Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью написания курсовой является рассмотрение международного воздушного права (в частности международных воздушных перевозок) как составной части международного права.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 Понятие и виды международных воздушных перевозок………..…….5
ГЛАВА 2 Правовое регулирование международных воздушных перевозок…………………………………………………………………………....10
ГЛАВА 3 Договор международной воздушной перевозки…………..………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...27
Договор перевозки в самом общем виде может быть определен как договор, по которому одна сторона (перевозчик) берет на себя обязательство перед другой стороной (грузоотправителем или пассажиром) осуществить перевозку. Обязанность перевозчика по отношению к грузоотправителю или пассажиру по своей природе не носит личного характера, поскольку он может передать исполнение договора другому лицу, оставаясь ответственным за перевозку согласно договору, заключенному с отправителем груза или пассажиром [16].
Договор международной воздушной перевозки пассажира имеет возмездный и консенсуальный характер, и его основными чертами являются:
одностороннее формулирование перевозчиком условий договора перевозки;
публичный характер договора;
добровольное присоединение пассажира к договору и выражение его согласия с условиями договора путем оплаты стоимости билета;
консенсуальный характер выражается в факте совершения заключения договора с момента приобретения (оплаты) и выдачи пассажиру билета, в котором указываются существенные условия договора;
обеспечение защиты интересов потребителя;
обеспечение справедливой компенсации на основе принципа наиболее полной компенсации.
Договор признается заключенным после выполнения пассажиром одного из главных, существенных его условий - оформления билета на перевозку и оплаты услуг перевозчика, предоставляемых пассажиру по договору. C этого момента между перевозчиком и пассажиром возникают правоотношения, которые прекращаются после выполнения перевозчиком обязательства по перевозке пассажира в пункт назначения при условии благополучного его завершения, т.е. без причинения вреда жизни и здоровью пассажира, без потерь и нанесения повреждений его багажу. Надо отметить, что содержание договора международной воздушной перевозки не сводится только к оформлению билета [7].
Согласно Воздушному кодексу Республики Беларусь, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа – доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа, в том числе вещей, находящихся при нем, сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа – и провоз этого багажа.
По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их грузополучателю или управомоченному на получение груза или почты лицу, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.
Перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов и обеспечить их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах [3].
В Республике Беларусь договор воздушной перевозки пассажира, груза удостоверяется соответственно билетом или квитанцией электронного билета, багажной квитанцией, грузовой накладной. Эти перевозочные документы оформляются перевозчиком или его агентом, которое осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме.
При оформлении перевозки и оплаты за наличный расчет перевозчик или агент обязан выдать кассовый чек или приходный кассовый ордер. При оформлении перевозки по безналичному расчету перевозчик или агент выставляет счет на оплату. Перечисление средств за перевозку подтверждается платежными документами.
На каждого пассажира оформляется отдельный билет на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Перевозчик или его агент должен предупреждать пассажира о необходимости сохранения пассажиром билета (неиспользованных купонов) или в случае электронного билета пассажирского корешка посадочного талона в течение всей перевозки и после окончания перевозки для подтверждения факта совершения полета.
При авиаперевозке грузов оформляется грузовая накладная, которая удостоверяет заключение договора воздушной перевозки груза, принятие груза к перевозке и условия перевозки груза. Данная накладная содержит сведения о перевозке груза при его передвижении от аэропорта (пункта) отправления до аэропорта (пункта) назначения, а также сведения об оплате перевозки груза. При этом первый оригинальный экземпляр грузовой накладной остается у перевозчика, второй предназначен для грузополучателя и должен следовать с грузом, третий возвращается перевозчиком или его агентом грузоотправителю после прохождения всех предусмотренных законодательством Республики Беларусь предполетных формальностей и принятия груза к перевозке. Грузовая накладная оформляется на основании подписанного грузоотправителем заявления (заявки) на перевозку груза и документа, удостоверяющего личность грузоотправителя, либо доверенности и документа, удостоверяющего личность предъявителя доверенности.
В заявлении (заявке) на перевозку груза указываются сведения, необходимые для перевозки груза, информация об опасном грузе и отсутствии запрещенных к перевозке предметов и веществ. Если сдаваемый к перевозке груз имеет особые свойства или требует особых условий перевозки, грузоотправитель должен указать это в заявлении (заявке) на перевозку груза.
Грузоотправитель обязан представить достоверные и достаточные документы, которые до передачи груза грузополучателю необходимы для выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Перевозчик не обязан проверять достоверность или полноту информации, указанной в этих документах.
Важно отметить, что все необходимые записи в грузовой накладной должны быть сделаны в момент ее оформления, и все копии грузовой накладной должны быть идентичны.
В случае потери, повреждения билета или какой-либо его части, выданного другим перевозчиком, дубликат оформляется только при получении письменного разрешения такого перевозчика.
Перевозка пассажира, багажа, груза, выполняемая до аэропорта (пункта) назначения, в который должен быть доставлен пассажир, багаж, груз согласно договору воздушной перевозки пассажира, груза несколькими перевозчиками по одному перевозочному документу или оформленным вместе с ним дополнительным перевозочным документом, рассматривается как единая перевозка независимо от того, имели ли место пересадка (перегрузка) или перерыв в перевозке. В случае оформления перевозки на двух или нескольких документах номера дополнительных перевозочных документов должны быть внесены в основной перевозочный документ.
Перевозчик или его агент обязан обеспечить информирование пассажиров о месте выдачи зарегистрированного багажа в аэропорту назначения, остановки или трансфера, а также о причине и продолжительности любой задержки в доставке багажа и обеспечить выдачу багажа пассажирам.
Пассажир обязан получить зарегистрированный багаж сразу после его предъявления к выдаче на основании билета, багажной квитанции и отрывного талона номерной багажной бирки. В случае, если пассажир не может предъявить багажную квитанцию или отрывной талон номерной багажной бирки, перевозчик может выдать багаж такому пассажиру при условии предъявления доказательств своих прав на этот багаж.
Зарегистрированный багаж хранится в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, в течение двух суток, включая день прибытия воздушного судна, на котором доставлен зарегистрированный багаж, без взимания дополнительной платы.
Если зарегистрированный багаж с надлежаще оформленной номерной багажной биркой прибыл в аэропорт (пункт) назначения, трансфера или остановки и не был получен или востребован пассажиром, перевозчик обеспечивает розыск владельца зарегистрированного багажа. Если розыск владельца зарегистрированного багажа дал положительные результаты, то перевозчик обеспечивает направление владельцу зарегистрированного багажа письменного уведомления о необходимости получения багажа и порядке получения или доставки багажа.
Зарегистрированный багаж хранится в течение шести месяцев со дня направления владельцу зарегистрированного багажа уведомления о необходимости получения багажа, а в случае, если владелец зарегистрированного багажа не найден - со дня прибытия воздушного судна в аэропорт. В случае неполучения пассажиром зарегистрированного багажа по истечении указанного срока багаж может быть реализован или уничтожен в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки пассажира, то по требованию пассажира перевозчик на основании перевозочного документа и отрывного талона номерной багажной бирки обеспечивает необходимые меры к розыску неприбывшего зарегистрированного багажа, включающие:
составление акта о неисправностях при перевозке багажа (PIR);
внесение информации в международную систему розыска багажа;
направление запроса в аэропорт отправления о наличии багажа;
направление запросов в аэропорты, в которые багаж мог быть доставлен ошибочно;
направление запроса о досылке багажа в случае его обнаружения.
Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по заявлению пассажира о неполучении багажа [17].
Характер отношений, которые регулирует договор международной воздушной перевозки, достаточно сложен, хотя, на первый взгляд, очевидно, что они являются гражданско-правовыми. Однако для характеристики реальных отношений, охватываемых договором международной воздушной перевозки, важно урегулирование всей совокупности отношений, возникающих между пассажирами и перевозчиками по поводу международной воздушной перевозки.
Перемещая пассажира и его багаж на воздушном судне, зарегистрированном в своем государстве, на или через территории иностранных государств, национальный перевозчик выполняет миссию международного перевозчика, назначенного эксплуатировать установленные международные воздушные линии в строгом соответствии с условиями двусторонних соглашений о воздушном сообщении.
Каждый раз, когда воздушное судно национального перевозчика покидает международный аэропорт своей страны и направляется в пункт назначения другой страны, происходит смена "юридического климата", т.е. к национальным законам и правилам, регулирующим международную перевозку, добавляются новые, применяемые к такой перевозке в стране прибытия воздушного судна. Смена национальных регуляторов международной авиаперевозки за весь ее период осуществления происходит неоднократно. Из-за того, что правила международных воздушных перевозок унифицированы лишь частично, а решение остальных оставлено на усмотрение государств, в мировой практике сложились множественность и разнообразие национальных подходов к регулированию многих вопросов международных авиаперевозок.
Будучи необходимой формой оформления взаимоотношений перевозчика и пассажира по поводу международной авиаперевозки, договор представляет собой совпадающее волеизъявление перевозчика и пассажира, направленное на установление взаимных прав, обязанностей и ответственности на период перевозки и их автоматическое прекращение после ее завершения, кроме случаев причинения вреда пассажиру и его багажу [7].
Есть ситуации, при которых перевозка может не состояться. Плохие метеорологические условия в аэропорту назначения, по маршруту следования, технические причины с воздушными судами, неполучение перевозчиком разрешения на осуществление международного полета, акты захвата и угона самолетов, интересы обеспечения авиационной безопасности, арест воздушного судна и пр. могут вынудить перевозчика отказаться от перевозки. Вследствие подобных причин перевозчик обязан возместить пассажиру провозную плату и принять другие меры, предусмотренные национальным законом, унифицированными и коллизионными нормами международного частного воздушного права и обычаями делового оборота. Перевозчик обязан объяснить пассажирам причины, по которым перевозка не состоялась. В свою очередь они могут быть ими признаны вескими или несостоятельными. В последнем случае перевозчику в судебном порядке может быть вменено возмещение причиненного вреда пассажиру и его багажу.
Транспортное обязательство по перевозке возникает для перевозчика только после оплаты пассажиром билета согласно установленному тарифу. Именно поэтому договор международной воздушной перевозки как форма соглашения (сделки), закрепляющий права и обязанности сторон, письменно не оформляется. В этом заключаются главная и принципиальная особенность и специфика договора международной воздушной перевозки.
Практической потребности в этом нет, что подтверждается многолетней практикой международных воздушных перевозок. Письменным доказательством существования договора и его действительностью является традиционный бумажный билет, а с недавних пор - электронный билет, оплата которых пассажиром придает юридическую силу сделке [7].