Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Изучение зарубежного конституционного права - важное направление юридического и политологического образования. Конституционное право в зарубежных странах имеет политико-правовое значение как наука, позволяющая объективно изучать определённый уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства.

Содержание

вВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1
Понятие конститционного права, его нАзначение и источники……………………………………………………………………………………………....3

1.1 Сущность конституционного права…………………………………………………………………………………….3
1.2 Источники конституционного права 4
2. Политические партии 7
2.1 Основные виды партийных систем в зарубежных странах 7
2.2. Основные функции политических партий 9
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ КОНСТИТУЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ…………………………………..10
Разница между конституцией юридической и фактической…………………………………………10
Основные черты зарубежных конституций…………………………………………………………………….11
Классификация конституций и их внутреннее устройство………………………………………………13
Порядок принятия конституций ………………………………………………………………………………………16

ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА…………………………………………17

КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД…………………………………18

Соотношение личности и гражданина………………………………………………………………………….18
Основные социально-экономические права и свободы………………………………20
Основные политические права и свободы……………………………………………...21
Личные права и свободы………………………………………………………………….22

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………………………………..…23
Понятие и классификация форм правления…………………………………………...24

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ ………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

— 69.74 Кб (Скачать)

По способу  объективирования основного закона, т. е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя, конституции  подразделяются на две группы.

Писаные конституции  составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из преамбулы, основного текста и переходных положений или сопроводительных приложений

 В основном  К. имеет следующую структуру:

1) преамбула;

    Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу  провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю  конституцию и некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее положения считаются  чисто декларативными, за исключением  тех, которые являются отсылочными  нормами, например, преамбула к конституции  Франции). Основной конституционный  текст обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Схожую структуру  имеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых других стран. Большие разделы имеют  обычно названия. Некоторые конституции (Индия, Бангладеш) сопровождаются дополнениями. В отдельные конституции включаются переходные положения (Италия).  

    2) основная часть: принцип разделения властей; взаимодейсвие между ветвями власти; свободы; обязанности человека и гражданина; политическое территориальное устройство государства; социально-экономические разделы.

3) дополнительные (заключительные), переходные положения.

Неписаные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституция имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная. Иными словами, неписаная конституция закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру высших органов государственной власти, правовое положение личности и т. д., но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна.

Разберем это  на примере Великобритании. В Британии в течение короткого срока (1653 - 1660 гг.) действовала писаная конституция. Современная британская неписаная  конституция представляет собой  весьма сложный конгломерат различного рода источников. Эта конституция  непрерывно дополняется и изменяется. Она состоит из следующих основных частей:

    • Статутное право. В эту группу источников включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г. . Билль о правах 1689 г. .
    • Общее право (судебное право, прецедентное право) - сложившееся после норманнского завоевания общее для всей Англии право, которое было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на общих принципах справедливости и разума, здравого смысла. Юридической базой общего права является прецедент.
    • Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Конституционные соглашения составляют важнейшую часть британской неписаной конституции. Все взаимодействие властей и их права и обязанности основаны на них. Доктринальные источники - мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда. К числу доктринальных источников относятся следующие труды: Брэктон. Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565) и некоторые др.

По способу  изменения, внесения поправок и дополнений конституции зарубежных стран также  подразделяются на две группы.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята.

Гибкие  конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии. 

    1. Порядок принятия конституций

Государственная практика зарубежных стран выработала ряд способов принятия конституций, которые могут быть сведены к  нескольким основным видам. Право на принятие первой или новой писаной  конституции, обычно именуемое в  литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко: представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью. Эти три  основных способа принятия писаной  конституции могут быть применены  как в чистом виде, так и в  различного рода сочетаниях.

1. Первые писаные  конституции - американская 1787 года  и французская 1791 года были  приняты представительными учреждениями, соответственно конвентом (учредительным  собранием) и Генеральными штатами  (парламентом). И в первом и  во втором случае была осуществлена  первоначальная учредительная власть.

В новейшей политической практике зарубежных стран принятие конституций представительными  учреждениями широко распространено. Осуществление учредительной власти предоставляется как учредительным  собраниям, которые специально для  этого избираются, так и парламентам, образованным на основании положений  предшествующих конституций. В некоторых  случаях учредительное собрание лишь разрабатывает и одобряет. Так, конституция IV Республики Франции 1946 года была разработана учредительным собранием и одобрена всенародным голосованием (референдум).

2. Принятие конституции  избирательным корпусом складывается  из двух этапов -- разработка проекта  конституции и окончательное  его одобрение, после чего она  вступает в силу. Избирательный  корпус разработать проект конституции  не может. 

3. Принятие конституции  односторонним актом исполнительной  власти - октроирование. Проект конституции  составляется правительственным  аппаратом без какого бы то  ни было участия общественности. Разработанный таким способом  проект утверждается и промульгируется  главой государства. Впервые октроирование  было применено во Франции  в 1814 году. (конституция Бельгии  1831 г., Канады 1867 г. и др. )

Способ принятия конституции имеет огромное значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона. Референдум, как  способ принятия конституции, обладает чертами демократизма, так как  проект основного закона утверждается избирательным корпусом.

Политический  опыт современности свидетельствует  о том, что наиболее демократическим  способом разработки, принятия и утверждения  конституции является учредительное  собрание.

    1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

Конституционализм как один из важнейших принципов  демократии исходит из предположения  о том, что нормы писаной конституции  обладают высшей юридической силой  по отношению ко всем другим источникам права, т.е. нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией. Следить за соответствием правовых норм конституции возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности.

Доктрина конституционного надзора была впервые сформулирована и применена Верховным судом  США под председательством Джона  Маршалла в 1803 году.

В зарубежных странах  конституционный надзор может применяться  в двух основных видах.

1. Осуществление  конституционного контроля всеми  судами общей юрисдикции (США,  Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также  децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о  конституционности закона или  иного нормативного акта, на основании  которого возникло конкретное  дело, может быть поставлен любым  судом, но окончательное решение  выносит высшая судебная инстанция.

2. Второй вид  конституционного надзора - централизованный (либо европейский) применяется  в тех странах, где для этой  цели создаются специальные квази-судебные  органы, которые не входят в  систему судов общей юрисдикции. Для этих органов надзорная  деятельность является единственной  или главной функцией (ФРГ, Австрия,  Италия, Франция). Органы централизованного  конституционного контроля формируются  различными способами: по предложению  правительства президентом (Австрия), президентом, парламентом и магистратурой. Объектами конституционного надзора могут быть обычные, конституционные и органические законы, поправки к конституции, международные договоры, парламентские регламенты и др. правовые нормы. Субъектами конституционного надзора могут быть физические и юридические лица, а также государственные органы, наделенные правом запроса о конституционности того либо иного акта. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается законодательством и надзорной практикой соответствующей страны.

5. КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОНЫХ  ПРАВ И СВОБОД

5.1. Соотношение личности и гражданина

Конституционные гарантии прав личности действительны  тогда, когда они закреплены не только в тексте Основного Закона, сколько  в развернутой системе устоявшихся  процедурных правил. Конституционное  обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы  конституционно-применительных нормативных  актов, а также решений судов. В тексте Конституции Французской  республики 1958 г. ничего не сказано  о правах личности, а только подтверждена Декларация человека и гражданина 1789 г. и преамбула предыдущей Конституции 1946 г. За этой отсылочной нормой стоят  документы с богатейшим конституционино-правовым содержанием. Достаточно процитировать  статью 16 Декларации прав человека и  гражданина 1789 г. : «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не конституционно». Права личности в Конституции США гарантируются Биллем о правах и другими последующими поправками, а не содержанием базового текста Основного Закона. Конституция Италии подробно перечисляет права, в том числе и экономические, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец или француз. Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов всех уровней. В любом государстве правовое положение личности во многом определяется экономической основой соответствующего государства. Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает в соответствии с принципами конституционализма самостоятельную реализацию их в действительности. Согласно классическим концепциям либерализма личность рассматривалась автономной по отношению к государству, если она выполняет перед ним все свои обязанности (уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов). В индустриальном обществе положение в значительной степени изменяется, так как государство, с одной стороны, регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции (страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через государство. Каждая личность считается независимой по отношению к другой личности. Это в свою очередь определяет индивидуализм общества, в основе которого лежит свобода владения и распоряжения собственностью. Практическое применение права человека на свободу есть право человека на частную собственность.

Эта индивидуальная свобода, как и это использование  ее, образует основу гражданского общества. Для зарубежного конституционализма характерен дуализм правового статуса личности, которая выступает в соответствующих сферах либо как человек, либо как гражданин. Личность выступает как человек в сфере экономической (гражданское общество) и как гражданин - в сфере политической (политическая общность). Эта дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и гражданина и соответственно наделяющая личность правами человека и гражданина, воплощена в той либо иной степени во всех конституциях зарубежных стран, как старых, так и новых. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т. е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством.

В унитарных  государствах существует единое гражданство, в странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство  союза и гражданство субъектов  федерации.

Гражданином становятся либо в результате рождения либо в  результате натурализации.

Утрата гражданства  может иметь место в результате выхода из гражданства соответствующей  страны (например, при натурализации), либо лишения гражданства в силу совершения определенных уголовных  или политических преступлений. Политическая правоспособность гражданина - это  способность быть субъектом государственно-правовых отношений, т. е. способность обладать правами и нести обязанности, предусмотренные нормами государственного права. . Реализация этих возможностей при наступлении определенных обстоятельств  есть политическая дееспособность. Субъектом  как политической правоспособности, так и политической дееспособности может быть только гражданин данного  государства.

Обычно в тексте основного закона содержится специальная  глава, посвященная регламентации  правового положения гражданина. В конституции Испании - это глава  II «Права и свободы», в конституции Итальянской Республики - ч. 1 «Права и обязанности граждан»

5.2. Основные социально-экономические права и свободы

Конституции и  другие нормы конституционного (государственного) права зарубежных стран провозглашают  права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих  между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными  социально-экономическими правами  и свободами; во-вторых, личность как  член политической общности наделяется определенными политическими правами  и свободами.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран