Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать проблему беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в международно-правовом, политическом и социальном аспектах и возможные технологии ее разрешения. Достижение указанной цели связано с решением целого ряда исследовательских задач, главными из которых являются:
дать определение понятиям «беженец», «вынужденный переселенец» и некоторым другим понятиям;
проанализировать историю возникновения проблемы беженцев и вынужденных переселенцев с целью выяснения их влияния на современную ситуацию в России;
исследовать механизм законодательного регулирования проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в РФ путем изучения законодательства о беженцах в период распада Советского Союза, а также современного законодательства;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Правовые основы статусов беженцев и вынужденных переселенцев . 5
Приобретение статуса беженца или вынужденного переселенца . . . .10
Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . .15
Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца . . . . . . . . . .17
Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 62.12 Кб (Скачать)

  Федеральные органы  исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в пределах своих полномочий:

  1. содействуют  реализации прав  вынужденного переселенца на занятость, профессиональную  подготовку  (переподготовку) и повышение  квалификации   в соответствии с законодательством  Российской Федерации;
  2. регистрируют  вынужденного переселенца в качестве безработного  в случае  невозможности  его трудоустройства;
  3. оказывают вынужденному переселенцу по его просьбе содействие  в получении документов, необходимых  для восстановления трудового стажа;
  4. предоставляют  вынужденным переселенцам- детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, места в детских домах;
  5. оказывают вынужденному переселенцу  по его просьбе  содействие  в возвращении  на прежнее место  жительства.

  Следует заметить, что  вынужденный переселенец  не  может быть возвращен  против  его воли  на территорию, которую  он покинул  по обстоятельствам,  предусмотренным  пунктом 1 статьи 1 настоящего  Закона6. Вынужденный переселенец не может быть переселен без его согласия   в другой населенный пункт. Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца  при прекращении гражданства Российской Федерации, а также:

  1. при  выезде для постоянного   проживания  за пределы  территории Российской Федерации;
  2. в связи с истечением  срока предоставления  статуса.

   В случае утраты  лицом статуса  вынужденного  переселенца  или в случае   лишения статуса вынужденного  переселенца данное лицо обязано   освободить жилое помещение, предоставленное  ему из фонда  жилья для   временного  поселения   вынужденных  переселенцев.

  Лишение статуса   вынужденного  переселенца  в  связи  с  сообщением  им  ложных сведений  или в связи   с предъявлением  им заведомо  фальшивых документов является основанием  для истребования средств, затраченных  на проезд, провоз багажа, содержание  и обустройство данного лица.

    1. Приобретение статуса беженца или вынужденного пересленца.

Закон «О праве граждан  на свободу передвижения, выбор места  пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» отменил порядок, по которому Органы Внутренних Дел давали разрешение на прописку в соответствии с инструкциями центральных или местных властей7.  Теперь достаточно уведомить ОВД о своем месте жительства и ОВД обязаны зарегистрировать вас там, где вы хотите. Процедура легализации в России начинается, с миграционной службы, где вам разъясняют все ваши права, рассказывают о реальных возможностях, сообщают, какие документы необходимо собрать. Если же вы приехали сразу в село или в райцентр, где миграционной службы нет, начинать следует с паспортного стола, объяснив при этом, что хотите получить статус беженца или вынужденного переселенца. После получения гражданства в течение месяца Вам необходимо обратиться с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца. В противном случае статус, а с ним и право на некоторую опеку со стороны органов миграционной службы будут потеряны.

Сроки получения статуса  вынужденного переселенца – 1 год  со дня выбытия с прежнего места  жительства и 1 месяц со дня утраты статуса беженца в связи с  приобретением российского гражданства.

Документы необходимые для  получения статуса: прежде всего  надо заполнить бланк ходатайства  о признании вас беженцем или  вынужденным переселенцем. Его выдают в органе миграционной службы, российском посольстве или консульстве. С собой  надо иметь паспорт или другое удостоверение личности.

Хотя в законах «О беженцах»  и «О вынужденных переселенцах»  не говорится о предоставления документальных доказательств, подтверждающих факты угроз, насилия или преследования, территориальные органы ФМС часто настаивают на документальном подтверждении фактов, угроз, насилия или преследования. Отправляя ходатайство в Россию, необходимо приложить их копии, а оригиналы хранить при себе. При этом совершенно естественно у вас могут возникнуть определенные проблемы – обращаясь в государственные органы с просьбой выдать документы, подтверждающие факты преследования или реальной опасности, Вы концентрируете на себе внимание тех, чьей целью как раз и является «выдавливание» вас из страны, где остается годами нажитое имущество, место работы и т.д. Из этой трудной ситуации есть два варианта выхода: прежде всего, если вы выезжаете из «горячей точки», то и доказывать ничего не надо. Если же речь идет о территориях, на которых явных военных действий нет, но права человека попираются, где реальная угроза жизни, здоровью, чести и достоинству существует, а подтверждающие это документы получить сложно и опасно – обращайтесь в российский суд по месту вашего прибытия с таким заявлением: «Прошу установить юридический факт опасности преследования меня и членов моей семьи в порядке особого производства». Предварительно получите в миграционной службе письменный отказ в признании вас беженцем или вынужденным переселенцем из-за отсутствия документов, подтверждающих факт или угрозу преследования и т.п. Но следует знать, что миграционная служба не может отказать вам в предоставлении статуса только на том основании, что вы не имеете подтверждающих документов. Именно сама миграционная служба обязана заниматься проверкой предоставленных вами фактов преследования или ущемления ваших прав. Можно также перепоручить кому-либо право хождения за статусом, но только по доверенности, заверенной нотариусом. Без доверенности ни один член семьи, даже жена или сын заявителя, сделать этого не смогут, несмотря на то, что их имена тоже значатся в ходатайстве. В соответствии с российским законодательством к членам семьи относятся супруги, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи, если они проживают совместно и ведут общее хозяйство. Миграционная служба считает членами семьи только близких родственников, которые живут вместе (имеют один и тот же адрес и общий финансово-лицевой счет). Поэтому не стоит удивляться, если от ваших престарелых родителей или детей, живущих отдельно от вас, потребуют подать свое, независимое от вашего, ходатайство8. По закону может получить статус один из членов семьи, прибывший на территорию России, если остальные члены семьи еще не выехали. Закон определяет порядок предоставления статуса каждому человеку индивидуально, независимо от того, выехали или нет остальные члены его семьи. Другое дело, что переезд в одиночку вам же создаст дополнительные неудобства. Например, ссуду на строительство можно получить только на всю семью. Лучше, конечно, чтобы оставшиеся на прежнем месте жительства члены семьи одновременно с тем, кто уехал первым в Россию, обратились с ходатайством о получении статуса в посольство (консульство) РФ.

Ни экономические, ни экологические, ни техногенные причины сами по себе не могут служить основанием для предоставления статуса беженца и вынужденного переселенца. Поэтому, заполняя бланк ходатайства, необходимо сосредоточиться исключительно на тех дискриминационных моментах, которые вынудили вас покинуть место постоянного проживания. О тяжелом экономическом положении стоит упомянуть лишь в том случае, если оно стало следствием преследований по признакам национальностей, вероисповедания и т.д. Проверять сообщаемые беженцами факты обязаны органы миграционной службы. Они вправе истребовать от соответствующих структур МИДа правоохранительных или других федеральных органов исполнительной власти информацию о положении в тех государствах, откуда прибыли мигранты. Есть общеизвестные обстоятельства, не требующие доказательств: вооруженные действия в горячих точках, этнические преследования в ряде стран, политические кризисы и т.д.

Что касается правового положения  граждан бывшего СССР, выехавших  в Россию до принятия закона «О беженцах»  и «О вынужденных переселенцах», то они могли заявить о своем  желании получить статус в течение  двух месяцев после выхода законов  РФ «О беженцах» и «О вынужденных  переселенцах». В соответствии с  новой редакцией этих законов  ходатайство о предоставлении статуса  может подавать человек, который  находился на территории РФ и не мог вернуться в страну своего постоянного проживания по обстоятельствам, указанным в определении понятий  «беженец» и «вынужденный переселенец». Если же предусмотренный двухмесячный срок уже пропущен, ходатайство о  статусе от вас теперь никто не примет.

"Лицо, подавшее ходатайство  в пост иммиграционного контроля, а при его отсутствии в орган  пограничного контроля и получившее  уведомление об отказе в рассмотрении  ходатайства по существу, обязано  по предложению поста иммиграционного  контроля покинуть территорию  Российской Федерации совместно  с членами семьи в течение  трех рабочих дней со дня  получения уведомления об отказе"9.

В соответствии с Законом  срок действия статуса вынужденного переселенца строго определен и  составляет 5 лет. Однако, в определенных случаях, как это предусмотрено в Инструкции ФМС РФ о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и переучету на территории РФ, срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен10. Для этого необходимо в письменной форме подать заявление о продлении срока действия статуса в территориальный орган миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено только при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения11

Решение о продлении или  об отказе в продлении срока действия статуса принимается руководителем  территориального органа миграционной службы или его заместителем и  оформляется протоколом. О продлении  срока действия статуса в удостоверение  вынужденного переселенца вносится соответствующая запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа миграционной службы или его  заместителя и гербовой печатью.

В случае принятия решения  об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, заявителю в течение пяти дней со дня принятия решения выдается под роспись, а при необходимости  направляется почтой уведомление в  письменной форме с указанием  причин отказа и разъяснением порядка  обжалования принятого решения.

    1. Права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев

    Беженец, получившее  свидетельство в месте  временного  содержания   и прибывшие с  ним члены семьи обязаны:

  1. соблюдать  Конституции Российской Федерации;
  2. соблюдать  установленный порядок  проживания  и  выполнять установленные  требования  санитарно-гигиенических норм проживания;
  3. пройти обязательное  медицинское освидетельствование;
  4. сообщать в федеральный орган  исполнительной власти  по   миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения, необходимые для  принятия  решения  о признании данных  лиц беженцами.

  Кроме того, беженцам  гарантированы права  на12:

  1. получение услуг  переводчика   и получение информации   о порядке  признания беженцем, о своих правах и обязанностях;
  2. получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа  к месту пребывания;
  3. получение единовременного денежного пособия на каждого члена семьи;
  4. получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной  службе  в центр  временного размещения;
  5. сопровождение и на  охрану   представительного территориального  органа исполнительной власти по  внутренним делам  в центре  временного размещения в целях обеспечения  безопасности  данных лиц;
  6. получение  питания  и пользования  коммунальными услугами в центре  временного содержания  или в центре временного  размещения;
  7. медицинскую  и лекарственную помощь;
  8. получение  содействия   в направлении  на профессиональное обучение в центре  временного размещения или  в трудоустройстве;
  9. подачу заявления  о прекращении рассмотрения   ходатайства.

  Вынужденные переселенцы  имеют права на:

  1. получение  единовременного денежного  пособия на каждого члена   семьи  в размерах, которые определяются  Правительством  Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;
  2. получение направления территориального  органа  миграционной  службы на проживание  в центре  временного размещения  вынужденных  переселенцев при отсутствии  возможности самостоятельного определения  места жительства или места  пребывания  на территории Российской Федерации;
  3. содействие в обеспечении их проезда и провоза багажа в месту временного поселения. При этом малообеспеченные  лица, получившие  свидетельства  о регистрации  ходатайства, имеют право  на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места регистрации  ходатайства к месту временного переселения на территории РФ;
  4. проживание  в центре временного  размещения  вынужденных  переселенцев, получение  питания  по  установленным нормам и пользование  коммунальными  услугами ;
  5. медицинскую  и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. 

Вынужденный переселенец  имеет право:

  1. самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе  в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным  органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой  родственниками или иными лицами площади;
  2. при  отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории РФ получить у федерального  органа миграционной службы или территориального органа миграционной в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения  вынужденных переселенцев либо в жилом  помещении из фонда жилья для временного  поселения  вынужденных  переселенцев;
  3. на получение содействия  в обеспечении их проезда  и провоза багажа  к новому месту  жительства  или к месту пребывания13.

  Кроме того, вынужденный  переселенец, так же, как и беженец,  обязан14:

  1. соблюдать  Конституцию  Российской Федерации и законы;
  2. соблюдать установленный порядок проживания в центре временного  размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении  из фонда жилья  для временного  поселения  вынужденных переселенцев;  при перемене места жительства  перед выездом сняться   с учета в территориальном  органе миграционной  службы и в течение   одного месяца встать на учет   в территориальном органе миграционной  службы;
  3. проходить ежегодный  переучет в сроки, устанавливаемые  территориальным  органом  миграционной  службы.
    1. Утрата статуса беженца или вынужденного переселенца

Информация о работе Основы правового положения беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации