Международно-првовая ответственность за преступления против мира и человечности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Проблема ответственности в международном праве непосредственно связана с функционированием международного права, с укреплением международного мира и правопорядка. Такое понимание этой проблемы характерно для российской науки международного права. Она неразрывно связана с борьбой против международных правонарушений, прежде всего с борьбой против агрессии, являясь при этом одной из важных проблем международного права. Работа по кодификации норм международно-правовой ответственности осуществлялась в разные периоды не только отдельными учеными и научными учреждениями, но и неправительственными и межправительственными организациями, включая Лигу Наций. Однако до сих пор ни одна из этих попыток не привела к появлению универсальной международной концепции.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международно-правовая ответственность 5
1.1 Международно-правовая ответственность: понятие, основания, субъекты 5
1.2 Виды и формы международно-правовой ответственности 17
1.3 Определение объема ответственности 22
Глава 2. Международные преступления и ответственность физических лиц за их совершение 25
2.1. Понятие и виды международных преступлений 25
2.2 Ответственность физических лиц за совершение преступлений против мира и человечности 33
2.3. Индивидуализация ответственности за международные преступления 37
Заключение 47

Работа содержит 1 файл

МП готовое.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Установление  ущерба следует считать необходимым элементом состава международного правонарушения, и состоит оно в установлении того, подлежат ли защите соответствующих норм международного права интересы, которым был причинен ущерб.

В зависимости  от природы ущерба, причиненного международным  правонарушением, его подразделяют на два основных вида:

материальный  ущерб – различные имущественные  потери, начиная от территориальных  потерь и кончая упущенной выгодой;

нематериальный  ущерб – начиная от различных  форм ограничения государственного суверенитета и кончая уроном чести и престижа государства.

Однако часто  ущерб причиняется и в смешанной  форме. Нет оснований выделять ущерб, причиненный иностранным физическим и юридическим лицам, ибо они  не являются субъектами международного права. Такой ущерб приобретает  международно-правовую значимость только в отношения государства с государством, То есть только тогда, когда нарушены законные интересы государства гражданства этих лиц. Международную значимость ущерб, причиненный иностранцам, приобретает лишь в случае использования механизма дипломатической защиты.

В международном  праве при делении материального  ущерба по характеру утрат выделяются положительный ущерб (действительный материальный ущерб) и упущенная  выгода. Если в результате правонарушения утрачено имущество, налицо положительный  ущерб; если утрачена возможность извлечь определенные экономические выгоды в будущем, речь идет об упущенной выгоде.

Упущенная выгода отличается от косвенного ущерба. Критерием  деления убытков на прямые и косвенные  служит характер причинной связи  между неправомерным поведением и причиненным ущербом.

 

    1.  Виды и формы международно-правовой ответственности

 

Ответственность государства-правонарушителя существует в конкретных ее видах и формах. Юридическая ответственность по международному праву отличается от юридической ответственности по национальному праву. Для национального права не характерны такие виды ответственности как политическая и такие формы международной ответственности, как сатисфакция, репарация и ряд иных. Такие виды ответственности могут быть применены только к федерации в целом.

Виды ответственности, в зависимости от характера возлагаемых  на государство лишений, делятся  на материальные и нематериальные. В доктрине международного права для обозначения нематериальной ответственности используются по крайней мере три термина: моральная, политическая и смешанная, морально-политическая ответственность.

Поскольку поведение  государства, в том числе и  международно-противоправное, является поведением политического социального  механизма, любой вид ответственности  государства в международной публично-правовой сфере имеет политический характер. Только за неимением более подходящего термина нематериальную ответственность в литературе обозначают как политическую. В реальной жизни виды ответственности взаимосвязаны. Деление ответственности на материальную и нематериальную в принципе условно, но, тем не менее, необходимо для ее практического осуществления.

Виды ответственности  как отражение специфики лишений, претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах, обусловленных этой спецификой.

Форма ответственности, отражая конкретное в лишениях, претерпеваемых государством-правонарушителем, является способом, с помощью которого это  государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым претерпевает соответствующие лишения.

Представляется, что любое международное правонарушение предполагает следующий комплекс последствий:

1) восстановление  государством-правонарушителем status quo ante;

2) несение государством-правонарушителем  ответственности;

3) применение  мирных согласительных средств  урегулирования для восстановления status quo ante и осуществления ответственности; 

4) обращение  потерпевших субъектов в случае  необходимости к принудительным  средствам обеспечения ответственности.

Исходя из единой природы этих последствий и трактовать ответственность в широком смысле, то к формам нематериальной ответственности государства следовало бы относить ресторации, сатисфакции и санкции, а к материальной ответственности – реституции, субституции и репарации. Если же исходить из различной природы последствий международного правонарушения и трактовать ответственность как обязанность государства претерпеть лишения, сопряженные с его собственным поведением, то формами ответственности следует считать лишь сатисфакции и репарации.

Второй случай более предпочтителен, так как он учитывает существующие различия последствий международного правонарушения и позволяет составить более точное представление о механизме реализации ответственности и о сопутствующих ей явлениях. Отдельные компоненты правовых последствий международного правонарушения, будучи взаимосвязанными, различны по природе, следовательно каждый из них имеет собственные формы, проявляясь в них и через них. Отсюда, при решении вопроса о формах ответственности государства целесообразнее исходить из того, что ответственность несомненно является следствием международного правонарушения, но не все его последствия служат формами ответственности.

Центральное место  в числе правовых последствий  международного правонарушения занимает восстановление status quo ante. Оно предполагает обязанности государства-правонарушителя, выполнение которых влечет лишения, и осуществляется в различных реституциях, а именно:

 а) restitutio in pristinum, которую в доктрине международного права называют ресторацией и которая состоит в восстановлении нематериальных прав потерпевших субъектов международного права (например, прекращение незаконной оккупции, освобождение неправильно задержанных лиц, отмена судебных решений, причиняющих ущерб потерпевшим государствам, их юридическим и физическим лицам);

б) restitutio on integrum, которую в доктрине международного права называют реституцией в  натуре и которая состоит в  возвращении государством-правонарушителем потерпевшим субъектам неправомерно захваченного у них имущества, имеющего индивидуальные харктеристики (например, архивов, исторических, художественных и иных ценностей и т. п.).

В практике межгосударственных отношений реституция, когда возможна, является первым шагом ликвидации вредных последствий международного правонарушения и обычно осуществляется наряду с сатисфакцией и репарацией. Именно поэтому ее вместе с сатисфакцией и репарацией рассматривают в качестве формы ответственности. Однако такое понимание реституции представляется спорным. Ведь потерпевшее государство несет все более со временем углубляющийся ущерб с момента нарушения обязательства государством-правонарушителем, поэтому реализация нарушителем своей обязанности восстановления status quo ante путем реституции в любой из ее форм является лишь возвратом к соблюдению нарушенных международно-правовых предписаний, которые явно неравнозначны возмещению потерпевшему государству всего понесенного им ущерба. Следовательно, нелогично трактовать реституцию как форму ответственности, так как ответственность предполагает определенные лишения, которое государство-правонарушитель должно претерпеть. Иными словами, реституция, ведя к восстановлению status quo ante, не является формой ответственности, поскольку в качестве последних выступают репарация и сатисфакция, осуществляемые наряду с реституцией.

В то же время  ответственность государств за международные  преступления не сводится к таким  традиционным формам ответственности. В силу характера последствий  и масштаба ущерба, порождаемых международными преступлениями, ответственность государства-правонарушителя предполагает его обязанность претерпеть политические, экономические, социальные и другие лишения, выходящие за рамки простого удовлетворения и возмещения. В качестве таких форм выступают различные ограничения суверенитета и правоспособности государства-правонарушителя, равно как и претерпеваемые материальные лишения.

С развитием  института международной ответственности  в международно-правовой доктрине высказано  мнение о целесообразности выделения ординарных сатисфакций и репараций в качестве форм ответственности за международные правонарушения и чрезвычайных сатисфакций и репараций в качестве форм ответственности за международные преступления.

Ординарная  сатисфакция – это удовлетворение государством-правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего государства. Цель сатисфакции – восстановление нематериального ущерба, прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства. В случаях, когда международное правонарушение не причинило материальный ущерб, ответственность государства-правонарушителя осуществляется только с помощью сатисфакции.

Наиболее характерные  формы – принесение извинений; выражение  сожаления, сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств, и тому подобное.

Зачастую в  международной практике одновременно применяется несколько форм сатисфакции. Извинение и другие формы сатисфакции осуществляются органами государства. В особых случаях для принесения извинения направляются специальные миссии, а сами принесение извинения сопровождается церемониями отдания почестей флагу потерпевшего государства, исполнением его гимна и тому подобные. Иногда в качестве особой формы производится символическая выплата. Из ряда судебных решений вытекает, что особой формой удовлетворения потерпевшего государства служит признание международным судом самого факта правонарушения.

Ординарная  репарация представляет собой возмещение государством-правонарушителем материального ущерба путем выплаты денежных сумм, поставки товаров, предоставления услуг, эквивалентных сумме, подлежащей возмещению потерпевшим субъектам. Особая форма ординарной репарации – субституция, состоящая в замене неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества (например произведений искусства) сходными или равноценными предметами.

К репарациям прибегают  обычно наряду с реституцией, а также  в тех случаях, когда материальное возмещение в натуре невозможно. Некоторые авторы используют для обозначения форм материальной ответственности государства термин «компенсация». Этим термином часто обозначают также денежные выплаты потерпевшим физическим и юридическим лицам. Государство-правонарушитель, будучи обязанным произвести репарации, самостоятельно изыскивает и определяет источники средств для выплаты материальной компенсации потерпевшим субъектам.

Чрезвычайная  сатисфакция представляет собой  различного вида временные ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения.

В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать:

временное приостановление или ограничение  прерогатив законодательных, исполнительных и судебных органов государства-правонарушителя;

реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления;

временная оккупация  части или всей территории; международный  контроль за использованием научного и промышленного потенциала;

меры по демилитаризации  промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил;

обязанность не оснащать их в будущем определенными видами вооружений и не производить таковые.

Такие международные  преступления, как агрессия, геноцид, апартеид и другие, с одной стороны, планируются, санкционируются и осуществляются государством как таковым, а с другой – их активными исполнителями и соучастниками являются отдельные должностные лица, которые умышленно используют механизм государства для достижения преступных, международно-противоправных целей. Соучастниками международных преступлений государства могут быть также отдельные граждане и юридические лица. Согласно международному праву, они подлежат строгой уголовной ответственности. Уголовная ответственность физических лиц сопутствует международно-правовой ответственности государства, совершившего международное преступление. При этом государство не освобождается от всей полноты международной ответственности за совершенное преступление.

Чрезвычайные  репарации – это особые обременения, состоящие во временном ограничении  правомочий государства, совершившего международное преступление, распоряжаться своими материальными ресурсами. Их цель состоит не только в обеспечении максимально возможного материального ущерба, понесенного потерпевшими субъектами, но и в исключении факторов, способствующих совершению международного преступления. Соответственно они могут ограничивать самостоятельность государства-правонарушителя в выборе источников репараций.

В качестве чрезвычайных репараций могут выступать такие  лишения, как обязанность государства-правонарушителя  осуществить поставки таких материальных ценностей, изъятие которых будет служить приданию его экономике мирной направленности.

Информация о работе Международно-првовая ответственность за преступления против мира и человечности