Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций
Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.
Районирование
территории страны актами государственных
органов вызвало к жизни "искусственные"
административно-
Особыми
территориальными единицами являются
крупные города с прилегающими окрестностями
(городские агломерации), союзы общин,
школьные округа, экологические округа
и т.д. Они не считаются административно-
Различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.
В соответствии
с англосаксонской системой для
решения местных вопросов в административно-
Данная система не предусматривает назначения из центра чиновников на места для контроля за действиями выборных советов.
В развивающихся странах - бывших британских колониях, несмотря на влияние англосаксонского права, такая система местного самоуправления не получила распространения; там созданы более централизованные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных органов (Индия, Малайзия, Кения и др.).
Романо-германская
(континентальная) система местного
самоуправления присуща Франции, Италии,
Польше, Болгарии, заимствована Турцией,
Сенегалом, другими странами. Она строится
на основе сочетания выборности и назначаемости
местных органов. Основанием для применения
того или иного способа формирования местных
органов (выборности или назначаемости)
обычно служат два момента: различение
общинного и регионального звена административно-
Иберийская
система управления на местах существует
в Бразилии, во многих испаноговорящих
государствах Латинской Америки, хотя
в самой Испании ее теперь нет. При иберийской
системе местного самоуправления и управления
население административно-
Существует
несколько видов органов
В более крупных общинах гражданами (а иногда и постоянно проживающими в общине негражданами) избирается совет. Обычно такие советы обобщенно называют муниципалитетами. Совет избирается, как правило, на 2-4 года и обладает правами юридического лица, имеет свой бюджет, распоряжается собственностью общины. В сферу его полномочий входят вопросы образования, здравоохранения, санитарии, строительство муниципального жилья для бедных слоев населения, ремонт дорог и др. Представительный орган имеет исключительные полномочия.
Следующий орган общины - глава муниципального образования, обычно называемый мэром. Иногда непосредственно гражданами или советами избираются и другие должностные лица местного самоуправления. Мэр занимает своеобразное положение: он одновременно является органом местного самоуправления и органом управления, если избирается непосредственно гражданами. Мэр, избираемый или нанимаемый советом, часто только администратор.
Важнейшая форма осуществления местного самоуправления - местные референдумы. Формами самоуправления являются также народная правотворческая инициатива (предложения граждан должны быть рассмотрены на открытом заседании совета) и территориальные органы общественного самоуправления, создаваемые в некоторых странах (уличные, квартальные и иные комитеты). Они не имеют властных полномочий.
Известно несколько систем регионального самоуправления и управления; они отражают особенности тех моделей, о которых говорилось выше.
1. В
ряде стран на региональном
уровне органами управления
2. В
регионах одновременно
3. В
ряде испаноговорящих стран
4. В
странах тоталитарного
Литература:
Основная
литература
1. В.Е.Чиркин.
Конституционное право
Юрист,1997.
2. Конституционное
(государственное) право
Страшун. Тома 1-2. общая часть /Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1996.
3. Арановский
К.В. Государственное право
4. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков. М" 1996. (гл. 1-4, 8, 9, 11, 12).
5. Конституции зарубежных государств. М., 1996 (конституции США,
Великобритании,
Франции, Японии или иные 3-4 конституции
по указанию преподавателя).
1. Конституция РК с изм. И доп., вн. Законом РК от 7 октября 1998 г.
№284 – 1 //Алматы: борки.- 2004.- 40с.
4. Боботов С.В. Конституционная юстиция. М., 1994.
5. Зарубежное
законодательство о
6. Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1993.
7.Национальный вопрос, государство и право в странах западной
демократии. М., 1994.
8. Очерки парламентского права. М., 1993.
9. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах
М.,1994.
10. Сахаров Н.Л. Институт
11. Сравнительное конституционное право. М., 1996.
12. Судебные системы западных государств. М., 1991.
10. Федерация в зарубежных странах. М., 1993.
11. Чиркин В.Е, Основы конституционного права: Учебное пособие
М.,1996.
12. Энтин Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств
М.,1995.
Интернет-источники :
www.president.kz
www.government.kz
www.parlam.kz
www.procuror.kz
www.zakon.kz