Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций
Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.
1) политические
права и свободы граждан,
2) переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других (так называемые демократические партии при коммунистическом режиме в Болгарии, Вьетнаме, КНДР, Польше, Чехословакии и др.), то они, как и массовые общественные организации, находятся под контролем партии; ее руководящая роль в обществе и государстве была закреплена не только в странах социализма (СССР, Венгрия, Румыния, Китай и др.) и странах социалистической ориентации (Алжир, Бенин, Конго, Мозамбик, Южный Йемен и др.), но и в некоторых государствах капиталистической ориентации с тоталитарными режимами.
3) политический
плюрализм принципиально
4) разделение
властей отвергается, в
5) единая
обязательная политическая идеология
(марксизм-ленинизм в странах тоталитарного
социализма, мобутизм в Заире в 60- 80-х годах,
нкрумаизм в Гане в 60-х годах и т.д.). Она
обеспечивается государственным принуждением
в явственных или скрытых формах.
Тема 11. Голосование избирателей: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива.
1. Понятие
и принципы избирательного
2. Правовое
регулирование подготовки и
3. Референдум
Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.
Порядок выборов регулируется многочисленными нормами, в совокупности составляющими институт выборов - систему норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы и на выборные государственные должности.
Термин "избирательное право" употребляется в двух значениях: объективном и субъективном. Различают активное и пассивное избирательное право.
Обычно в зарубежных конституциях названы лишь принципы избирательного права, а детальное регулирование отнесено к принятию специального, обыкновенного или органического закона. В большинстве случаев упоминаются четыре принципа избирательного права: всеобщие, равные, прямые выборы при тайно" голосовании. Иногда добавляется принцип свободных выборов, т.е. исключения незаконного давления на волю избирателей. Там, где выборы непрямые (например, в Китае), принцип прямых выборов не осуществляется или реализуется лишь частично, в низовом звене. Кроме того, в тех странах, где президенты избираются парламентом (например, Турция) или специальной избирательной коллегией (Германия), принцип прямых выборов к этим должностным лицам не относится. Конституции не упоминают принцип равного избирательного права, если определенные социальные группы имеют преимущества на выборах (например, в Китае один депутат в парламент избирается от меньшего количества городского населения, чем от сельского). Нет принципа всеобщности там, где имеются "лишенцы" - лица, лишенные избирательных прав по социальному или политическому признаку, как это было в свое время в Анголе, Вьетнаме, Монголии, Румынии и теперь еще сохраняется в отношении так называемых контрреволюционеров в Китае. Совокупность лиц, имеющих избирательные права, называется избирательным корпусом.
Началом
официальной избирательной
Дальнейшая
избирательная кампания проходит множество
стадий. Это создание избирательных
округов и избирательных
Избирательный
округ - наиболее распространенная разновидность
избирательных единиц (при многостепенных
выборах такими единицами могут
стать нижестоящие
В зависимости от характера представительства избирательные округа бывают территориальными и производственными. Первые объединяют избирателей по месту жительства, вторые - по месту работы. Производственные округа создавались в свое время в Польше и некоторых других странах, в настоящее время они существуют в Китае. Существуют три основных вида территориальных округов: одномандатные, многомандатные и общегосударственные. Последние в зарубежных странах обычно называют национальными округами (следует помнить, что слово "национальный" на многих языках является синонимом слова "государственный").
Избирательный участок - это пункт голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю, и где производится первичный подсчет поданных голосов. Остальные избирательные комиссии суммируют данные протоколов, полученных от участковых и нижестоящих избирательных комиссий. Избирательный участок охватывает обычно небольшое число жителей (на выборах в парламент не более нескольких тысяч человек), в больницах, на судах, находящихся в плавании, в гористых местностях могут создаваться и более мелкие избирательные участки.
Избирательные органы - это обычно избирательные комиссии, в странах Латинской Америки - избирательные трибуналы, избирательные советы, гражданский регистр (орган, который ведет списки избирателей). Они ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов.
Избирательные
комиссии различны в зависимости
от охватываемой ими территории. Полномочия
общегосударственной комиссии (обычно
она называется центральной или
национальной) распространяются на всю
страну, в федеративных государствах свои
комиссии создаются в субъектах федерации.
Территориальные избирательные комиссии
образуются в административно-
По общему правилу голосовать могут только лица, включенные в список избирателей. В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей (Нидерланды, Польша), в латиноамериканских странах для этого существует особая служба - национальный или гражданский регистр, в Израиле списками ведает министерство внутренних дел, в Швеции - налоговое управление. В список избирателей могут быть включены лишь лица, удовлетворяющие избирательным цензам (квалификациям), которые имеют свои особенности в каждой стране.
Официальное
выдвижение и последующая регистрация
кандидатов начинаются со дня, указанного
в акте с. назначении выборов или
в избирательном законе. После
регистрации кандидата ему
Часто кандидат, чтобы быть зарегистрированным, должен внести избирательный залог. При этом денежные средства, вносимые кандидатом в президенты, обычно во много раз превышают сумму залога кандидата в парламент (во Франции - в 10 раз: соответственно 10 тыс. и 1 тыс. франков). Если кандидат выдвигается национальными (признанными) партиями, залог может составлять меньшую сумму (например, в Шри-Ланке кандидат от признанных партий вносит 50 тыс. рупий, от других - 75 тыс. рупий).
В большинстве
стран после регистрации
Нередко
государство выделяет из
Голосование может быть очным, когда сам избиратель является в избирательную комиссию и получает бюллетень, и заочным, когда его волю реализуют другие лица - голосование по доверенности (в Германии, во Франции). Возможно голосование по почте (в Великобритании, в Германии, в Дании этой формой пользуются около 10% избирателей). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовленными государством) и неофициальными (во Франции, Швеции они печатаются партиями, но по форме, установленной государством - избирательными комиссиями).
Процедура
определения победителей
Референдум (от латинского - "должное быть сообщенным") - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее обще государственное или местное значение. Это решение имеет силу закона а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.
Для проведения
референдума закон