзя сказать, что шариат весь состоит из таких норм, но многие правовые в нем существующие, требуют кардинального пересмотра, что опять же противоречит исламу. Можно также добавить, что наличие этих институтов не выделяет шариат, а наоборот роднит его со многими другими правовыми системами.
Отмечая пропагандистскую направленность практически всей изданной в России литературы по избранной теме, можно заключить, что шариат и мусульманское право представляют собой не только национальное право арабских стран и стран Ближнего востока, но и ряда народов бывшего СССР, которые имеют не меньшее право на самобытность, чем любые другие. В связи с чем право, и в том числе гражданское право мусульманских стран, представляющее значительный интерес в силу своего своеобразия, доказав свою жизнестойкость в течение такого длительного времени, заслуживает всестороннего, глубокого изучения без желания найти пути и признаки подчинения этой стройной жизнеспособной системы любой другой.
Список использованной литературы
Коран / пер. с араб. И.Ю. Крачковского. – 3-е изд. – М.: АСТ; СПб., Северо-Запад Пресс, 2006. – 521с.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: В 2т. / Моск. гос. ун-т; отв. ред. Н.А. Крашенинникова. – М.: Норма, 2003. – Т.1: Древний мир и Средние века. – 807с.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: (Древность и Сред. Века) / МГУ; сост. В.А. Томсинов. – 2-е изд., доп. – М.: Зерцало – М, 2001. – 549с.
Учебная
Всеобщая история государства и права: учеб. для вузов: В 2т. (Арсеньев В.Я., Артуров О.А., Гуковский М.А. и др.; под ред. В.А. Томсинова; МГУ. – М.: Зерцало – М., 2002.- Т.1: Древний мир. Средние века.- 625с.
Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учеб. для вузов/ В.Г. Графский. – М.: НОРМА: ИНФРА – М., 2000. – 730с.
История государства и права зарубежных стран: учеб./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.А. Савельев и др.; под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 1996.- Ч.1.- 1996.-461с.
История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: В 2 т./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко и др.; отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидков; МГУ- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – Т.1: Древний мир и Средние века. – 2004. – 719с.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. : учеб. для студ.: в 2т./ О.А. Омельченко – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2005. – Т1. – 592с.
Основная
Большаков О.Г. История халифата: В 4т. / О.Г. Большаков; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука. – Т1: Ислам в Аравии, 570 – 663гг. – 1989. – 312с.; Т2.: Эпоха великих завоеваний, 633 – 656 гг. – 1993. – 294с.
Рабовладельческое и феодального государство и право стран Азии и Африки: учеб. пособие для юрид. ин-тов и фак. / А.И. Рогожин, Н.Н. Страхов, Л.Н. Маймескулов и др.; под ред. А.И. Рогожина, Н.Н. Страхова. – Харьков: Вища школа, 1981. – 216с.
Садагдар М.И. Основы мусульманского права / М.И. Садагдар; отв. ред.: Жидков О.А.4 Ун-т дружбы народов – М., 1968. – 154с.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопр. теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1986. – 254с.
Дополнительная
Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность М., 1978.
Марченко М.Н. Источники права / М.Н. Марченко: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 760с.
Надирадзе Л.И. Проблемы государственной собственности на землю в Халифате в VII VIII вв. / Л.И. Надирадзе // Арабские страны. История. Экономика М.. 1970. – 147с.
Шарль Р. Мусульманского право / Пер. с фр., под ред. Е.А. Беляева М.,1977.
1 Всеобщая история государства и права: учеб. для вузов: В 2т. (Арсеньев В.Я., Артуров О.А., Гуковский М.А. и др.; под ред. В.А. Томсинова; МГУ. – М.: Зерцало – М., 2002.- Т.1: Древний мир. Средние века.- 625с.
2 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопр. теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1986. – 254с.
3 Большаков О.Г. История халифата: В 4т. / О.Г. Большаков; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука. – Т1: Ислам в Аравии, 570 – 663гг. – 1989. – 312с.; Т2.: Эпоха великих завоеваний, 633 – 656 гг. – 1993. – 294с.
4 Рабовладельческое и феодального государство и право стран Азии и Африки: учеб. пособие для юрид. ин-тов и фак. / А.И. Рогожин, Н.Н. Страхов, Л.Н. Маймескулов и др.; под ред. А.И. Рогожина, Н.Н. Страхова. – Харьков: Вища школа, 1981. – 216с.
5 История государства и права зарубежных стран: учеб./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.А. Савельев и др.;233с.
6 Садагдар М.И. Основы мусульманского права / М.И. Садагдар; отв. ред.: Жидков О.А.4 Ун-т дружбы народов – М., 1968. – 154с.
7 История государства и права зарубежных стран: учеб./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.А. Савельев и др.;435с.
8 Большаков О.Г. История халифата: В 4т. / О.Г. Большаков; АН СССР, Ин-т востоковедения. – М.: Наука. – Т1: Ислам в Аравии, 570 – 663гг. – 1989. – 312с.; Т2.: Эпоха великих завоеваний, 633 – 656 гг. – 1993. – 294с.
9 Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право: Вопр. теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен; АН СССР, Ин-т государства и права. – М.: Наука, 1986. – 254с.
10 История государства и права зарубежных стран: учеб./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.А. Савельев и др.; под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 1996.- Ч.1.- 1996.-461с.
11 История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: В 2 т./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко и др.; отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидков; МГУ- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – Т.1: Древний мир и Средние века. – 2004. – 719с.
12 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. : учеб. для студ.: в 2т./ О.А. Омельченко – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2005. – Т1. – 592с.
13 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. : учеб. для студ.: в 2т./ О.А. Омельченко – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2005. – Т1. – 592с.
14 Надирадзе Л.И. Проблемы государственной собственности на землю в Халифате в VII VIII вв. / Л.И. Надирадзе // Арабские страны. История. Экономика М.. 1970. – 147с.
15 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. : учеб. для студ.: в 2т./ О.А. Омельченко – Изд. 4-е, испр. и доп. – М.: Эксмо, 2005. – Т1. – 592с.
16 Шарль Р. Мусульманского право / Пер. с фр., под ред. Е.А. Беляева М.,1977.259с.
17 История государства и права зарубежных стран: учеб./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.А. Савельев и др.289с.
18 Всеобщая история государства и права: учеб. для вузов: В 2т. (Арсеньев В.Я., Артуров О.А., Гуковский М.А. и др.; под ред. В.А. Томсинова; МГУ. – М.: Зерцало – М., 2002.- Т.1: Древний мир. Средние века.- 625с.
19 Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: учеб. для вузов/ В.Г. Графский. – М.: НОРМА: ИНФРА – М., 2000. – 730с.
20 История государства и права зарубежных стран: учеб./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, В.А. Савельев и др.; под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М.: Норма, 1996.- Ч.1.- 1996.-461с.
21 История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов: В 2 т./ О.А. Жидков, Н.А. Крашенинникова, О.Л. Лысенко и др.; отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидков; МГУ- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – Т.1: Древний мир и Средние века. – 2004. – 719с.