Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа
Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, с укреплением международного мира и правопорядка. Такое понимание этой проблемы характерно для российской науки международного права. Она неразрывно связана с борьбой против международных правонарушений, прежде всего с борьбой против агрессии, являясь при этом одной из важных проблем международного права. Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды не только отдельными учеными и научными учреждениями, но и неправительственными и межправительственными организациями, включая Лигу Наций. Однако до сих пор ни одна из этих попыток не привела к появлению универсальной международной концепции.
Введение 3
Глава 1. Международно-правовая ответственность 5
1.1 Международно-правовая ответственность: понятие, основания, субъекты 5
1.2 Виды и формы международно-правовой ответственности 17
1.3 Определение объема ответственности 22
Глава 2. Международные преступления и ответственность физических лиц за их совершение 25
2.1. Понятие и виды международных преступлений 25
2.2 Ответственность физических лиц за совершение преступлений против мира и человечности 33
2.3. Индивидуализация ответственности за международные преступления 37
Заключение 47
Особой формой ответственности государства за международное преступление является передача части его территории потерпевшим субъектам с целью гарантии их безопасности. Вместе с тем это может служить компенсации ущерба, который не может быть возмещен иным путем.
Объем ответственности
государства правонарушителя
Нематериальная и материальная
ответственность государства-
Объем материальной и нематериальной ответственности за международные правонарушения как правило является сравнительно ограниченным. Он состоит из некоторых обременений, выражающихся в простом удовлетворении или возмещении.
Объем ответственности за международные преступления может быть весьма значительным и включать дополнительные лишения, выходящие за рамки простого удовлетворения. Они могут проявляться в ограничении суверенитета и правоспособности государства-правонарушителя наряду с полным возмещением убытков, причиненных потерпевшим субъектам международного права.
К примеру, документы, относящиеся
к установлению ответственности
Германии и ее союзников после
первой и второй мировых войн, содержали
положения, предусматривающие право
потерпевших государств на возмещение
всего без ограничения
Право на полное возмещение ущерба имеют государства и народы, потерпевшие от колониализма. Все государства, территории и народы, находящиеся под иностранной оккупацией, иностранным и колониальным господством или гнетом апартеида, имеют право на возмещение и полную компенсацию за эксплуатацию и истощение и за ущерб, причиненный природным и всем другим ресурсам этих государств, территорий и народов8. Государства, которые проводят такую политику принуждения, несут экономическую ответственность перед странами, территориями и народами за возмещение и полную компенсацию использования и сокращения природных и всех других ресурсов этих стран, территорий и народов9.
В некоторых случаях объем материальной ответственности государства, совершившего международное преступление, может ограничиваться в силу нереальности возмещения всего причененного материального ущерба. Именно с учетом этого был ограничен объем материальной ответственности Германии после второй мировой войны. Невозможность возмещения всего ущерба привело к тому, что на Германию решением Крымской конференции в феврале 1945 года было наложено лишь 20 млрд. долларов репараций. Это составляет не более десятой доли реального ущерба, нанесенного Объединенным нациям в течение второй мировой войны.
В этом решении потерпевшие
страны исходили из того, что объем
материальной ответственности Германии
и ее союзников должен определяться
с учетом реального положения
побежденных стран и
Такой подход, однако, не принижает значения общепризнанной международно-правовой нормы, предусматривающей полное возмещение причиненного ущерба. Притом, что агрессор несет ответственность за весь ущерб, явившийся результатом агрессии, потерпевшее государство вовсе не обязано произвести взыскание ущерба в полном объеме, оно может в зависимости от конкретных условий отказаться от части своих прав и ограничиться взысканием лишь доли понесенного им ущерба.
Что касается нематериальной ответственности, то она должна возлагаться на государство в полном объеме и может предусматривать значительные ограничения его суверенитета и правоспособности. В этом и выражалась ответственность Германии после второй мировой войны.
При определении объема материальной ответственности государства-правонарушителя могут учитываться определенные обстоятельства данного правонарушения, например форма вины нарушителя. В этом случае необходимо различать возмещения за международные правонарушения, совершенные обдуманно и со злым умыслом, и возмещения за международные правонарушения, вытекающие из преступной небрежности.
В это же время, согласно международному праву, государство, которое может понести или несет материальный ущерб, само обязано принять меры к устранению возникновения ущерба или к сокращению его размеров. Если же оно не прибегло к разумным мерам по предотвращению ущерба или по уменьшению его размеров, объем его материальной ответственности подлежит соответствующему сокращению10. Размер материальной ответственности уменьшается в тех случаях, когда государство, несущее ущерб, не приняло всех необходимых мер к устранению риска возникновения ущерба или сокращению его размеров. Всякое международно-правовое деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства11.
При этом международно-противоправное
деяние может быть квалифицировано
лишь на основании норм международного
права. Суверенитет государства
обуславливает его особое правовое
положение в международных
В 1978-1986 гг. Комиссией международного права ООН был подготовлен проект статей «О юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности». Согласно него, государство пользуется иммунитетом в отношении себя и своей собственности, от юрисдикции судов другого государства с учетом положений настоящих статей (соответствующих норм общего международного права)12.
Разбирательство в суде государства должно рассматриваться как направленное против другого государства, независимо от того, указано или нет это другое государство в качестве стороны в разбирательстве, так как разбирательство фактически имеет ввиду подчинить это другое государство юрисдикции суда, либо возложить на него бремя последствий судебного решения, которые могут касаться собственности, прав, интересов или деятельности этого другого государства.
В частности, разбирательство в суде государства должно рассматриваться как направленное против другого государства если оно возбуждено против одного из органов этого другого государства, против одного из его политических подразделений, учреждений и институтов в отношении действия, совершенного в осуществлении прерогатив государственной власти, или против одного из его представителей в отношении действия, совершенного им в этом своем качестве, или поскольку это разбирательство имеет в виду лишить это другое государство его собственности или использования собственности, которой оно владеет или контролирует. Из этого вытекает, что иммунитет субъекта федерации оказывается независимым, при подобном подходе от признания их суверенитета, а связывается лишь с режимом собственности.
Однако, устанавливая, на какую собственность, находящуюся на территории иностранного государства, распространяется иммунитет, международное право обращается к национальному законодательству. К государственной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); и имущество субъектов федерации (собственность субъекта РФ)13.
Из этих положений следует, что собственность субъекта Российской Федерации, находящаяся за рубежом, является государственной собственностью, таким образом, на нее должны распространяться все виды государственного иммунитета.
В заключении добавлю, что многие аспекты правовых отношений членов федеральных государств, включая вопросы их ответственности и иммунитета, не имеют пока достаточно четкого правового регулирования, в связи с этим новые нормы российского законодательства, регламентирующие внешние связи субъектов РФ, нуждаются в подкреплении соответствующими нормами международного права.
Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки состава международного правонарушения. Международное правонарушение характеризуют следующие признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость. Международная общественная опасность – это способность международного правонарушения причинить вред объектам и отношениям, охраняемым международным правом.
Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированным в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств, а, следовательно, прав субъектов. Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесения вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает. Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определённые деяния правонарушением, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности. В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения.
Объект международного правонарушения – это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами). Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международного отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность Международно-противоправное деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия. Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния. Субъективная сторона – отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако, в отличие от внутреннего права, этот элемент состава разработан менее подробно. Международно-правовые нормы, как правило, не используют деления умысла на прямой и косвенный, а неосторожности – на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Так, в конвенциях зачастую используют термины «преднамеренное», «предумышленное». Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Речь идёт о так называемой «ответственности независимо от вины», в частности, об ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, космическими объектами, воздушными судами).
Различают три вида международных правонарушений:
- международные преступления;
- преступления международного характера;
- иные международные правонарушения (деликты)
Международное преступление – это деяние, нарушающее столь основополагающие жизненно важные интересы мирового сообщества, что рассматриваются как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся: апартеид, геноцид, рабство, наёмничество.
Международные преступления:
1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;
Информация о работе Международно-првовая ответственность за преступления против мира и человечности