Конституционное право зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 09:10, курс лекций

Описание работы

Конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях "личность - коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) - общество - государство". Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на нее в формах, определенных конституцией.

Работа содержит 1 файл

Лекционный комплекс КП зс +.doc

— 413.50 Кб (Скачать)

Районирование территории страны актами государственных органов вызвало к жизни "искусственные" административно-территориальные единицы - воеводства, губернии, области, районы и т.д. В этих единицах, если они признаются территориальными коллективами, могут быть созданы выборные органы самоуправления или действуют только назначенные сверху чиновники (в Польше - воеводы, в Болгарии - управители областей, в Таиланде - губернаторы и т.д.). Это региональные самоуправления, если есть выборные органы, и региональное государственное управление, если есть назначенные чиновники. Вместе с тем во многих странах существуют промежуточные административно-территориальные единицы - районы, округа, где в отличие от других административно-территориальных единиц страны представительные органы не избираются. Ими управляют назначенные чиновники или делегатуры вышестоящих советов.

Особыми территориальными единицами являются крупные города с прилегающими окрестностями (городские агломерации), союзы общин, школьные округа, экологические округа и т.д. Они не считаются административно-территориальными единицами, не имеют органов самоуправления и управления, хотя для решения своих вопросов создают комитеты и советы (иногда выборные). На особом положении находятся столичные округа (столица государства с прилегающими окрестностями), но в них также избираются свои коллегиальные органы (советы). Территории (союзные территории) в федерациях рассматриваются как особые административно-территориальные единицы и имеют особый порядок управления.

Различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.

В соответствии с англосаксонской системой для  решения местных вопросов в административно-территориальных  единицах (графствах в Англии и  Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на два - четыре года. Он состоит из трех - семи членов, в крупнейших городах - из 35-50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц - шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах - графствах), казначея и др.

Данная  система не предусматривает назначения из центра чиновников на места для  контроля за действиями выборных советов.

В развивающихся  странах - бывших британских колониях, несмотря на влияние англосаксонского права, такая система местного самоуправления не получила распространения; там созданы более централизованные системы, сочетающие выборность и назначаемость местных органов (Индия, Малайзия, Кения и др.).

Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами. Она строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов. Основанием для применения того или иного способа формирования местных органов (выборности или назначаемости) обычно служат два момента: различение общинного и регионального звена административно-территориального деления и признание или непризнание данной административно-территориальной единицы территориальным коллективом.

Иберийская  система управления на местах существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. При иберийской системе местного самоуправления и управления население административно-территориальных единиц (в том числе общин, муниципий) избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы (алькальда, регидора, префекта, мэра); иногда избирается коллегия должностных лиц. В некоторых странах главное должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькальд (префект и т.п.) одновременно является председателем совета, его исполнительным органом и утверждается правительством (президентом, министром внутренних дел) как его представитель в данной административно-территориальной единице. Он обладает правом контроля за деятельностью совета. Словом, алькальд сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью.

Существует  несколько видов органов общинного  самоуправления. На низовом уровне это может быть староста (солтыс в Польше, кмет в Болгарии), староста деревни и городского квартала (Индонезия, Таиланд). В селе, группе деревень, в мелкой общине (например, в Великобритании с числом менее 150 жителей) по мере надобности созывается сельский сход. Помимо выборов старосты деревни сход решает главные вопросы местной жизни: о строительстве и ремонте дорог, мостов местного значения, о противопожарной охране, санитарии и др.

В более  крупных общинах гражданами (а  иногда и постоянно проживающими в общине негражданами) избирается совет. Обычно такие советы обобщенно называют муниципалитетами. Совет избирается, как правило, на 2-4 года и обладает правами юридического лица, имеет свой бюджет, распоряжается собственностью общины. В сферу его полномочий входят вопросы образования, здравоохранения, санитарии, строительство муниципального жилья для бедных слоев населения, ремонт дорог и др. Представительный орган имеет исключительные полномочия.

Следующий орган общины - глава муниципального образования, обычно называемый мэром. Иногда непосредственно гражданами или советами избираются и другие должностные лица местного самоуправления. Мэр занимает своеобразное положение: он одновременно является органом местного самоуправления и органом управления, если избирается непосредственно гражданами. Мэр, избираемый или нанимаемый советом, часто только администратор.

Важнейшая форма осуществления местного самоуправления - местные референдумы. Формами самоуправления являются также народная правотворческая  инициатива (предложения граждан  должны быть рассмотрены на открытом заседании совета) и территориальные органы общественного самоуправления, создаваемые в некоторых странах (уличные, квартальные и иные комитеты). Они не имеют властных полномочий.

Известно  несколько систем регионального  самоуправления и управления; они  отражают особенности тех моделей, о которых говорилось выше.

1. В  ряде стран на региональном  уровне органами управления являются  только назначенные чиновники  (губернаторы, управители, воеводы и др.). Представительных органов, избираемых населением, в такой административно-территориальной единице нет. При назначаемом из центра чиновнике может создаваться совещательный орган.

2. В  регионах одновременно действуют  избранные советы и назначенные "сверху" представители государственной власти. При этом способе управления местные советы должны уведомлять руководителя государственной администрации в регионе, комиссара (префекта и т.п.) о своих решениях, но теперь такие решения для исполнения не нуждаются в обязательной визе комиссара. Если в административно-территориальной единице параллельно действуют представитель государства и совет, то сферы их компетенции разграничены законом.

3. В  ряде испаноговорящих стран избираются  и советы, и представители государственной власти. Последние, однако, становятся такими представителями только после избрания их председателями местных советов. В данном случае нет двух систем органов, занимающихся непосредственной исполнительной деятельностью в регионе: этот аппарат возглавляет председатель совета, он же - представитель государства, но предметы ведения между представителем государства и советом разграничены.

4. В  странах тоталитарного социализма  во всех звеньях регионального  деления (как и на низовом  уровне) создаются избираемые советы, которые в свою очередь избирают исполнительные комитеты, а иногда также постоянные комитеты. При данной системе советы и исполнительные комитеты рассматриваются не как органы местного самоуправления и управления, а как органы государственной власти. 

Литература: 

Основная  литература 

1. В.Е.Чиркин. Конституционное право зарубежных  стран. Учебник. М.:

Юрист,1997.

2. Конституционное  (государственное) право зарубежных  стран /Отв. ред. Б.А. 

Страшун. Тома 1-2. общая часть /Отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Бек, 1996.

3. Арановский  К.В. Государственное право зарубежных  стран. М., 1998.

4. Иностранное  конституционное право / Отв. ред.  В.В. Маклаков. М" 1996. (гл. 1-4, 8, 9, 11, 12).

5. Конституции  зарубежных государств. М., 1996 (конституции США,

Великобритании, Франции, Японии или иные 3-4 конституции  по указанию преподавателя). 

                              Дополнительная  литература

1. Конституция  РК с изм. И доп., вн. Законом  РК от 7        октября  1998 г. 

№284 – 1 //Алматы: борки.- 2004.- 40с.

  1. Лузин В. В. Президентская модель разделения властей (на примере США). / В. В. Лузин // Государство и право, 1999. - №3. – С. – 82-90
  2. Нысанбаев А., Машан М., Мурзалин Ж., Тулегулов А. Эволюция политической системы Казахстана. В 2-х т./ А. Нысанбаев, М. Машан, Ж. Мурзалин, А. Тулегулов.- Алматы.- 2001.- Т.1.-352 с.- Т.2.- 544 с.

4. Боботов  С.В. Конституционная юстиция.  М., 1994.

5. Зарубежное  законодательство о политических  партиях. М., 1993.

6. Защита  прав человека в современном  мире: Сб. статей. М., 1993.

7.Национальный  вопрос, государство и право в странах западной

демократии. М., 1994.

     8. Очерки парламентского права.  М., 1993.

     9. Правительство, министерства и  ведомства в зарубежных странах

М.,1994.

     10.  Сахаров Н.Л. Институт президента  в современном мире. М., 1994

     11.  Сравнительное конституционное  право. М., 1996.

     12. Судебные системы западных  государств. М., 1991.

10. Федерация  в зарубежных странах. М., 1993.

11. Чиркин  В.Е, Основы конституционного  права: Учебное пособие

М.,1996.

12. Энтин  Л.М. Разделение властей: Опыт современных государств

М.,1995. 

Интернет-источники :

www.president.kz

www.government.kz

www.parlam.kz

www.procuror.kz

www.zakon.kz 

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран