Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:57, контрольная работа
В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права. Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.
Вторым элементом
системы ОБСЕ по мирному урегулированию
споров является
Комиссия ОБСЕ по примирению, предусмотренная
Положением о ней, одобренным в
Стокгольме в декабре 1992 года в дополнение
к Валлеттскому механизму. Спор между
государствами — участниками ОБСЕ может
быть передан Комиссии, если об этом договорятся
стороны в споре. Однако в соответствии
с разделом II
Положения государство-участник может
в любое время заявить, что оно на условиях
взаимности согласится с процедурой примирения
Ко-. миссии в отношении споров между ними
и другими государствами-участниками.
В этом случае становится возможным обращение
к Комиссии в одностороннем порядке.
Каждая сторона
в споре должна назначить одного
мирового посредника из
Валлеттского списка, который ведется
в целях Валлеттского механизма по урегулированию
споров. Указанные посредники должны назначить
третьего мирового посредника, который
будет председателем Комиссии.
Решения Комиссии
носят рекомендательный характер. Однако
в соответствии с разделом XIV Положения
государство-участник может сделать
заявление, что в общем порядке
или в связи с конкретным спором
оно будет считать
Третьим элементом системы является Суд по примирению и арбитражу, создание которого предусмотрено Конвенцией по примирению и арбитражу в рамках ОБСЕ, принятой в Стокгольме 15 декабря 1992 г. Конвенция вступила в силу в 1997 году. Ее участниками являются 20 государств. Россия не участвует. Местом пребывания Суда является Женева.
Каждое государство
— участник Конвенции после вступления
ее в силу назначает двух мировых
посредников, из которых по крайней
мере один является гражданином этого
государства, а также одного арбитра
и одного заместителя арбитра, которые
могут быть ее гражданами или гражданами
любого другого государства —
участника ОБСЕ. Мировые посредники
и арбитры образуют в совокупности
Суд. Для рассмотрения споров могут
создаваться
Примирительные комиссии и Арбитражные
трибуналы.
Примирительная
комиссия может создаваться по одностороннему
заявлению государства —
Президиум Суда назначает еще трех посредников
в состав Примирительной комиссии. Он
может увеличить или сократить их число
при условии, что оно остается нечетным.
Главная цель Комиссии — оказывать помощь
сторонам в споре в поисках урегулирования
в соответствии с международным правом
и их обязательствами в рамках ОБСЕ.
Если стороны
придут к взаимоприемлемому
ОБСЕ.
Арбитражный трибунал
может создаваться по обоюдному
обращению спорящих сторон или по
одностороннему заявлению одной
из сторон по истечении 30 дней после
предоставления доклада Примирительной
комиссии Совету министров ОБСЕ,
Государства — участники Конвенции, сделав
соответствующее заявление, могут признать
обязательную юрисдикцию Арбитражного
трибунала.
Арбитражный трибунал для рассмотрения конкретного спора создается из арбитров спорящих сторон, назначенных ими в состав Суда, и арбитров, назначенных Президиумом Суда из списка арбитров. Трибунал решает споры в соответствии с международным правом. Он может также разрешать дело по справедливости при согласии на это сторон в споре. Арбитражное решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
Последний, четвертый
элемент системы мирного
Положениями о директивном примирении,
также принятая в Стокгольме в декабре
1992 года.
Другие международные
региональные организации также
предусматривают процедуры
В соответствии с
Пактом Лиги арабских государств[10] Совет
наделен функциями арбитражного
и примирительного органа, в котором
решения принимаются
При этом спорящие государства не будут
принимать участия в обсуждениях и решениях
Совета. Ко второй категории относятся
споры, которые могут привести к войне
между двумя государствами — членами
ЛАГ или между государством — членом Лиги
и третьей стороной. В этом случае Совет
вправе сам проявлять инициативу и предлагать
свои услуги в разрешении любого такого
спора.
В практике ЛАГ
споры и конфликтные ситуации
рассматривались также
Разрешению споров способствовала практика
создания комиссий по посредничеству
и примирению, в состав которых входили,
как правило, генеральный секретарь Лиги,
председатель Совета, а также представители
ряда государств — членов ЛАГ.
Временное местонахождение
Генерального секретариата ЛАГ –
г. Тунис.
Официальный язык – арабский.
Хартия Организации
африканского единства[11] предусматривает
в ст. 3, что спорные вопросы
должны разрешаться путем переговоров,
посредничества, примирения и арбитража.
Комиссии по посредничеству, примирению
и арбитражу отводилась роль особого
органа для мирного разрешения международных
споров. Однако на практике деятельность
ее оказалась незначительной.
Главную роль в урегулировании межгосударственных
споров и конфликтов, включая территориальные
и пограничные, играют ее руководящие
органы —
Ассамблея глав государств и правительств
и Совет министров. Наиболее часто в практике
разрешения споров в рамках ОАЕ используется
создание следственных и согласительных
комиссий, а также арбитражных органов.
Система разрешения
споров между американскими
Принятый в 1948 году
Американский договор о мирном разрешении
споров
(Боготинский пакт) ни разу на практике
не применялся. В нем участвуют не все
американские государства, а многие из
участвующих сделали весьма существенные
оговорки, ограничивающие сферу применения
Пакта.
Протоколом поправок Картахены 1985 года проведена реформа
системы мирного разрешения споров, предусмотренная Уставом
ОАГ, в частности упразднена Межамериканская комиссия по мирному решению споров и усилены полномочия Постоянного совета. Постоянный совет уполномочен следить за поддержанием дружественных отношений между государствами — членами ОАГ и в
этой связи способствовать мирному разрешению споров между ними
(ст. 83 Устава ОАГ).
Любая сторона в споре может
просить Постоянный совет об
оказании добрых услуг для
урегулирования спора. Совет
Среди других соглашений
между американскими
Центральноамериканского суда.
Что касается Содружества
Независимых Государств, то в его
Уставе, ст.
18, предусмотрено, что Совет глав государств
правомочен на любой стадии спора, продолжение
которого могло бы угрожать поддержанию
мира или безопасности в Содружестве,
рекомендовать сторонам надлежащую процедуру
или методы его урегулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, международный
спор - формально признанное разногласие
между субъектами международного права.
Международный спор должен решаться
мирными средствами на основе принципа
мирного разрешения международных
споров. Под средствами мирного разрешения
споров понимаются международно- правовые
способы и процедуры
1. Переговоры –
способ решения самых
2. Консультации – разновидность переговоров.
3. Посредничество
– ведение переговоров не
4. Добрые услуги
- представляют собой действия
не участвующей в споре
5. Следственные
и согласительные комиссии –
предпринимают усилия для
6. Международный
арбитраж (третейское разбирательство)
- процедура мирного
Третейское разбирательство означает посредничество или арбитраж, поскольку и в том и в др. случаях в решении спора помимо самих спорящих сторон участвует третья сторона – посредник или арбитр.
7. Международное
судебное разбирательство –
Указанная система
средств сложилась в ходе длительной
международной практики и продолжает
развиваться. Переговоры, арбитраж относятся
к наиболее ранним средствам, тогда
как судебное разбирательство, использование
международных организаций
Первым универсальным
актом о мирном разрешении международных
споров является Конвенция «О мирном
решении международных
Гаагской конференции мира.
26 сентября 1928 г.
Лигой Наций был принят Общий
акт о мирном разрешении
Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 г. (с поправками),
Особое место
занимает Устав ООН, закрепивший
ряд важных положений, относящихся
к разрешению споров мирными средствами
(в частности, ст. 33). В развитие этих
положений Генеральной
1982 года.
Среди региональных
соглашений можно назвать Межамериканский
договор о мирном разрешении споров
1948 сода (Боготинский пакт). Европейскую
конвенцию о мирном разрешении споров,
принятую Советом Европы в 1957 году,
Конвенцию по примирению и арбитражу в
рамках ОБСЕ 1992 года и др., а также уставы
региональных организаций (ЛАГ, ОАГ, ОАЕ,
СНГ и др.), содержащие положения о мирном
разрешении споров.
Механизмы мирного
урегулирования международных споров
предусмотрены в ряде многосторонних
конвенций, регулирующих сотрудничество
государств в различных специальных
сферах, например в Конвенции о
международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими
объектами, 1972 года, в
Конвенции ООН по морскому праву 1982 года
и во многих других, а также в двусторонних
договорах и соглашениях.
Имеющийся в международном праве большой арсенал средств мирного разрешения споров обеспечивает выбор наиболее приемлемого из них для каждого конкретного спора в зависимости от его условий и затронутых в нём вопросов.
Список используемой литературы.
1. Устав ООН и
Статут Международного Суда. Вступил
в силу 24 октября
1945 г.
2. Венские Конвенции от 1975 г.
3. Гаагские Конвенции
о мирном разрешении
4. Женевские Конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним.
5. Конвенция ООН по морскому праву. Вступила в силу 16 ноября 1994 г.
6. Сборник международных
договоров СССР и Российской
Федерации. МИД РФ.
М., Международные отношения. 1993.
7. Действующее международное право. В трёх томах. Т. 1, М., 1996.
8. Анисимов Л.Н.
Международно-правовые
9. Лазарев С.Л. Международный арбитраж. М., 1991.
10. Международное
право. Под ред. Ю.М. Колосова,
Э.С. Кривчикова. М.,
Международные отношения. 2000.