Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Разработкой и продвижением мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном занимается Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) ОБСЕ, но, на данный момент, ее усилия так и не увенчались успехом. Следует отметить, что в данном случае ОБСЕ пыталась непосредственно участвовать в урегулировании конфликта, но была во многом оттеснена великими державами – сопредседателями Минской группы. В действительности, США, Россия и Франция, а не ОБСЕ заставили Армению и Азербайджан приостановить военные действия.
Введение…………………………………………………………………………..3
Действующие структуры, институты и бюджет ОБСЕ………………………..6
Международное сотрудничество в области прав человека. Международная защита прав человека……………………………………………………………8
Всеобщая декларация прав человека 1948 года……………………………….8
Женевский центр демократического контроля над вооруженными
силами…………………………………………………………………………....13
Новая эра демократии, мира и единства……………………………………….16
Дружественные отношения между государствами – участниками…………..18
Новые структуры и институты процесса СБСЕ……………………………….23
Современные проблемы и перспективы ОБСЕ………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Современные проблемы и перспективы ОБСЕ
По мнению многих экспертов, СБСЕ/ОБСЕ прошло в своем развитии три основных стадии.
На первом этапе приоритет отдавался правам человека и культурному сотрудничеству. Начавшаяся в 1970-х гг. "разрядка" в отношениях между СССР и США сделала возможным и многосторонние переговоры, касающимся военных аспектов безопасности в Европе. Именно в этот период (1986-1992 гг.) были подписаны такие документы, как ДОВСЕ (1990 г.), Договор по открытому небу (1992 г.) и т.д. Затем распад СССР в корне изменил повестку дня: СБСЕ/ОБСЕ стало уделять все больше внимания превентивной дипломатии, предотвращению конфликтов и управлению кризисами, продвижению общих демократических ценностей, обозначенных в Парижской хартии для новой Европы. Это было прежде всего вызвано изменением самого "приоритета угроз": в то время как военная конфронтация по линии "Восток - Запад" ушла в прошлое, интенсивность этнических конфликтов на Балканах и в странах СНГ резко возросла.
ОБСЕ сыграло определенную
миротворческую роль в первой половине
1990-х гг., но после неудач в Югославии
было оттеснено НАТО, а затем и
ЕС на второй план. Не обладая ни эффективными
инструментами для проведения политики
"принуждения к миру", ни политической
волей к действию, ОБСЕ была во многом
заменена другими действующими лицами
в сфере европейской
Неудачи в миротворческой деятельности не помешали, однако, Организации возвратиться в конце 1990-х гг. к проблеме соблюдения прав человека, основных демократических свобод и общеевропейских ценностей, что и является на данный момент основной сферой деятельности этой организации.
СБСЕ/ОБСЕ создавалась в
основном для решения двух принципиальных
задач: снижения конфронтации по линии
Организация Варшавского
Подобное положение дел нельзя считать нормальным, ведь оно существует вопреки ясной, оформленной в Хельсинкском акте 1975 г. и других упомянутых выше документах, философской идеологии ОБСЕ. Они детально регулируют такое важное направление сотрудничества, как военно-политическое. Налицо, таким образом, тормозящее, сдерживающее влияние мощного субъективного фактора внутри самой ОБСЕ, проявляющееся в противодействии ее развитию на рельсах Хельсинкского процесса рядом западных стран, их стремления игнорировать ОБСЕ как главную инстанцию в вопросах европейской безопасности.
В настоящее время все
чаще высказываются сомнения по поводу
востребованности ОБСЕ в новых условиях
и ее перспектив. Свидетельствами
системного кризиса ОБСЕ стала, во-первых,
ее неспособность предложить убедительную
повестку дня для рассмотрения на
высшем политическом уровне (саммиты
не проводились с 1999 г.) и невозможность
в течение нескольких последних
лет согласовать
И, наконец, последнее по
порядку, но не по значению - несмотря на
существующий прогресс в реализации
многих политических документов ОБСЕ,
принятых как в XX, так и XXI вв., серьезную
озабоченность продолжает вызывать
невыполнение государствами-участниками
многих решений Организации во всех
измерениях ее деятельности, что влечет
за собой соответствующие
Это лишь одни из наиболее очевидных проблем в деятельности ОБСЕ. Список можно продолжать и дальше. Но важно то, что игнорирование этих недостатков уже вызвало - и продолжает вызывать - более опасные политические последствия, такие, как тенденциозный, политизированный подход, географический перекос и деление стран на "равных" и "более равных".
Все это не случайно, так
как отражает отсутствие единого
видения государствами-
Как представляется, процесс реформирования ОБСЕ должен иметь две опоры. Первая из них должна основываться на выработке новой политической повестки дня ОБСЕ, охватывающей весь регион Организации и ее военно-политическое, политико-гуманитарное (человеческое) и экономико-экологическое измерения. Решения, принятые в этом направлении на встречах Совета министров ОБСЕ в 2000-е гг. - важные шаги в этом направлении. Второй опорой в этом направлении должна служить программа всеобъемлющей внутренней реформы, охватывающей различные аспекты структуры ОБСЕ и ее деятельности. Осуществление реформы должно идти рука об руку с выработкой новой повестки дня, с тем, чтобы обеспечить непрерывность всего этого процесса и сохранить его нацеленность на будущее.
Принимая во внимание предложения России, и ряд других стран, очевидно, что единственным вариантом решения вопроса о правовом статусе и правоспособности ОБСЕ, в соответствии с нормами международного права, является разработка учредительного документа ОБСЕ как единого и целостного документа.
Предлагаю выработать и укрепить механизм взаимно отчета в системе ОБСЕ путем представления государствами-участниками ежегодных докладов, сопровождаемых описанием конкретных мероприятий по осуществлению деятельности ОБСЕ на их территории, возникших проблем, принятых мер, сделанных выводов. Предоставление всеми государствами-участниками данных докладов позволит, прежде всего, осуществить взаимо анализ деятельности не только Организации, но и каждого государства в отдельности, относительно исполнения обязательств, принятых в рамках ОБСЕ, также повысить авторитет Организации и поможет острее осознать ее нужность.
В сфере военно-политического
измерения необходимо рассмотреть
полезность и принять дополнительные
обязательства в военном
Таким образом, ОБСЕ нуждается
в серьезном реформировании. Но развернувшиеся
дискуссии о реформе ОБСЕ выявляют
глубокие расхождения во взглядах между
участниками этой Организации относительно
очередности реформ, степени их радикальности
и самого содержания преобразований.
Совершенствование деятельности ОБСЕ
и ее организационной структуры
является очень трудоемким процессом,
предусматривающим скрупулезный учет
интересов и целей, которые ставят
перед собой государства-
Заключение
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) - уникальный региональный форум, объединяющий США, Канаду, практически все европейские страны и бывшие советские республики, до 1994 г. известный как Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Основополагающим документом
СБСЕ/ОБСЕ является Хельсинский Заключительный
Акт, подписанный 1 августа 1975 г. Этот документ
был призван закрепить
После объединения Германии, распада СССР и роспуска Организации Варшавского Договора в Европе и США развернулась широкая дискуссия по проблеме строительства новой системы безопасности. Прорабатывались различные сценарии ее развития с учетом того, что на первый план выходили вопросы экономики, экологии, демократии, культуры, информации, а военно-политические категории, казалось, переставали играть лидирующую роль.5-6 декабря 1994 г. на Будапештском саммите было принято решение преобразовать с 1 января 1995 г. СБСЕ в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) со своим уставом и юридическо-правовой базой.
Следует отметить, что трансформация СБСЕ/ОБСЕ в 1990-х гг. была спонтанным ответом на новые вызовы безопасности. В частности, распад СССР вызвал не только увеличение числа участников Хельсинского процесса, но и существенно расширил круг решаемых СБСЕ задач, для реализации которых были созданы новые институты
После распада СССР и завершения идеологического противостояния между Западом и Востоком бывшие противники предприняли попытку превратить СБСЕ (а затем и ОБСЕ) в общеевропейскую организацию, занимающуюся поддержанием безопасности в Европе, урегулированием конфликтов, выработкой новых соглашений по контролю за вооружениями, равно как и мерами по укреплению доверия в военной области. Именно в это время были выработаны и подписаны такие ключевые документы как Парижская Хартия для новой Европы, Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ), Договор по открытому небу, документы о "третьем поколении мер по укреплению доверия и безопасности" и другие соглашения. Так страны-участницы пытались приспособить СБСЕ/ОБСЕ к новым реалиям, сложившимся на континенте после окончания холодной войны.
Сегодня в ОБСЕ нарастают
кризисные явления. Наблюдается, что
ОБСЕ все более отдаляется от своего
главного предназначения - служить
важным форумом политического диалога
и выработки решений по действительно
крупным общеевропейским
Несомненно, входящие в ОБСЕ
государства обязаны
Список использованной литературы:
1.Заключительный акт
Информация о работе Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе