Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа
Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Конституционное право в зарубежных странах имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая объективно изучать определённый уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства.
вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1
Понятие конститционного права, его нАзначение и источники……………………………………………………………………………………………....3
1.1 Сущность конституционного права…………………………………………………………………………………….3
1.2 Источники конституционного права 4
2. Политические партии 7
2.1 Основные виды партийных систем в зарубежных странах 7
2.2. Основные функции политических партий 9
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ…………………………………..10
Разница между конституцией юридической и фактической…………………………………………10
Основные черты зарубежных конституций…………………………………………………………………….11
Классификация конституций и их внутреннее устройство………………………………………………13
Порядок принятия конституций ………………………………………………………………………………………16
ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА…………………………………………17
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД…………………………………18
Соотношение личности и гражданина………………………………………………………………………….18
Основные социально-экономические права и свободы………………………………20
Основные политические права и свободы……………………………………………...21
Личные права и свободы………………………………………………………………….22
ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..…23
Понятие и классификация форм правления…………………………………………...24
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ ………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..30
И, наконец, в-третьих,
как физическое лицо личность наделяется
определенными личными правами
и свободами. Мы рассмотрим социально-экономические
права и свободы. Социально-экономические
права и свободы определяют правовое
положение личности как члена
гражданского общества. Важнейшим из
этих прав является право на владение
и распоряжение частной собственностью.
Это фундаметальнейшее право
обеспечено всеми средствами юридической
защиты от посягательства как со стороны
отдельных лиц, так и органов
самого государства. В ранних конституциях
принцип священности и
После второй мировой
войны конституциями Италии, Дании,
Индии, Японии и ряда других государств
было провозглашено право на труд.
В ряде конституций право на труд
провозглашается лишь как желание
или цель, к которой стремится
государство. Некоторые послевоенные
конституции провозглашают
5.3. Основные политические права и свободы
Политическими
правами и свободами гражданин
государства наделяется как
К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода шествий и свобода собраний.
5.4. Личные права и свободы
Личные права
и свободы предоставляются
Неприкосновенность
жилища предполагает защиту не только
от произвольных обысков и выемок,
постоя солдат, полицейских вторжений,
но и защиту от произвольных действий
со стороны отдельных лиц. Здесь
можно усмотреть, помимо личных гарантий,
одну из форм защиты частной собственности.
Тайна переписки и телефонных
разговоров в значительной мере обеспечивается
закрепленным законом требованием
в отношении правоохранительных
органов получать специальное разрешение
суда для перлюстрации писем и
прослушивания телефонных разговоров.
Одним из важнейших личных прав человека
является свобода передвижения и
выбора места жительства. Всеобщая
декларация прав человека следующим
образом формулирует эту
Понятие и классификация
форм государства. В конституционном
праве зарубежных стран традиционно
используются несколько понятий, характеризующих
с разных сторон форму государства.
Это форма правления, форма государственного
(территориально-политического) устройства,
форма политического (государственного)
режима. Однако сам термин «форма государства»
имеет доктринальное
Некоторые конституции
включают в качестве одной из характеристик
формы государства участие
Термин «форма правления» содержится во многих основных законах стран мира. По традиции принято различать две основные формы правления: монархию и республику.
Республика - форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.). Есть и иные, искаженные формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается таковым военным или революционным советом после государственного переворота, когда президент провозглашается пожизненным президентом и др.
Принято делить республики на президентские (например, США) и парламентарные (например, Индия). В президентской республике президент, как правило, избирается независимо от парламента. Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией (крайне редко - блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент - это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента - сената). В президентской республике осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно распустить парламент (на практике в развивающихся странах это бывает. В президентской республике вполне возможна такая ситуация (ее называют «разделенным правлением»), когда правительство сформировано одной партией, а в парламенте большинство мест принадлежит оппозиционной партии (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста-Рике, США.
Парламентарная республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия. В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием). Способ выборов президента не является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт. В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант: президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е. она проиграет выборы, правительство уходит в отставку. Термин «парламент» происходит от французского «парле» - говорить. Французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента. Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.