Отрасли мусульманского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей мусульманского права. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда следующих задач:
- определить понятие и характерные черты мусульманского права как разновидности религиозного права;
- изучить историю возникновения и школы мусульманского права;
- проанализировать источники мусульманского права;

Содержание

Введение……………………………………………………………….2-3
Глава I. Источники мусульманского права
1.1 Коран………………………………………………………………..3-6
1.2 Сунна………………………………………………………………..6-9
1.3 Иджма……………………………………………………………….9-11
1.4 Кияс………………………………………………………………….11-12
Глава II. Отрасли мусульманского права
2.1 Право собственности по нормам шариата…………………..12-13
2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений...13-16
2.3 Правовое регулирование имущественных отношений…..16-18
2.4 Наследственное право……………………………………………18-22
2.5 Обязательственное право……………………………………….23-24
2.6. Уголовное право (преступления и наказания)…………….24-26
2.7 Суд и процесс………………………………………………………26-28
Заключение…………………………………………………………….28-29
Список использованной литературы…………………………….29-31

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 64.50 Кб (Скачать)

        В шариате подробно определялись способы возникновения права собственности: завоевание земли, причем этот вид права собственности всегда рассматривался как государственная, при этом особое место занимала квалификация завоевания - с применением или без применения силы. Если завоевание происходило насильственным путем, то это имущество считалось захваченным и делилось на несколько частей, которые распределялись между добытчиком, государством и мечетями; наследование, договор и находка вещи. Если вещь была найдена на участке земли, то её собственником считалось лицо, обладающее правом собственности на землю.

         В Арабском Халифате существовал институт частной собственности относительно вещей. Ему предписывалось божественное происхождение, о чем говорится в Коране: "И не простирай своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары" (20, 31). Собственник наделялся абсолютными правами в пользовании и распоряжении своим имуществом. Однако отсутствовала частная собственность на землю. На землях, составляющие первоначальную территорию мусульманской общины - хиджаз, было запрещено использовать ресурсы, а её землевладельцы, имеющие лишь право пользования, должны были уплачивать тяжелый налог - харадж.

         Мульк - индивидуальное владение землей, имело подчиненное значение по сравнению с государственной собственностью и общинным землепользованием и не получила широкого распространения, но было свободное от повинностей. Более широкое распространение получила икта - условное владение землей. Его владелец несет гражданскую или военную службу, за которую получает земельный надел. Иктадар - владелец икты, мог собирать налоги в свою пользу с подвластного населения. Со временем икта стала передаваться по наследству, что приблизило её к частной собственности16.

        Особым дефицитом была вода. Первоначально она считалась общим достоянием, но в IX в. сформировался институт собственности на источники воды - колодцы, озера, пруды перешли в собственность крупных землевладельцев, лишь значительные реки и озера по-прежнему входили в общую систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проведения совместных ирригационных работ, осуществляемых под контролем должностных лиц. Появляется сервитутное право (сервитут жажды).

2.4 Наследственное право

        Наследственное право мусульман широко и запутанно. В основе мусульманского учения лежит основа о существовании двух миров - земного (ад-дунья) и загробного (аль-ахират). Весь дух ислама и шариата пропитан мыслью о том, что здешний мир - временный, преходящий, грешный, главный же - загробный мир. Подготовка мусульманина к загробному миру по шариату заключается в старании не оставить после себя никаких долгов и незавершенных дел, будь они религиозного или светского характера.

        Поэтому прежде наследования из имущества умершего выплачивались все его долги и покрывались расходы, связанные с его погребением. Это возлагается прежде всего на старшего сына. Если же нет наследников, из имущества покойного выделяются средства, чтобы нанять платных исполнителей религиозного долга.17

         Признавались два вида наследования - наследование по закону и завещанию. Отличительное своеобразие мусульманского права состоит в том, что оно не допускает полного лишения наследников имущества предков. Если, например, имущество не передается наследникам, а целиком завещается в вакф, то в качестве вакфа может быть истребована лишь 1/3 состояния завещателя, на большее требуется разрешение наследников. Наследственное право стоит в центре мусульманского законодательства.

        Порядок и приоритет при наследовании по закону установлены шариатом на основе трех групп наследников - в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего; если же нет ни одного наследника первой группы, наследует вторая группа, а третья не получает ничего; наследники же третьей группы наследуют только в случае, когда нет никого, кого можно было бы отнести к наследникам первой или второй группы.

        Первая группа наследников - это отец, мать и дети покойного; при отсутствии у покойного живых детей наследниками считаются дети его детей - по нисходящей линии. Вторую группу наследников составляют дед, бабка и братья и сестры покойного; при отсутствии сестер и братьев наследство получают их дети. Третья группа наследников - дядья и тетки покойного (по линии отца и матери) и их дети. В случае, когда у покойного есть дядья по отцу и двоюродные братья по отцу и матери, наследство получают двоюродные братья, а не дядья по отцу и т.д.

        В мусульманском праве о наследовании имеется особый раздел о правах мужа и жены на наследство в случае смерти одного из них.

         Законы шариата и здесь устанавливают неравное отношение права к мужчине и женщине, мужу и жене. Следствием наследственного права является то, что после смерти мужа положение женщины-мусульманки ухудшается вдвое. Во-первых, смерть мужа является для нее потерей единственного кормильца, а во-вторых, вдова теряет часть имущества, которое было в распоряжении семьи, пока был жив муж. Если умирает, не оставив потомства, муж, жена получает 1/4 его наследства. Остальное отходит к другим наследникам. Если же у покойного остались дети от данной жены или от других жен, жена получает лишь 1/8 часть наследства мужа18. Жена не получает наследства из следующего имущества мужа: дома мужа, в котором она живет, земельного участка, а также деревьев на земельном участке, т.е. недвижимости. Она может получить часть дохода от фруктовых деревьев, но только по согласованию с другими наследниками. Без разрешения других наследников жена (вдова) не имеет даже права использовать участок земли возле дома, где она живет. Если же у покойного было несколько законных жен, а потомков он не имел, его вдовы получают все вместе 1/4 часть наследства, если же остались и дети, - 1/8 часть, которая поровну делится между ними. И, более того, если покойный по состоянию здоровья не имел со своими законными женами близких отношений, жены не получают никакого наследства. Хотя если замуж выходит больная женщина, которая и умирает от этой болезни, не имея с мужем близких отношений, то муж все-таки получает свою обычную долю из ее наследства.

         Если супруги находились во временном разводе - раджаа в момент, когда кто-то из них умер, то если срок развода не истек, оставшийся в живых получает свою долю наследства, если смерть наступила после истечения этого срока, - не получает. Если муж дал жене развод по болезни и скончался в период, когда еще не истек дозволенный срок (12 месяцев), жена может и получить, и не получить наследство в зависимости от обстоятельств: она получает наследство, если в период 12-месячного срока не вышла замуж и если муж умер от болезни, которая и служила причиной развода; она может не получить наследство покойного, если сама была инициатором развода. Общий же вывод относительно сказанного о наследственном праве мужа и жены таков: во всех случаях доля и право мужа по шариату больше, чем доля и право жены, так же, как доля братьев всегда больше доли сестер.

          Немалое место в шариате принадлежит вопросам наследования по завещанию (васийат). Шариатский закон определяет два основных вида завещания: непосредственное завещание родным и близким наследникам и завещание опекунам и доверенным лицам. По правилам шариата о завещании наследники не только получают имущество и другую собственность. На их плечи сваливаются также долги и невыполненные религиозные обеты19. Если родители умерли, не успев выполнить обещанные молитву, пост или другие религиозные обряды, то их совершеннолетнюю дети должны сделать это за них. Завещание об этом делается как устно, так и письменно. В этом случае, как обычно, завещатель должен быть совершеннолетним, в здравом уме и трезвом состоянии. Шариат запрещает самоубийство и нанесение себе увечий. Если кто-то сознательно поранит себя или примет яд и при этом сделает завещание, то оно считается недействительным. Немой человек может сделать завещание жестом пли знаком, но только на незначительные имущество или деньги.

          В правилах шариата о вакфном соглашении и о завещании есть различие. Человек, оформивший соглашение о вакфной собственности, окончательно теряет на нее право, тогда как завещание об имуществе легко может быть аннулировано завещателем.

          В случае если кто-то утверждает, что покойный перед смертью сделал завещание в его пользу на определенную сумму или имущество, шариатские судьи требуют свидетелей. Если два "справедливых" (или четыре любых) мусульманина заверят его слова, следует отдать претенденту завещанную сумму пли имущество. При отсутствии достаточного числа свидетелей претендующий на наследство получает меньшую долю, чем указано завещателем. Например, если слова претендента подтверждает одна мусульманка, ему дают 1/4 часть, если две - 1/2 и если три-3/4 части искомого20.

         Разделом наследуемого имущества занимается лицо, избираемое наследниками, или назначаемое духовенством для раздела наследства - Касим. Касим должен быть совершеннолетним, мусульманской веры, в полном разуме, а так же пользоваться общим уважением единоверцев. Лицо это получает вознаграждение за свои труды от всех лиц, участвующих в наследстве разделяемого имущества. Раздел бывает двух видов: раздел однородных предметов и раздел разнородных предметов. Раздел разнородных предметов производится при расчете достоинства, ценности и качества предметов, а не одного их количества. Если предмет такого рода, что с его разделением он потеряет всю свою ценность, то его следует по жребию предоставить одному из наследников или предоставляет одному лицу право пользования имуществом, с обязательством уплачивать из доходов каждому сонаследнику причитающуюся ему часть.

          Жалобы на несправедливый раздел наследства должны быть подтверждены свидетельскими показаниями, а если таковых нет, то противной стороне предоставляется присягнуть в том, что ей неизвестно о несправедливом разделе. Если же жалоба подтвердится, то раздел имущества признается незаконным.

Особо установлено, что мусульманин  может наследовать кяфиру - неверному ("нечестивому"), т.е. человеку, не относящемуся к конфессиям единобожия, хотя кяфир не может наследовать  мусульманину.

2.5 Обязательственное право

          Система обязательств мусульманского права отличается большой разработанностью. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Присущим для мусульманского права было распространение специфических характерных обязательств - обетов.

          Договор рассматривался как связь сторон взаимными обязательствами. Договор мог быть оформлен в любом виде: в документе, неофициальном письме или устно. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране (23,8): "... которые соблюдает свои доверенности и договоры" как священная21.

          Условия заключения договоров мусульманскими правоведами не ставились столь жестко. Согласие сторон могло выражаться устно, письменно и в неофициальном письме. При этом требовалось соблюдение следующих условий:

1. Наличие право - и дееспособности.

2. Договор должен соответствовать  правилам Шариата.

3. Договор является добровольным. Запрещалось насилие.

4. Предусматривалась возможность  расторжения договоров по обоюдному  согласию.

5. Объектом договора не могут  быть священные и будущие вещи. Запрещается торговать нечистыми  товарами.

         В Шариате подробно регламентированы различные виды договоров: купли-продажи, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество и союз.

         Так как в Арабском Халифате широко развита была торговля, поэтому наибольшее развитие получил договор купли-продажи. О правомерности торговли "по взаимному согласию" говорилось еще в Коране (4,33). Торговля допускалась лишь вещами, существующими реально. Запрещалось также выделять мусульман среди покупателей. Продавец несет ответственность за качество вещи и обязан предупредить о скрытых недостатках. В случае обнаружения скрытых недостатков, покупатель мог расторгнуть сделку, такой договор считался юридически недействительным22.

         В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что "Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2,276). Однако этот запрет часто нарушался. Запрещалось обращение должника в рабство за неуплату долгов, но кредитор был вправе требовать от должника, чтобы тот отработал свой долг.

         Договоры имели юридическую силу при следующих способах их обеспечения: поручительство и залог третьего лица.

         Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего, аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем первостепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов и т.д.

 

2.6. Уголовное право (преступления и наказания)

         Мусульманские ученые юристы в прошлом не различали религиозные, этические и юридические аспекты шариата и тем более не выделяли различные сферы права. Следовательно, принципы и правила шариата, относящиеся к тому, что на современном языке называется уголовным правом, доказыванием и судебной процедурой, могут быть выведены только из общих трактатов по исламской юриспруденции.

         Современные авторы выделяют в шариате три основные категории преступлений: худуд, джинайят и тазир.

         К категории худуд относится строго определенный список тяжких преступлений: отступление от веры, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, ложное обвинение, за которые обязательно следует специфическое наказание: смерть, казнь, либо членовредительские (за 1-ю кражу отрубали руку, за 2-ю отсекали левую ногу, за прелюбодеяние забрасывали камнями), применение которого не должно зависеть от воли официальных властей или частных лиц23.

Информация о работе Отрасли мусульманского права