Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций
Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.
В подавляющем большинстве государств партии рассматриваются как "публичное дело", все чаще говорится о роли партии в конституциях, принимаются специальные законы о партиях (в Германии в 1967г., Испании в 1978 г., Тунисе в 1988 г., Болгарии в 1990 г., в Латвии в 1991 г. и др.). Включение в конституции положений о политических партиях называется в научной литературе конституционализацией политических партий, а издание специальных законов - институционализацией. Партии становятся институтом конституционного права, специфическим объектом изучения.
Внутренняя
организация, деятельность политических
партий, общественных организаций социально-
Среди различного рода объединений наиболее детальному правовому регулированию подвергаются профсоюзы и особенно партии. Иногда принимаются отдельные законы о молодежи, в которых говорится не только о молодежных объединениях. Другие общественные объединения зачастую регулируются правом лишь на уровне общих принципов, общими законами об общественных объединениях. Конституции и законы обычно предусматривают: 1) порядок создания и регистрации (если таковая предусмотрена) данного вида общественных объединений; 2) роль в политической системе общества; 3) принципы организации и деятельности; 4) порядок финансирования, а иногда (если объединение регистрируется) - представления финансовых отчетов; 5) порядок прекращения деятельности.
Сущность
общественного объединения
В отличие от других общественных организаций политические партии, как правило, выдвигают цель создания правительства или участия в нем, борются за государственную власть главным образом на выборах, а иногда и другими способами. Политическая партия - это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация определенной группировки общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть мирными, конституционными средствами.
В соответствии с демократическими конституциями партии организуются и действуют свободно. Они создаются, как правило, на основе явочного (иногда - явочно-регистрационного) порядка: никаких предварительных уведомлений или разрешения властей (государственных органов) для создания партии не требуется. Партии сами определяют свою структуру, внутреннюю организацию, порядок деятельности, что регламентируется принимаемыми ими уставами.
В соответствии
с общепринятыми нормами
Партии могут быть созданы только гражданами данного государства (иногда требуется и определенный срок состояния в гражданстве - например, 10 лет в Тунисе). Членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Иногда закон запрещает гражданам состоять более чем в одной партии (Кабо-Верде).
В подавляющем большинстве государств партии строятся на основе индивидуального членства: в партию принимаются по заявлению вступающего (нередко - устному). В некоторых партиях эта процедура еще более упрощена; практически происходит запись в партию. Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (например, не менее 10 в Венгрии, 50 - в Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (например, из 7-21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный документ (возможен краткий документ о целях партии). Во многих странах в результате этих действий партия считается созданной, ее члены могут проводить собрания, обсуждать различные вопросы, в том числе политического характера, принимать партийные решения; партия является легальной. Но такая партия еще не имеет прав юридического лица: не может выдвигать от имени партии кандидатов на выборах, приобретать на имя партии имущество и т.д. В некоторых странах партию можно не регистрировать, в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но почти всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства, т.е. должна быть включена в реестр (регистр) - особый список политических партий.
Регистрация политических партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, министерство внутренних дел (Франция, Бенин), городской суд столицы (Болгария), верховный народный суд (Ангола), федеральную избирательную комиссию (Мексика).
Для
регистрации партии обычно
Партия - устойчивая организация. Это связано с признаком членства в большинстве партий в отличие, например, от движений, некоторых других объединений. Устойчивость партии связана также с поддержкой ее политики и идеологии ее членами, с доверием с их стороны к лидерам партии. Утрата такой поддержки и доверия влечет выход из партии ее членов, падение численности партии, ее самороспуск.
Граждане
объединяются в партию не по причинам
культурнических или
Конституции
демократических стран (Германии, Франции
и др.) устанавливают, что партии
содействуют выражению
Государственная власть, согласно законодательству, должна одинаково относиться ко всем партиям в том, что касается требований о соблюдении законов, предоставлении равных возможностей пользоваться общественными зданиями, радио и телевидением, финансируемыми за счет государства, государственной финансовой поддержкой (если она предусматривается). На деле правящая партия всегда пользуется фактическими преимуществами, а в условиях авторитарных режимов она сращивается с государственным аппаратом.
Классификация
политических партий возможна по самым
различным основаниям. В политологии
выделяют буржуазные, крестьянские, рабочие
и другие партии, правые, левые, центристские
партии, демократические и
С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные, партии, признанные национальными (общегосударственными), и др. В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка и др.) существует понятие национальной, т.е. общегосударственной, партии, пользующейся особым влиянием в обществе: не все общегосударственные партии считаются национальными.
В большинстве
стран конституции
Тема 7. Основы организации государственной власти
1. Государственная
власть как институт
2. Разделение властей
3. Единство
государственной власти
Государственную власть следует отличать от политической. Конечно, государственная власть, взятая как единое целое, независимо от ее конкретных проявлений в различных ветвях власти, например в судебной, всегда имеет политический характер, но политическая власть не всегда является государственной. Политическая, но до образования Китайской Народной Республики еще не государственная власть существовала в течение почти трех десятилетий в красных, советских, освобожденных районах Китая под руководством Коммунистической партии, повстанческие органы десятилетие или более того осуществляли политическую власть в освобожденных от португальских колонизаторов районах Анголы, Гвинеи-Бисау, Мозамбика. С образованием соответствующих государств предгосударственная политическая власть переросла в государственную.
Обобщение
конституционно-правовых норм на мировом
уровне свидетельствует о том, что
структура конституционно-