Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 10:57, контрольная работа
В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права. Основными принципами международного права при разрешении конфликта являются поддержание мирных и добрососедских отношений между государствами, а также недопущение возникновения ситуаций, могущих привести к спору, конфликту или кризису.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в мире чрезвычайно обострился вопрос разрешения кризисных и конфликтных ситуаций. В этой связи особую актуальность приобретает проблема выбора алгоритма действий при их разрешении. Данный выбор в значительной мере зависит от интересов сторон и при их содействии должен основываться на принципах международного права.
Основными принципами
международного права при разрешении
конфликта являются поддержание
мирных и добрососедских отношений
между государствами, а также
недопущение возникновения
В случае если спор,
конфликт или кризис всё же возникает,
в силу вступают два других взаимосвязанных
принципа поведения: воздерживаться от
использования силы или угрозы силой
для навязывания другой стороне
своего способа разрешения конфликта
и предпринять попытки к
В то же время принимается в расчёт и дополнительные международные правила – не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.
В таких мероприятиях, в качестве первого шага к урегулированию спора или предотвращению его осложнения, государство уведомляет другую сторону в споре о том, что возникшая ситуация может нарушить существующие между ними дружественные отношения, и предлагает другой стороне обменяться мнениями по данному вопросу.
Если договорённость не достигнута, стороны вынуждены искать урегулирование спора путём прямых переговоров по дипломатическим или иным каналам. Если и в результате прямых переговоров не удаётся прийти к урегулированию спора, они приступают к обмену мнениями относительно следующих шагов, которые они предпримут.
При невозможности
достичь соглашения о последующей
процедуре каждая сторона в споре
имеет право искать урегулирования
в одностороннем порядке в
соответствии с какой – либо одной
процедурой урегулирования, рассмотренной
в одном из предыдущих соглашений
между сторонами. При отсутствии
таких соглашений и в случае, если
данный спор может представлять собой
угрозу для международного мира и
безопасности, стороны в споре
должны передать его на рассмотрение
Совета Безопасности ООН. Этот орган
полномочен давать сторонам рекомендации
относительно надлежащей процедуры
и методов урегулирования спора,
а также рекомендовать
Алгоритм действий
в конкретном конфликте зависит
от многих факторов и требует специального
обоснования. Но теоретический и
практический интерес представляет
вывод о том, что эффективность
переговоров как средств
Урегулирование
конфликта подразумевает
1. ПОНЯТИЕ СРЕДСТВ МИРНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ.
Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно- правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме.
Что же такое международный
спор. Международный спор – формально
признанное разногласие между субъектами
международного права, возникающие
по вопросу факта или права. Может
быть двухсторонним или
Принцип мирного
разрешения споров – один из основных
принципов международного права, в
соответствии с которым государства
обязаны урегулировать свои споры
путём обращения к мирным средствам
разрешения международных споров и
таким образом, чтобы не подвергать
угрозе международный мир и
Одни способы и процедуры мирного разрешения споров известны международному праву с давних пор, другие появились не так давно. Однако лишь с признанием обязанности разрешения споров исключительно мирными средствами сформировалась система таких средств. Эта система нашла закрепление в ст. 33 Устава ООН. В ней перечислены такие мирные средства, как:
- переговоры;
- обследование;
- посредничество;
- примирение,
- арбитраж;
- судебное разбирательство;
- обращение к
региональным органам и
- и иные мирные средства.
К иным мирным средствам можно отнести:
- добрые услуги;
- механизм разрешения споров органами ООН;
- механизмы разрешения споров, предусмотренные специальными соглашениями.
В практике международных
отношений могут появиться и
другие процедуры.
Устав ООН различает споры юридического
характера и все остальные. При этом
Статут Международного Суда ООН в ст. 36
к юридическим (правовым) спорам отнес
толкование договора; любой вопрос международного
права; наличие факта, представляющего
нарушение международного обязательства;
характер и размеры возмещения, причитающегося
за нарушение международного обязательства.
Из такого различия исходит также Европейская
конвенция о мирном решении споров 1957
года.
Рассмотрим подробно средства и процедуры мирного урегулирования международных споров.
2. ПЕРЕГОВОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ.
Непосредственные переговоры занимают особое место в системе мирных средств разрешения споров. Без переговоров по существу вообще невозможно мирное улаживание международных споров, ибо использование всех мирных средств так или иначе связано с переговорами.[2]
Почти во всех соглашениях
о мирном урегулировании международных
споров переговоры признаются первым
шагом для достижения цели — в
Гаагских конвенциях о мирном решении
международных столкновений 1899 и 1907
годов, в
Уставе ООН (ст. 33), в Общем акте о мирном
разрешении международных споров
1949 года, в Манильской декларации о мирном
разрешении споров 1982 года и др. В решении
Постоянной палаты международного правосудия
по делу
Мавромматиса от 30 августа 1924 г., а также
в решении Международного Суда
ООН по спору о праве прохода через территорию
Индии от 12 апреля 1960 г. прямо указывалось,
что до того, как спор станет объектом
судебного разбирательства, необходимо
попытаться решить его путем переговоров.
Ведение переговоров
между заинтересованными
Преимущество переговоров заключается
в том, что стороны, находящиеся в споре,
непосредственно выясняют взаимные претензии,
определяют процедуру и способы решения
спорной проблемы, вырабатывают взаимоприемлемое
решение.
Переговоры различаются по кругу участников — переговоры глав государств, глав правительств, министров иностранных дел, глав дипломатических представительств и переговоры с участием специально уполномоченных лиц. Переговоры могут вестись официально и неофициально.
Переговоры различаются также по форме (устные — путем непосредственных контактов и письменные — путем обмена нотами, письмами и т.д.) и по числу участников (двусторонние и многосторонние, в том числе в рамках международных конференций).
Международное право не устанавливает сроков продолжительности переговоров. Если речь идет о споре, угрожающем поддержанию международного мира и безопасности, то стороны должны приложить усилия к урегулированию его в кратчайший срок.
Переговоры могут
привести к положительным результатам
при соблюдении определенных условий.
Прежде всего, переговоры должны быть
равноправными и вестись с
учетом суверенного равенства
Если переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам.
Консультации, по существу, являются разновидностью переговоров. Это относительно новый способ мирного разрешения споров, его появление относится к XX столетию.
Различаются факультативные
и обязательные консультации. Факультативными
являются консультации, к которым
стороны прибегают в каждом конкретном
случае по взаимному согласию. К
обязательным относятся консультации,
проведение которых обусловлено
заранее в соглашении на случай возникновения
разногласий между его
В ряде многосторонних
конвенций содержится обязательство
проводить консультации по любому вопросу,
который может возникнуть в отношении
цели или в связи с осуществлением
положений конвенции, например в
Конвенции о запрещении разработки,
производства и накопления запасов
бактериологического (биологического)
оружия и токсинов и их уничтожении
1972 года (ст. V), в Конвенции о запрещении
разработки, производства, накопления
и применения химического оружия и о его
уничтожении 1993 года
(ст. IX).
Такие консультации
можно рассматривать как
В ряде договоров
консультации прямо предусмотрены
как мирное средство разрешения споров
(например, в ст. 283 Конвенции ООН
по морскому праву 1982 г.). В Венской
конвенции о представительстве
государств в их отношениях с международными
организациями универсального характера
1975 года в ст. 84 говорится: «Если между
двумя или несколькими
3. ДОБРЫЕ УСЛУГИ И ПОСРЕДНИЧЕСТВО.
Добрые услуги и посредничество — это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия.
Гаагские конвенции
о мирном решении международных
столкновений 1899 и
1907 годов в числе мирных средств разрешения
споров предусматривают добрые услуги
и посредничество. В них указывается, что
добрые услуги и посредничество должны
оказывать государства, не причастные
к спору
(столкновению). Третья сторона может оказывать
добрые услуги или посредничество по своей
инициативе или по просьбе одной или нескольких
сторон в споре. При этом как предложение
добрых услуг или посредничества, так
и отказ от них не считается недружелюбным
действием (ст. 3). Добрые услуги или посредничество
имеют «исключительное значение совета
и не могут почитаться обязательными»
(ст. 6).
Различия между
этими двумя мирными средствами
следующие. Целью добрых услуг является
налаживание контактов между
сторонами в споре с тем, чтобы
побудить их вступить в переговоры.
Сторона, оказывающая добрые услуги,
не должна участвовать в переговорах
и влиять на их ход. Посредничество
предполагает более активное участие
третьей стороны. Его целью является
не только налаживание контактов
между спорящими сторонами, но и
достижение между ними примирения.
Как отмечается в ст. 4 Конвенций
1899 и 1907 годов,
«задача посредника заключается в согласовании
противоположных притязаний и в успокоении
чувства неприязни, если оно возникло
между государствами, находящимися в споре».
Посредник может участвовать в переговорах,
активно влиять на их ход, внося предложения
по существу спора. Именно поэтому для
осуществления посредничества необходимо
согласие обеих спорящих сторон.
Обладая широкими правами, посредник должен соблюдать определенные обязанности: воздерживаться от оказания помощи одной стороне в ущерб другой; уважать суверенные права, честь и достоинство спорящих государств.
Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, международная организация, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.[3]