Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций
Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.
Ответственность правительства (министров) перед президентом - главный признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему министров.
Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монокра-тическая республика, форма президентского абсолютизма.
В
президентских республиках с
элементами парламентаризма
Ответственность назначенного президентом правительства перед парламентом превращает президентскую республику в полупрезидентскую. Во Франции, например, новое правительство излагает свою программу и просит о доверии, хотя оно и не обязано делать это. Может быть принята резолюция порицания правительству, и оно должно уйти в отставку. Правда, принятие такой резолюции крайне затруднено, и за четыре десятилетия действия конституции 1958 г. во Франции были лишь единичные случаи такого рода. На базе использования прежних традиций парламентаризма, с появлением президентов с иными личными качествами, чем де Голль, Франция сохраняет все меньше черт полупрезидентской республики и все больше превращается в парламентарную. Этому способствовала и практика "разделенного правления": президент и парламентское большинство принадлежали к разным партиям (блокам). В Перу президент при вотуме недоверия может уволить правительство в отставку, а в отдельных случаях даже обязан сделать это.
В парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются непосредственно гражданами. Главное отличие состоит в порядке назначения правительства и его политической ответственности. В парламентарной республике по тексту конституции, как и в республике президентской, правительство назначается президентом. Но в отличие от президентской республики это формальный акт.
В парламентарной республике президент по конституции нередко наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по предложению ("совету") правительства. В такой республике он не правит, но это не значит, что его роль в государстве незначительна. В парламентарной республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но не перед президентом.
Смешанная
формах правления, которая соединяют
черты однопорядковых форм правления:
об абсолютной монархии с элементами
конституционности, о полудуалистической
монархии, соединяющей черты
Особая
форма республики - теократическая
республика, где правит мусульманское
духовенство, - существует в Иране. В этой
стране в соответствии с конституцией
1979 г. имеются избранные президент и парламент,
но главную роль играет Руководитель государства
(рахбар). Пост Руководителя государства
принадлежит высшему духовному лицу, которое
подбирается мусульманским Советом экспертов.
В случае вакансии Совет экспертов подбирает
другое лицо на этот пост, руководствуясь
прежде всего религиозными качествами
кандидата, или составляет коллегиальный
орган, выполняющий обязанности Руководителя
государства.
Тема
9. Формы территориально-
1. Понятие
территориально-политического
2. Унитарное государство
3. Автономия
4. Федерация
Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: "Об организации государства". В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.
Традиционно
различаются две основные формы
территориально-политического
Формой территориально-политической организации государственности является также автономия, особенно политическая автономия, тем более если она создана на основе самоопределения этнических групп, национальных меньшинств. В последние десятилетия в некоторых странах (Испания, Италия и др.) сложилось так называемое регионалистское государство, сочетающее разнообразные элементы унитаризма, федерализма, автономии и являющееся, по существу, переходным от унитаризма к федерализму.
Конституции,
закрепляющие унитарный характер государства,
либо содержат этот термин (например, Бангладеш,
Румыния), либо говорят о едином, неделимом
государстве (Франция, Таиланд). Унитарное
государство (от латинского слова "унус"
- один) - это единое государство, состоящее
не из государственных образований (штатов
и т.д.), хотя в его составе могут быть и
отдельные автономные государственные
образования, а из административно-
Унитарное
государство состоит в основном
из административно-территориальнх единиц,
но в сложном унитарном
По степени
централизации принято
В централизованном
унитарном государстве во все
звенья административно-
В децентрализованном
унитарном государстве нет
Относительно
децентрализованное унитарное государство
характеризуется тем, что в высших
звеньях административно-
В широком
смысле слова автономия в
В зависимости
от того, компактно или разрозненно
проживают этнические и иные общности,
а также от других обстоятельств
в зарубежной литературе используются
три характеристики автономии :персональная,
корпоративная и
Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых центральных органах государства.
Корпоративная
автономия обычно связывается с
существованием лингвистических общностей,
для которых нередко
Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или этнотерриториальной (первое название в литературе зарубежных стран почти не применяется), но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто имеющие официальна лишь географические названия (например, Азорские острова в Португалии), иногда включающие в название наименование национальности (Иракский Курдистан), а в отдельных случаях - и определение автономии (Автономная Республика Крым).
В отечественной литературе принято различать две главные формы автономии: национально-территориальную (этнотерриториальную) и культурно-национальную. Обе они, как видно из их названий, связаны с этническими характеристиками.
В зависимости
от объема полномочий существуют две
формы национально-
Различные формы политической автономии существуют во многих странах. Это Северная Ирландия в Великобритании (правда, более четверти века в ней существует прямое правление Лондона, а местный парламент распущен из-за жестоких столкновений между католиками и протестантами), Аландские острова в Финляндии, населенные преимущественно шведами, Гренландия в Дании (Гренландия пользуется значительной самостоятельностью: хотя Дания является членом Европейского союза, гренландцы на референдуме отказались от участия в нем), Корсика во Франции и др.
Административная автономия не обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, административная автономия обладает некоторыми дополнительными правами.