Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Конституционное право в зарубежных странах имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая объективно изучать определённый уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1
Понятие конститционного права, его нАзначение и источники……………………………………………………………………………………………....3

1.1 Сущность конституционного права…………………………………………………………………………………….3
1.2 Источники конституционного права 4
2. Политические партии 7
2.1 Основные виды партийных систем в зарубежных странах 7
2.2. Основные функции политических партий 9
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ…………………………………..10
Разница между конституцией юридической и фактической…………………………………………10
Основные черты зарубежных конституций…………………………………………………………………….11
Классификация конституций и их внутреннее устройство………………………………………………13
Порядок принятия конституций ………………………………………………………………………………………16

ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА…………………………………………17

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД…………………………………18

Соотношение личности и гражданина………………………………………………………………………….18
Основные социально-экономические права и свободы………………………………20
Основные политические права и свободы……………………………………………...21
Личные права и свободы………………………………………………………………….22

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..…23
Понятие и классификация форм правления…………………………………………...24

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ ………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

Многопартийные  системы без монопольно господствующей партии, при которых создаются  обычно коалиционные правительства, существуют и в таких странах, как Бельгия, Дания, Нидерланды и некоторых других.

2. Многопартийные системы с монопольно господствующей партией. При этой форме абсолютное парламентское большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийные правительства.

Многопартийная  система такого типа существует, например, в Мексике, где господствующее положение  в парламенте занимает Институционально-революционная  партия.

Многопартийная  система с монопольно господствующей партией существовала (с небольшим  перерывом, когда с 1977 по 1980 г. и с 1989 по 1992 г. правила Джаната парти) в Индии. С момента завоевания независимости и до мая 1996 г. у  власти находилась партия Индийский  национальный конгресс, созданная еще  в конце XIX века либерально настроенными кругами индийского общества под  эгидой британской администрации. За время  своего существования ИНК претерпел  значительные изменения. Современный  ИНК(И) противостоит Бхаратия Джаната  парти, которая являлась главной  оппозиционной партией и пользовалась влиянием в штатах хиндиязычного  пояса, а также партии Джаната  дал и партиям левого движения -- Коммунистической партии Индии и  Коммунистической партии Индии (марксистской).

3. Двухпартийные системы. Они представляют собой своеобразную разновидность многопартийности, которая возникла в ряде зарубежных стран при различных обстоятельствах. Для двухпартийных систем наиболее типичной отличительной особенностью является монопольное господство на политической арене двух главных партий, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Одна из этих партий выступает в роли правящей, другая - оппозиционной. Время от времени они меняются местами. Подобная система создает серьезные препятствия для формирования других партий.

Классическим  образцом в этом отношении является двухпартийная система США. Более  ста лет на политической арене  США монопольно господствуют две  главные партии - республиканская  и демократическая.

В свое время (незадолго  до начала и во время гражданской  войны 1861 - 1865 гг. ) республиканская партия представляла интересы буржуазии Севера, а демократическая партия была политической организацией рабовладельцев-южан. Затем  политические различия между партиями стерлись, но они по-прежнему ведут  ожесточенную избирательную борьбу на уровне федерации, штатов, городов  и графств.

Двухпартийная система Великобритании состоит  из консервативной и лейбористской  партий.

4. Однопартийные системы. Они существуют в странах с авторитарными политическими режимами, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной партии (Габон, Заир, Камерун и др. ).

2.2. Функции политических партий

    1. Первая функция политических партий состоит в том, что они выступают средством борьбы за обладание правительственной властью в центре и на местах между отдельными соперничающими группами.

    Различные социальные группы остро заинтересованы в использовании  высших органов государственной  власти и муниципалитетов для  своих целей. Желая получить правительственную власть и влияние в местных и федеральных органах, эти группы делают ставку на ту либо иную политическую партию, с помощью которой они стремятся провести своих представителей в выборные органы. Поскольку такая борьба проходит в рамках конституционной законности, главным орудием ее являются политические партии.Это соперничество выливается в форму избирательной борьбы, где силы противников оцениваются по количеству полученных голосов.

    1. Вторая функция политических партий состоит в том, что они принимают важнейшее участие в формировании и деятельности всех звеньев государственного аппарата. Выборные органы власти и управления как в центре, так и на местах (президенты, парламенты, представительные органы субъектов федерации, муниципальные советы и др.) создаются при непосредственном участии политических партий. Именно они подбирают кандидатов на выборные должности и проводят избирательные кампании. Таким образом, партии являются учреждениями, в рамках которых воспитываются политические лидеры и государственные деятели. Иными словами, они готовят те кадры, из числа которых формируются правящие элиты.

      В отношении  государственного аппарата правящие партии играют особую роль. Руководящие органы таких партий не только формируют  правительства, но определяют персональный состав руководства всех центральных  исполнительных ведомств. Наиболее эффективно эта задача решается партиями в странах  с парламентарными формами правления (Великобритания, Италия, ФРГ, Швеция, Дания, Нидерланды и др. ). Там правительства, образованные парламентским путем, по своему персональному составу  почти полностью совпадают с  руководящим органом правящей партии

    1. Третья функция политических партий состоит в том, что они принимают прямое или опосредствованное участие в разработке, формировании и осуществлении внутри- и внешнеполитического курса государства. Правящие партии через свои руководящие органы, правительства и парламентские фракции непосредственно участвуют в принятии политических решений и их реализации.

    Оппозиционные партии предлагают альтернативные решения, которые могут стать правительственными в случае изменения политической ситуации.

    Таким образом, партии активно воздействуют на принятие органами государственной власти и  управления политических решений, которые, будучи преобразованы в соответствующие  нормативные акты, приобретают обязательную силу. Партийная система превращается в существенный фактор формирования законодательных органов, правительств, а также глав государств, средство воздействия на их деятельность. 

    1. ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ  И ПОРЯДОК ПРИЯТИЯ
    1. Понятие конституции юридической и фактической

В науке конституционного (государственного) права понятие  «конституция» применяется в  двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция, т. е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму  правления и форму государственного устройства и правовое положение  личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется. Появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, складывается на практике такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться.

В некоторых  странах политическая элита стремится  править помимо конституции. Этот процесс  сопровождается как официальным  культом конституции, так и теоретическим  обоснованием необходимости и целесообразности внеконституционного правления. Примечательно  следующее высказывание американских профессоров Д. Корри и Г. Эбрегэма: «Конституция - это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства». Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе.

    1. Основные черты зарубежных конституций

В настоящее  время насчитывается более ста  действующих конституций. Некоторые  из них приняты свыше ста лет  назад. Наиболее старыми являются конституции  США 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины 1853 года,

Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство  конституций появилось после  второй мировой войны. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности  соответствующих стран. В то же время  конституциям присущи некоторые  общие, совпадающие черты.

1. Все конституции  в той либо иной форме провозглашают  лозунг народного суверенитета. В этом отношении едины как  старые, так и новые конституции.  Конституция США (преамбула): «Мы, народ Соединенных Штатов. . . торжественно провозглашаем и устанавливаем настоящую конституцию. . . ». В преамбуле перечисляются «цели образования более совершенного Союза», но ничего не говорится о власти и ее носителях. Конституция Бельгии 1831 года: «Все власти исходят от народа. Они осуществляются установленным Конституцией порядком» (ст. 25).

2. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной собственности.

3. В конституциях  обычно воспроизводятся и закрепляются  основные принципы теории разделения  властей. В некоторых конституциях (итальянская, французская, западногерманская)  концепция разделения властей  не выражена семантически точно,  она как бы подразумевается,  из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы разделения  властей четко сформулированы  в соответствующих статьях. Принцип  разделения властей, дополненный  «системой сдержек и противовесов»,  положен в основу американской  конституции.

4. Все конституции  устанавливают и закрепляют форму  правления соответствующего государства  - республику или монархию. Конституционные  предписания по этому вопросу  могут быть различными, но они  всегда имеются в тексте основного  закона. Так, конституция США ничего  не говорит о форме правления  всего Союза, но закрепляет  республиканскую форму правления  для штатов: «Соединенные Штаты  гарантируют каждому штату в  настоящем Союзе республиканскую  форму правления. . . » (Глава IV, ст. 4).

5. Конституции  устанавливают и закрепляют форму  государственного устройства - унитаризм  или федерацию, хотя в самом  тексте основного закона могут  отсутствовать прямые предписания  об этом (Франция, Япония). В этом  случае как бы предполагается, что само умолчание о форме  государственного устройства является  констатацией унитаризма как  наиболее распространенного способа  национально-политической организации  территории страны.

6. Все конституции  в той либо иной форме провозглашают  и устанавливают демократические  свободы граждан и подданных.

Обычно в самом  тексте основного закона содержится соответствующая глава или раздел. В новейших конституциях, особенно латиноамериканских, правовое положение  человека и гражданина с точки зрения технико-юридической разработано весьма обстоятельно, со множеством деталей.

В то же время  имеется ряд конституций, в основном тексте которых отсутствуют разделы  или даже упоминания о правах и  свободах. К их числу относятся  конституции США, Франции 1958 года, некоторых  франкоязычных стран Тропической  Африки. В первоначальном тексте конституции  США не было специальной статьи или  раздела о правовом положении  личности, и лишь спустя несколько  лет были приняты первые десять поправок, которые обычно называют Биллем о  правах.

7. Все конституции  определяют принципы организации  системы высших органов государственной  власти и порядок деятельности  составляющих ее подсистем. В  их число входят глава государства,  правительство, парламент и в  некоторых странах высший орган  конституционного надзора. В конституциях  устанавливаются также основы  регулирования таких важнейших  политических процессов, какими  являются выборы, референдум и  законодательство.

Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. Однако с определенной степенью приближения  можно вывести общую закономерность, состоящую в том, что старые конституции  обычно более суммарны.

Конституции, принятые после второй мировой войны, как  правило, более детальны.

    1. Классификация конституций и их внутренняя структура

В науке конституционного государственного права неоднократно предпринимались попытки классифицировать конституции зарубежных стран по различным основаниям: 1) в зависимости от формы государственного устройства: унитарные; федеративные. 2) в зависимости от характера пол. режима: демократические; реакционные. 3) в зависимости от продолжительности применения: постоянные; временные. 4) в зависимости от структурного изложения: не кодифицированные. 5) по способу объективирования основного закона: не писанные. 6) по способу изменения: жесткие; гибкие. Однако проверка временем показала, что наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация, предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор. Несмотря на формализм признаков, положенных в основу этой классификации, она в наибольшей степени отвечает потребностям индивидуализации конституций.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран