Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям;
проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в РФ путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев . 5
Приобретение статуса беженца или вынужденного переселенца . . . .10
Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . .15
Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца . . . . . . . . . .17
Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 62.12 Кб (Скачать)

"Лицу, утратившему статус  вынужденного переселенца либо  лишенному данного статуса, вручается  соответствующее уведомление с  указанием причин принятого решения  и порядка его обжалования.  Данный документ вручается ему  тем органом, который принимал  решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной  службой России либо ее территориальным  органом. Уведомление должно быть  вручено не позднее трех рабочих  дней со дня принятия соответствующего  решения. При этом иммигрант  обязан возвратить свое удостоверение.  Лицу, чей статус переселенца  в Российской Федерации утрачен  или лишенному его в силу  причин, изложенных выше, предлагается  выехать за пределы России  в месячный срок совместно  с членами его семьи. В случае  отказа от добровольного выезда  иммигрант депортируется из Российской  Федерации"15.

Согласно ст. 9 ФЗ «О беженцах»  лицо утрачивает статус беженца:

  1. после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ;
  2. если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности;
  3. если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело;
  4. если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности;
  5. если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах»;
  6. если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах», в связи с тем, что данные обстоятельства более не существуют;
  7. если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 ФЗ «О беженцах» в данном государстве более не существуют.

Лицо лишается федеральным  органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным  органом статуса беженца, если оно:

  1. осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
  2. сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений закона.

Уведомление об утрате лицом  статуса беженца или о лишении  лица статуса беженца с указанием  причин принятого решения об утрате статуса беженца или о лишении  статуса беженца и порядка  его обжалования вручается или  направляется данному лицу федеральным  органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным  органом в течение трех рабочих  дней со дня принятия решения.

Необходимо принимать  во внимание, что понятия "утрата" и "лишение" имеют разное значение. Лишение статуса беженца следует  рассматривать как санкцию со стороны государства за неправомерное  поведение. Что касается утраты статуса  беженца, то она происходит в силу обстоятельств, связанных с волеизъявлением  самого лица.

Лицу, утратившему статус беженца либо лишенному данного  статуса, вручается соответствующее  уведомление с указанием причин принятого решения и порядка  его обжалования. Данный документ вручается  ему тем органом, который принимал решение о признании лица беженцем, т.е. Федеральной миграционной службой  России либо ее территориальным органом. Уведомление должно быть вручено  не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом беженец обязан возвратить свое удостоверение. Лицу, чей статус беженца в Российской Федерации  утрачен или лишенному его  в силу причин, изложенных выше, предлагается выехать за пределы России в месячный срок совместно с членами его  семьи. В случае отказа от добровольного  выезда иммигрант депортируется  из Российской Федерации16.

Основания и порядок лишения  статуса вынужденного переселенца  предусмотрено ст.9 ФЗ "О вынужденных  переселенцах"17

Так, лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении  гражданства Российской Федерации. Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: при выезде для постоянного  проживания за пределы территории Российской Федерации; в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии законом.

Федеральный орган миграционной службы или территориальный орган  миграционной службы лишает лицо статуса  вынужденного переселенца в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые  документы, послужившие основанием для признания его вынужденным  переселенцем. Уведомление о лишении лица статуса вынужденного переселенца с указанием причин и порядка обжалования направляется этому лицу в течение пяти дней со дня принятия решения.

В случае утраты лицом статуса  вынужденного переселенца или в  случае лишения лица статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы18

В случае утраты лицом статуса  вынужденного переселенца или в  случае лишения лица статуса вынужденного переселенца данное лицо обязано  освободить жилое помещение, предоставленное  ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Лишение лица статуса вынужденного переселенца в связи с сообщением им ложных сведений или в связи  с предъявлением им заведомо фальшивых  документов является основанием для  истребования средств, затраченных  на проезд, провоз багажа, содержание и  обустройство данного лица.

  1. Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев

Сегодня проблема беженцев и вынужденных переселенцев, на первый взгляд, теряет свою актуальность. Кроме того, в последнее время изменилось отношение государства к этой проблеме.

Беженцем или вынужденным  переселенцам пришлось фактически заново строить свою жизнь, далеко не всем удалось взять с собой вещи, мебель, кто-то сумел переправить  сюда контейнер с имуществом, но ведь многие — особенно те, кто уезжал из «горячих» точек, — бежали буквально в том, что было на них. Кому-то не удалось продать свою квартиру, многие надеялись в скором времени вернуться. А те, кто продал, на вырученные деньги смогли купить в России «лишь пару сапог».

Проблемы вынужденных  переселенцев из множества трудностей, с которыми сталкиваются переселенцы, наибольшие связаны с получением гражданства Российской Федерации, в основном это объясняется несовершенством  миграционного законодательства и  всевозможными бюрократическими препонами. Ситуация совершенно нелепая: около 30 процентов мигрантов, живущих в  России более пяти лет, до сих пор  не имеют гражданства. При этом, как  сказал бывший директор Департамента социального развития аппарата правительства  Е. Гонтмахер, «вряд ли приходится надеяться  на скорое решение проблемы из-за бюрократической  консервативности и неповоротливости»19.

Процедура регистрации не отрегулирована и полностью зависит  от правовой грамотности и честности  чиновника, полицейского работника. Еще  большее недоумение вызывает прописка «на всю жизнь», получив которую, человек не может никуда уехать, потому что нигде в другом месте  его регистрировать не будут. Фактически это нарушение прав человека на свободу  передвижения20.

Те переселенцы, которые  имели на прежнем месте жительства собственный дом либо большую комфортабельную квартиру, вряд ли когда-либо смогут восстановить прежние жилищные условия. Рассчитывать на помощь государства не приходится. Однако проблема не только в отсутствии нормального жилья, но в и том, что переселенцам не дают возможности оформить это жилье на себя. Переселенцы — люди энергичные, они готовы ремонтировать, достраивать, но если ты не уверен, что завтра у тебя это отремонтированное жилье не отберут, пропадает желание его восстанавливать.

Проблема трудоустройства  оказалась менее острой. Большинству удается ее как-то решить, особенно тем мигрантам, кто живет в крупных городах. Правда, чаще устраиваются на работу не по специальности. Специфика переселенческой ситуации состоит в том, что мигранты, не имеющие регистрации и гражданства, вынуждены работать только неофициально. Им гораздо труднее найти работу, чем коренному населению, они — аутсайдеры на рынке труда, ведь у местных жителей гораздо больше информации о наличии рабочих мест, шире контакты, в большей степени развиты возможности протежирования. Мигранты, не получившие гражданства РФ, не могут рассчитывать и на пособие по безработице.

Распространенная форма  трудоустройства мигрантов —  работа за жилье. Но жилье, которое предоставляют  человеку на таких условиях, привязывает  его к месту, люди оказываются  в положении заложников. Как правило, зарплата у них очень низкая, к  тому же ее часто задерживают. Должности  — вахтеры, электрики, дворники, сельскохозяйственные рабочие. Нередко людей обманывают, вовремя не выплачивают зарплату. Пользуясь тем, что человек «повязан»  жильем, не прописывают, боятся, что  мигрант после прописки сразу  уволится. Поэтому предприятия тянут  как можно дольше с предоставлением прописки.

Чтобы полноценно решить проблему трудоустройства мигрантов, на помощь должен прийти мелкий и средний бизнес, необходимо, чтобы открывались магазины, пекарни, предприятия сферы обслуживания, соцкультбыта и т. п. Большая роль в активизации мелкого бизнеса  должна принадлежать государству. А  спрос на такие предприятия есть, особенно на селе.

Хотя опыт адаптации городских жителей в селе в целом неудачен, многие переселенцы, особенно неполные семьи — женщины с детьми, — вынуждены ехать в село, где они надеются выжить с помощью подсобного хозяйства.

Мигранты, прибывающие в  Россию, в первую очередь обращаются за помощью в миграционные службы. Россия предпринимает определенные усилия по приему и обустройству переселенцев. Эти усилия наращивались во время существования Федеральной миграционной службы России, но в дальнейшем, когда начались ее непрерывные реорганизации, вся ее деятельность постепенно сошла на нет.

В отличие от миграционной службы, которая не всегда внимательна  к переселенцам, общественные переселенческие  организации, как правило, оказывают  действенную помощь. Конечно, они  не имеют возможности купить мигранту жилье, предоставить весомую материальную помощь, но их консультация, а иногда и просто доброжелательное отношение, совет часто помогают. В переселенческих  организациях переселенцы отмечают «сердечное отношение и внимание»  к своим проблемам. Здесь консультируют  вынужденных переселенцев по вопросам оформления гражданства, помогают людям  сориентироваться на новом месте  жительства, оказывают помощь в трудоустройстве, создании рабочих мест, регистрации, строят компактные поселения.

Уровень терпимости населения  по отношению к мигрантам в  целом невысокий, поэтому для  переселенца очень важно выбрать  место поселения. В крупных городах  переселенцев значительно реже волнует  отношение местных жителей к  ним. В поселках и деревнях мигрантофобия заметно острее, так как здесь люди больше сталкиваются друг с другом, им сложнее затеряться, все на виду. В селе болезненна проблема пьянства, нередки случаи бандитизма, хулиганства, воровства.

Проблеме толерантности  было уделено значительное внимание на Всероссийском чрезвычайном съезде в защиту мигрантов, на котором была принята резолюция по поводу ксенофобии и расовой дискриминации в отношении к мигрантам, но это не изменило общего настроения.

Несмотря на то, что прошло уже довольно много времени с начала переселения бывших сограждан из стран СНГ и Балтии в Россию, думается, России все же рано сбрасывать со счетов проблему их обустройства. Страна не выполнила своих обещаний и взятых на себя обязательств перед мигрантами21.

Исследования проблем  вынужденных переселенцев свидетельствуют  о невероятных трудностях, с которыми им пришлось столкнуться в России, причем вне зависимости от места  и региона нынешнего проживания. Большинство приехавших — люди энергичные, активные, образованные. Они почти не надеются на помощь государства и властных структур, готовы работать, строить жилье, воспитывать детей, но ситуация с оформлением своего полноправного проживания в России создает им сложности при устройстве на работу, учебу, покупке жилья, обращении в медицинские заведения и просто в обыденной жизни. Эти препятствия по большей части носят искусственный, волюнтаристский характер.

Распространено мнение, что  наибольшие сложности в обустройстве переселенцев обусловлены необходимостью больших материальных затрат, связанных  с предоставлением жилья, созданием  рабочих мест и т. п. Между тем, как показывает опыт, самые сложные  проблемы возникают «на пустом месте», вне всякой связи с вопросом финансирования. Как сказал М. Г. Арутюнов, президент Международ ной правозащитной ассамблеи, «власти, ограничивая дееспособность уже въехавших мигрантов, вольно или невольно побуждают их к выезду из России, тем самым приближая демографическую катастрофу России»22. Переселенцы помогают не только преодолеть последствия демографического кризиса, заполнить вакансии, но также повысить общий уровень образованности населения, обновить культуру. Это важно понять как властным структурам на местах, так и населению принимающих территорий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование административно-правового  статуса беженцев и вынужденных  переселенцев позволяет сформулировать следующие основные выводы:

Информация о работе Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации