Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:57, контрольная работа
В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права. Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.
Международное судебное
разбирательство имеет много
общих черт с международным арбитражем.
Главное, что их сближает, это обязательность
решений. При этом с точки зрения
международного права решения международного
суда и решения третейского суда
имеют одинаковую силу.
Различие между ними носит главным образом
организационный характер: состав арбитража
зависит от воли спорящих сторон, а состав
международного суда определен заранее;
третейский суд формируется при обращении
к нему заинтересованных сторон, а международный
суд заседает постоянно, и судьи обязаны
быть в его распоряжении во всякое время.
Международные суды, кроме
Международного Суда ООН, могут рассматривать,
как и арбитражи, споры с участием международных
организаций и отдельных граждан.
Международный Суд
ООН (местопребывание — Гаага) стал
преемником
Постоянной палаты международного правосудия.
Это один из главных органов
ООН, в задачу которого входит осуществление
международного правосудия. Его состав
и компетенция определены Уставом ООН
и Статутом Международного Суда.
Согласно п. 1 ст.
34 Статута, сторонами по делам, разбираемым
Судом, могут быть только государства.
Ведению Суда подлежат все дела,
переданные ему сторонами, все вопросы,
специально предусмотренные Уставом
ООН или действующими договорами
и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом
юрисдикция
Суда носит факультативный характер. Это
значит, что спор может стать объектом
рассмотрения в Суде только с согласия
всех спорящих сторон. Такое согласие
дается в специальном соглашении спорящих
сторон о передаче дела на рассмотрение
Суда.
Государства —
участники Статута могут в
любое время, сделав заявление, признать
юрисдикцию Суда обязательной по всем
правовым спорам, категории которых
перечислены в ст. 36, п. 2: толкование
договора; любой вопрос международного
права; наличие факта, который, если
он будет установлен, представит собой
нарушение международного обязательства;
характер и размеры возмещения, причитающегося
за нарушение международного обязательства.
В настоящее время обязательную
юрисдикцию признают около 60 государств,
причем из постоянных членов Совета Безопасности
— только
Великобритания.
Ряд универсальных
международных договоров
Конвенции о борьбе с дискриминацией в
области образования 1960 года и др. В
1989 году Советский Союз снял свои оговорки
о непризнании обязательной юрисдикции
Международного Суда ООН в отношении следующих
договоров:
Конвенции о предупреждении преступления
геноцида и наказании за него 1948 года,
Конвенции о политических правах женщин
1952 года, Международной конвенции о ликвидации
всех форм расовой дискриминации 1965 года,
Конвенции против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции
о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией
проституции третьими лицами 1949 года,
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин 1979 года.
Для образования
судебного присутствия
Однако, как правило, суд заседает в полном
составе. Вместе с тем предусмотрено, что
для разбора определенных категорий дел,.
например дел, касающихся транзита и связи,
Суд может образовывать одну или несколько
камер в составе трех и более судей. Суд
также может по мере надобности создавать
камеры и для разбора отдельных дел (ст.
26 Статута). В практике
Суда такая камера впервые была создана
в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой
о разграничении морских пространств
в заливе Мэн. Кроме того, в целях ускорений
разрешения дел Суд ежегодно образует
камеру в составе пяти судей, которая по
просьбе сторон может рассматривать и
разрешать дела в порядке упрощенного
судопроизводства (ст. 29 Статута).
Судопроизводство
в Суде ведется на французском
или английском языке. По ходатайству
любой стороны Суд может
Статута),
Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и пересмотренном в 1978 году.
Суд имеет право
указать, какие, по его мнению, меры
должны быть приняты для обеспечения
прав каждой из сторон. Сообщение о
таких предлагаемых мерах немедленно
доводится до сведения сторон и Совета
Безопасности ООН. Так, получив жалобу
Никарагуа против США 9 апреля 1984 г.,
Суд 10 мая 1984 г. вынес решение о
временных мерах, постановив, что
США должны немедленно прекратить минирование
никарагуанских портов и какие-либо
посягательства на территориальную
целостность или политическую независимость
Никарагуа с помощью любых
военных или полувоенных
Судопроизводство
делится на две части: письменную
и устную. Суд устанавливает сроки
предоставления сторонами меморандумов,
контрмеморандумов, ответов на них,
а также подтверждающих их документов.
Устное судопроизводство состоит в заслушивании
Судом свидетелей, экспертов, представителей,
поверенных и адвокатов. Слушание дела
производится публично, если Суд не решил
иначе или если стороны не потребовали,
чтобы публика не была допущена.
По окончании
слушания дела Суд удаляется в
совещательную комнату для
Председателя считается решающим. Решение
должно быть аргументировано, и в нем должны
быть указаны имена судей, участвующих
в его принятии.
Каждый судья
имеет право представить в
письменном виде особое мнение
(мотивированное несогласие с решением),
индивидуальное мнение (несогласие с мотивами)
или декларацию (краткая констатация несогласия).
Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязательную силу лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на основании вновь открывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут оказать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.
Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании международного права, применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Но Суд может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справедливости.
В случае, если какая-либо
сторона в деле не выполнит обязательства,
возложенного на нее решением Суда,
другая сторона вправе обратиться в
Совет
Безопасности ООН, который может сделать
рекомендации или решить, какие принять
меры для приведения решения в исполнение
(ст. 94, п. 2, Устава
ООН).
За период своей
деятельности с 1946 года до января 2000 года
Международный Суд рассмотрел около 70
спорных дел, касающихся толкования и
применения международных договоров,
суверенитета над определенными территориями,
делимитации морских пространств и континентального
шельфа и др. Существенное значение для
повышения авторитета Суда имело его решение
от 27 июня 1986 г, по иску Никарагуа против
США, в котором Суд признал незаконными
военные и полувоенные действия США и
обязал США возместить
Никарагуа причиненный ущерб.
Международный Суд
правомочен также давать консультативные
заключения по любому юридическому вопросу
по запросам Генеральной Ассамблеи
и Совета
Безопасности ООН. Другие органы ООН и
специализированные учреждения могут
запрашивать консультативные заключения
по юридическим вопросам с разрешения
Генеральной Ассамблеи. Такое разрешение
дано более 20 органам и организациям на
постоянной основе, При этом их запросы
не должны выходить за пределы их компетенции.
Так, Международный Суд отказался дать
консультативное заключение по запросу
ВОЗ[6] в 1996 году относительно законности
применения ядерного оружия государством
в вооруженном конфликте, мотивируя свое
решение тем, что этот вопрос не относится
к компетенции ВОЗ.
Консультативное заключение
означает выражение мнения международных
судей по тому или иному юридическому
вопросу и в принципе носит
рекомендательный характер. Однако никакие
положения Устава ООН и Статута
Суда не запрещают органам и организациям,
обратившимся с запросом, признать для
себя обязательным консультативное заключение
Международного Суда. Так поступали, например,
ФАО[7], ЮНЕСКО[8], Административный трибунал
МОТ[9] и др.
Международный Суд
с 1946 года по 2000 год вынес 23 консультативных
заключения, большая часть которых
— по запросам Генеральной Ассамблеи.
Некоторые из них давали авторитетное
толкование положений Устава ООН и норм
международного права.
Большой резонанс
вызвало консультативное
Международный трибунал
по морскому праву, созданный в 1996 году
в соответствии с Конвенцией ООН
по морскому праву 1982 года является судебным
органом, призванным разрешать споры
в специальной сфере
(при этом при первых выборах по жребию
определяется, какие семь судей избраны
на три года и еще семь судей — на шесть
лет),
В составе Трибунала
должно быть обеспечено представительство
основных правовых систем мира и справедливое
географическое распределение. В этих
целях предусмотрено, что в его
составе не может быть двух граждан
одного и того же государства и
должно быть не менее трех членов от
каждой географической группы, установленной
Генеральной Ассамблеей ООН (ст. 3
Статута).
Каждое государство
— участник Конвенции 1982 года может
выдвинуть не более двух кандидатов.
Выборы проводятся на совещании государств-
Трибунала был избран российский юрист
А.Л. Колодкин.
В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между государствами — участниками Конвенции 1982 года, касающиеся толкования или применения этой Конвенции. Кроме того, оп вправе рассматривать споры, возникающие по поводу толкования или применения любых других международных соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают компетенцию Трибунала.
Существенной особенностью
Трибунала является то, что он уполномочен
рассматривать споры не только между
государствами, но и между государствами
и Органом по морскому дну (т.е. международной
организацией), а также между физическими
и юридическими лицами. Правда, это
предусмотрено только для споров,
связанных с режимом и
Трибунал может
работать в полном составе или
при кворуме в 11 судей.
Трибунал может образовывать специальные
камеры, состоящие из трех или более избираемых
членов, для рассмотрения конкретных категорий
споров. Созданы камеры по делам, связанным
с рыболовством и защитой окружающей среды.
Ежегодно Трибунал образует камеру из
пяти судей в целях ускоренного разрешения
дел в порядке упрощенного судопроизводства.
Кроме того, Трибунал может образовать
камеру для разбирательства переданного
ему конкретного спора по просьбе сторон.
Состав такой камеры определяется Трибуналом
с одобрения сторон.
В Статуте предусмотрено обязательное создание камеры по спорам, касающимся морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут создаваться камеры ad hoc в составе трех членов для рассмотрения какого- либо конкретного спора.
Как и в Международном
Суде ООН, споры передаются на рассмотрение
Трибунала либо на основании специального
соглашения между сторонами в споре, либо
на основании письменного заявления одной
из сторон при условии, что обе стороны
связаны с признанием обязательной юрисдикции
Трибунала.
При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело исходя из справедливости, если стороны с этим согласны (ст. 293 Конвенции).
Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу (ст. 33 Статута).