Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;
Введение……………………………………………………………….2-3
Глава I. Источники мусульманского права
1.1 Коран………………………………………………………………..3-6
1.2 Сунна………………………………………………………………..6-9
1.3 Иджма……………………………………………………………….9-11
1.4 Кияс………………………………………………………………….11-12
Глава II. Отрасли мусульманского права
2.1 Право собственности по нормам шариата…………………..12-13
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений...13-16
2.3 Правовое регулирование имущественных отношений…..16-18
2.4 Наследственное право……………………………………………18-22
2.5 Обязательственное право……………………………………….23-24
2.6. Уголовное право (преступления и наказания)…………….24-26
2.7 Суд и процесс………………………………………………………26-28
Заключение…………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы…………………………….29-31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Источники мусульманского права
1.1 Коран……………………………………………………………….
1.2 Сунна……………………………………………………………….
1.3 Иджма……………………………………………………………….
1.4 Кияс………………………………………………………………….
Глава II. Отрасли мусульманского права
2.1 Право собственности
по нормам шариата…………………..12-
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений...13-16
2.3 Правовое регулирование имущественных отношений…..16-18
2.4 Наследственное право……………………………………………18-22
2.5 Обязательственное право……………………………………….23-24
2.6. Уголовное право (преступления и наказания)…………….24-26
2.7 Суд и процесс………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….29-31
Введение
Правовая система, которая будет рассматриваться в данной работе, основывается на концепциях, отличающихся от тех, которые доминируют в западных странах.
Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Изучением мусульманского права традиционно занимались мусульманские ученые-юристы. Так как доктрина является одним из основных источников мусульманского права, мусульманские ученые-юристы, не порывая с основополагающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул "великого учителя", Малик ибн Анас, Мухаммед ибн Идрис Шафии, Ахмед ибн Ханбаль.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники
- рассмотреть систему
Глава I. Источники мусульманского права
Четырьмя источниками шариаты являются Коран, Сунна Пророка, Иджма и Кияс. Два последних понятия означают, соответственно, консенсус и суждение по аналогии. Иджтихад (независимое юридическое суждение), который тоже иногда упоминается в качестве источника шариата у древних правоведов.
Логика шариата, как религиозной юридической системы, четко говорит о том, что его следует выводить прежде всего из прямого божественного откровения, т.е. Корана, во-вторых, из Сунны Пророка, которому было дано это откровение, и, наконец, из четко зафиксированных действий отдельных людей или общества, живших в соответствии с этим откровением и традицией. Хотя Иджма и Кияс непосредственно не указаны в Коране или Сунне, как источники шариата, развитие этих концепций вышло из четко санкционированного источника - иджтихада юристов-основоположников, живших во втором и третьем веках Ислама1.
1.1 Коран
Полный текст Корана, который мусульмане считают истинным и окончательным посланием Аллаха, был собран на самом раннем этапе мусульманской истории2. Поскольку все мусульмане считают текст Корана точным и не подлежащим обсуждению, я считаю, что нужно пересмотреть методы использования Корана, как основы позитивного права.
Чтобы правильно понять роль Корана при разработке шариата, следует признать, что Коран был призван скорее выработать определенные базовые нормы поведения в мусульманском обществе, чем оформить эти нормы в виде прав и обязанностей. Как пишет Кулсон, роль Пророка в установлении этих стандартов поведения "предшествует по времени и превосходит по значению его роль как политического законодателя, устанавливающего правовые санкции за нарушение этих норм". Коран содержит основные понятия, лежащие в основе цивилизованного общества, такие, как сострадание, честность и доверие в коммерческих отношениях, неподкупность правосудия, и выражает их в виде исламской религиозной этики. Коран не определяет никаких юридических последствий нарушения своих требований, распространяющихся на сферу "публичного права" за исключением нескольких специфических случаев (худуд и кизас). Коран "смотрит глубже, говоря о последствиях действий (человека) для его сознания и бессмертной души. Короче говоря, главная задача Корана заключается в том, чтобы регулировать отношения человека с Создателем, а не с другими людьми".
Таким образом, "Коран не является сводом законов или учебником права, и не претендует на эту роль… Это скорее красноречивый призыв к человечеству повиноваться воле Аллаха, которая, как предполагается, (в основном) уже открыта людям, ее можно понять. Однако было бы большой ошибкой недооценить роль Корана в создании исламской правовой системы". С одной стороны, конечно, только 500 (или 600, как утверждают некоторые ученые) стихов Корана из 6.219 содержат в себе законодательные элементы, причем большинство из них касаются ритуалов, так что к юридическим вопросам в узком смысле этого слова имеют отношение только 80 стихов. С другой стороны, не только эти 80 стихов осмыслялись так, чтобы "до дна извлечь весь заключенный в них смысл", но и все другие стихи исследовались, чтобы извлечь из них правовое содержание и руководство. Но что более важно, Коран служит источником убежденности мусульман в том, что шариат является прямым и ясным выражением воли Аллаха. Из этого следует, что все прочие правовые источники и технологии, а также отдельные положения шариатского права, должны либо опираться на Коран, либо как минимум соответствовать его положениям.
Шахт предположил, что "за исключением самых простейших правил, все нормы, возводимые к Корану, были введены в шариат почти без исключений на вторичном этапе". Это утверждение не может означать, как я понимаю, что правила Корана не применялись с самого начала во всех случаях, которые явно принадлежали к регулируемой ими сфере. Как указывают сам Шахт и другие ученые, существуют примеры использования Корана как правового источника на самых ранних этапах. Например, детально описанные в Коране нормы семейного права и вступления в наследство применялись всегда. Поэтому отсутствие ссылок на Коран в определенных ситуациях на раннем этапе может означать лишь то, что конкретный ученый или судья не нашел в Коране стиха, подходящего к данному случаю. И напротив, более частые ссылки на Коран во втором и третьем веках Ислама явились результатом расцвета деятельности по толкованию Корана в правовом плане и развития шариата в этот период. При этом использование Корана как источника шариата порождало различные мнения касательно применимости к данному случаю тех или иных стихов Корана и их интерпретации. При вынесении суждения по конкретному вопросу и интерпретации применительно к нему положений Корана как наиболее надежный принцип шариата использовался принцип иджма (консенсуса)3.
В контексте данной главы для нас особый интерес представляет принцип наск (отмена или отрицание юридической значимости некоторых стихов Корана и признание вместо них действующими других стихов). Этот принцип, который признают большинство суннитских правоведов и школ, лег в основу многих шариатских правил и законов, особенно в сфере публичного права. По правилам шариата отмененные или аннулированные в качестве источника шариата стихи Корана для соблюдения общей последовательности должны так и оставаться отмененными. С этой точки зрения позитивное право развилось на основе более поздних откровений мединского периода, отменявших противоречащие им мекканские откровения. Но не могут ли современные мусульмане переосмыслить этот процесс отмены? Нельзя ли взять в качестве новой основы исламского права те стихи Корана, которые ранее считались отмененными, и наоборот, считать отмененными с точки зрения права ранее применявшиеся стихи? Полагаю, что переосмыслить значение и следствия принципа наск не только возможно, но необходимо, если только мы хотим решить проблемы, возникающие в настоящее время в связи с применением законов шариата.
1.2 Сунна
Арабский глагол санна означает "придавать чему-либо надлежащую форму и создавать нечто в виде образца". Этот же глагол употребляют, говоря об образцовом поведении. Такое образцовое поведение может либо быть результатом соблюдения традиции предков-основателей, скажем, племени или общины, или, напротив, чем-то принципиально новым, устанавливающим образец для подражания4. Как объясняет Фазлур Рахман, эта концепция содержит в себе два элемента: некий (предполагаемый) исторический пример поведения и его нормативность для последующих поколений. В мусульманском контексте другой ученый объясняет ее следующим образом: "Среди благочестивых последователей Мухаммеда и в древних мусульманских обществах сунна означала все, что можно было доказательно объявить действиями Пророка и его первых учеников. Подобно тому, как арабские язычники следовали сунне своих предков, так от мусульманской общины требовалось поддерживать новую сунну и следовать ей. Таким образом, мусульманская концепция сунны является разновидностью древней арабской концепции сунны".
Среди современных исследователей Ислама существуют некоторые разногласия относительно точного времени возникновения концепции Сунны Пророка как чего-то, принципиально5отличающегося от других ранних мусульманских традиций. Некоторые ученые, как например, Джозеф Шахт, считают, что такое узкое понятие Сунны сформировалось сравнительно поздно, в то время, например, Фазлур Рахман утверждает, что подобная концепция существовала с самого начала. При этом однако не вызывает сомнений, что признание Сунны Пророка единственной сунной, представляющей собой второй источник шариата, было достигнуто в конце второго века Ислама. На протяжении первого века Ислама термин Сунна употреблялся для обозначения как Сунны Пророка, так и сунны в значении традиций отдельных мусульман и общины в целом. Употребление слова сунна в таком более широком значение, как обозначение образцов поведения отдельных видных мусульман или мусульманской общины, не противоречит идее ривайят, устной традиции, рассказывающей о являющемся образцом для верующих поведении Пророка, возникшей в самом начале истории Ислама. Как объясняет Фазлур Рахман, сам характер отношений Сподвижников с Пророком (а это были отношения истинных учеников-последователей, пытающихся не просто по школярски записать его учение, но воплотить его в собственных жизнях) осложнил задачи и ученых, собиравших и записывавших Сунну Пророка, и последующих поколений, стремившихся выделить те элементы сунны, которые действительно восходят к Пророку, отделив их от слов и поступков Сподвижников.
После того как во втором веке Ислама (VIII - начало IX века н. э) Сунна Пророка приобрела определяющую роль в качестве источника шариата, особое значение получили и вопросы ее достоверности, точности передачи и условий появления. Слова С. Дж. Весей-Фитцджеральда помогают понять феномен фабрикации и необходимость определения подлинной Сунны в этот период:
"Все - и мусульманские, и западные ученые - признают, что в это время на лицо были массовые фабрикации традиции (Сунны). Угроза появления подобных подделок была хорошо известна практически с самого раннего периода истории Ислама. Сначала, видимо, все было достаточно невинно. Многие Сподвижники были людьми, близко знавшими Пророка. Психологически для них было очень легко перейти от уверенности в том, что взгляд Пророка на те или иные явления вероятнее всего был бы таким-то, к уверенности в том, что он действительно был таким, и самые честные умы легко делают этот шаг, не понимая, что они перешли границу между фактом и домыслом. Со временем возникли многие традиции, которые самым очевидным образом представляли собой попытки приписать раннему периоду Ислама ответы на вопросы, возникшие лишь в значительно более поздние времена".
Многие мусульманские ученые во втором веке Ислама пытались проверить достоверность Сунны, но лишь компиляции, созданные шестью из них, были признаны большинством мусульман как содержащие истинную Сунну. Эти и другие исследователи Сунны разработали очень строгие критерии и процедуры для определения истинности традиций Сунны и ранжирования их по степени достоверности. Весей-Фитцджеральд пишет: "К сожалению, их метод страдал одним принципиальным недостатком, который до сих пор присущ исламской теории доказательства - презумпцией того, что уважаемый человек, который зря не станет врать, обязательно говорит правду6. То, что существует ложная память, бессознательная выдача желаемого за действительное, перенос реалий настоящего времени в прошлое, оценочное толкование фактов и эффект наводящих вопросов …они (мусульманские исследователи Сунны) в большинстве своем абсолютно не сознавали".
Эти дефекты методики определения подлинности, если судить о них по современным стандартам, говорят нам о том, что некоторая сфабрикованная Сунна могла закрасться и в шесть сборников, которые сегодня все мусульмане-сунниты признают истинными. Возможно, также, что, наоборот, какая-то истинная Сунна не была принята, или ей было предано столь малое значение, что она не имела никакого значения как источник шариата. Как бы там ни было, я полагаю, что сегодня любые попытки отделить истинную Сунну от ложной, или восстановить незаслуженно отвергнутые в прошлом версии Сунны являются безнадежной задачей.7