Мириное разрешение споров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права. Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 54.92 Кб (Скачать)

Международное судебное разбирательство имеет много  общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. 
Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме 
Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.

Международный Суд  ООН (местопребывание — Гаага) стал преемником 
Постоянной палаты международного правосудия. Это один из главных органов 
ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым  Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела, переданные ему сторонами, все вопросы, специально предусмотренные Уставом  ООН или действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция 
Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие дается в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Государства —  участники Статута могут в  любое время, сделав заявление, признать юрисдикцию Суда обязательной по всем правовым спорам, категории которых  перечислены в ст. 36, п. 2: толкование договора; любой вопрос международного права; наличие факта, который, если он будет установлен, представит собой  нарушение международного обязательства; характер и размеры возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В настоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 государств, причем из постоянных членов Совета Безопасности — только 
Великобритания.

Ряд универсальных  международных договоров содержит положение о признании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН  в отношении споров, затрагивающих  толкование и применение этих договоров. Таких договоров около 300. В некоторых  из них Российская Федерация участвует  без оговорок к указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ[5] 1956 года, б 
Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года и др. В 
1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих договоров: 
Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года, Конвенции о политических правах женщин 1952 года, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Для образования  судебного присутствия достаточен кворум в девять судей. 
Однако, как правило, суд заседает в полном составе. Вместе с тем предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел,. например дел, касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер в составе трех и более судей. Суд также может по мере надобности создавать камеры и для разбора отдельных дел (ст. 26 Статута). В практике 
Суда такая камера впервые была создана в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой о разграничении морских пространств в заливе Мэн. Кроме того, в целях ускорений разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута).

Судопроизводство  в Суде ведется на французском  или английском языке. По ходатайству  любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде возбуждаются двумя способами: нотификацией специального соглашения, заключенного между сторонами  в споре, либо подачей секретарю  Суда одностороннего письменного заявления, В обоих случаях должны быть указаны  предмет спора и стороны (ст. 40, п. 1, 
Статута),

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.

Суд имеет право  указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для обеспечения  прав каждой из сторон. Сообщение о  таких предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН. Так, получив жалобу Никарагуа против США 9 апреля 1984 г., Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о  временных мерах, постановив, что  США должны немедленно прекратить минирование  никарагуанских портов и какие-либо посягательства на территориальную  целостность или политическую независимость  Никарагуа с помощью любых  военных или полувоенных действий, применения силы или угрозы силой  в нарушение принципов международного права.

Судопроизводство  делится на две части: письменную и устную. Суд устанавливает сроки  предоставления сторонами меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих их документов. 
Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адвокатов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе или если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена.

По окончании  слушания дела Суд удаляется в  совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в закрытом заседании и сохраняются  в тайне. Все вопросы разрешаются  большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов  поровну голос 
Председателя считается решающим. Решение должно быть аргументировано, и в нем должны быть указаны имена судей, участвующих в его принятии.

Каждый судья  имеет право представить в  письменном виде особое мнение 
(мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констатация несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет  обязательную силу лишь для участвующих  в деле сторон и лишь по данному  делу. Решение окончательное и  не подлежит обжалованию. Просьба о  пересмотре может быть заявлена на основании вновь открывшихся  обстоятельств, которые по своему характеру  могут оказать решающее влияние  на исход дела и которые при  вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении  десяти лет после вынесения решения.

Как указано в  ст. 38, Суд разрешает споры на основании  международного права, применяя международные  конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный  обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также  может учесть судебные решения и  доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости.

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в  Совет 
Безопасности ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (ст. 94, п. 2, Устава 
ООН).

За период своей  деятельности с 1946 года до января 2000 года 
Международный Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения международных договоров, суверенитета над определенными территориями, делимитации морских пространств и континентального шельфа и др. Существенное значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г, по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконными военные и полувоенные действия США и обязал США возместить 
Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд  правомочен также давать консультативные  заключения по любому юридическому вопросу  по запросам Генеральной Ассамблеи  и Совета 
Безопасности ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения 
Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и организациям на постоянной основе, При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так, Международный Суд отказался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ[6] в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия государством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения международных  судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит  рекомендательный характер. Однако никакие  положения Устава ООН и Статута 
Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Так поступали, например, ФАО[7], ЮНЕСКО[8], Административный трибунал МОТ[9] и др.

Международный Суд  с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных  заключения, большая часть которых  — по запросам Генеральной Ассамблеи. 
Некоторые из них давали авторитетное толкование положений Устава ООН и норм международного права.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение Международного Суда от 8 июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи  ООН о законности угрозы ядерным  оружием или его применения. В  нем Международный Суд, в частности, постановил единогласно, что ни в  международном обычном, ни в международном  договорном праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или применения ядерного оружия. Суд также единогласно постановил, что угроза силой или применение силы с использованием ядерного оружия, которые противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям ст. 51, противоправны. Суд  единогласно пришел к заключению, что угроза ядерным оружием или  его применения должна отвечать требованиям  международного права, применимым к  вооруженным конфликтам, особенно к требованиям международного гуманитарного права, а также договорным обязательствам, непосредственно касающимся ядерного оружия.

Международный трибунал по морскому праву, созданный в 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН  по морскому праву 1982 года является судебным органом, призванным разрешать споры  в специальной сфере сотрудничества — в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции  ООН по морскому праву), Международный  трибунал состоит из 21 судьи, избранных  из числа лиц, пользующихся самой  высокой репутацией беспристрастности  и справедливости и являющихся признанными  авторитетами в области морского права. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны 
(при этом при первых выборах по жребию определяется, какие семь судей избраны на три года и еще семь судей — на шесть лет),

В составе Трибунала  должно быть обеспечено представительство  основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение. В этих целях предусмотрено, что в его  составе не может быть двух граждан  одного и того же государства и  должно быть не менее трех членов от каждой географической группы, установленной  Генеральной Ассамблеей ООН (ст. 3 
Статута).

Каждое государство  — участник Конвенции 1982 года может  выдвинуть не более двух кандидатов. Выборы проводятся на совещании государств-участников при кворуме в две трети. Избранными в Трибунал считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов, но не менее двух третей присутствующих и участвующих в голосовании  государств. При первых выборах в  состав 
Трибунала был избран российский юрист А.Л. Колодкин.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать  споры между государствами —  участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, оп вправе рассматривать  споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных  соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают  компетенцию Трибунала.

Существенной особенностью Трибунала является то, что он уполномочен  рассматривать споры не только между  государствами, но и между государствами  и Органом по морскому дну (т.е. международной  организацией), а также между физическими  и юридическими лицами. Правда, это  предусмотрено только для споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Трибунал может  работать в полном составе или  при кворуме в 11 судей. 
Трибунал может образовывать специальные камеры, состоящие из трех или более избираемых членов, для рассмотрения конкретных категорий споров. Созданы камеры по делам, связанным с рыболовством и защитой окружающей среды. 
Ежегодно Трибунал образует камеру из пяти судей в целях ускоренного разрешения дел в порядке упрощенного судопроизводства. Кроме того, Трибунал может образовать камеру для разбирательства переданного ему конкретного спора по просьбе сторон. Состав такой камеры определяется Трибуналом с одобрения сторон.

В Статуте предусмотрено  обязательное создание камеры по спорам, касающимся морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут  создаваться камеры ad hoc в составе  трех членов для рассмотрения какого- либо конкретного спора.

Как и в Международном  Суде ООН, споры передаются на рассмотрение 
Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с  Конвенцией, а также может разрешать  дело исходя из справедливости, если стороны  с этим согласны (ст. 293 Конвенции).

Решение Трибунала  является окончательным и выполняется  всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута).

Информация о работе Мириное разрешение споров