Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:22, реферат
Актуальность данной темы состоит в том, что коллективные права являются основными правами, которые защищают целостность народа (нации) и позволяют ей нормально функционировать и развиваться. Они гарантируются всем народам (нациям). Для регулирования отношений народы и государства вырабатывают определенные правила взаимного поведения, придавая им общеморальный, религиозный, политический или правовой характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НАРОДОВ 4
Правовое регулирование коллективных прав в международном и в русском законодательстве 4
Теоретические основы
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НАРОДОВ 8
Права на существование и развитие 8
Права на самоопределение и равноправие с другими народами 11
Права на суверенитет народа над своими естественными богатствами и природными ресурсами 15
Права на благоприятную окружающую среду 17
ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАРОДОВ 21
Система индивидуальных обращений в рамках ООН 21
Система индивидуальных обращений в рамках Совета Европы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
«1. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами.
2.2. Права на самоопределение и равноправие с другими народами
Право на самоопределение
— один из общепризнанных принципов
международного права. Это право
народов (наций) определять форму своего
государственного существования в
составе другого государства
или в виде отдельного государства.
Кроме отделения
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1) сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» 13.
В Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970) значится: «В силу принципа равноправия и самоопределения народов, закреплённого в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие».
В этой же Декларации
указывается, что способами
Аналогичные принципы закреплены
в документах Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском
Заключительном акте 1975 года, Итоговом
документе Венской встречи 1986 года,
документе Копенгагенского
Право на самоопределение
провозглашалось ещё в начале
XX века правительством США, а
также российскими
Окончательно утвердился данный принцип в международном праве после Второй Мировой войны. В главе I Устава ООН (1945) в ряду основных целей ООН определено: «развивать дружественные отношения между народами на основе принципа равноправия и самоопределения народов»14. Эти установки Устава ООН нашли свое развитие в последующих международных пактах и соглашениях. При этом необходимо заметить:
1. Принцип права народов
на самоопределение не следует
противопоставлять принципу
2. Самоопределение присуще не государству, а народу или национально-государственному (территориальному) образованию, которое реализуется не в межгосударственных отношениях, а в процессе развития многонационального государства.
3. Внутригосударственный характер принципа самоопределения определяется и тем, что он предполагает разные формы его реализации в составе определенного государства или выхода из него, а не в системе ООН или иных организаций международного сообщества.
Некоторые народы могут самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.
Право на равноправие с другими народами предполагает суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:
Государства должны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, включая, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу и политическую независимость. Они обязаны также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные нормы.
В рамках международного права
все государства-члены имеют
2.3. Права на благоприятную окружающую среду
Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных конституционных прав человека, относящееся к разряду экологических прав. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
Право граждан
на благоприятные условия жизни
предполагает реальные возможности
проживания в здоровой, отвечающей
международным и
Граждане обладают широкими
полномочиями для реализации своих
экологических прав, предполагающими
возможность создавать
Экологические общественные
объединения граждан могут
2.4. Права на суверенитет народа над своими естественными богатствами и природными ресурсами
Согласно пункту 2 статьи 1 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».
Генеральная Ассамблея в 1958 году создала Комиссию по неотъемлемому суверенитету над естественными ресурсами и поручила ей проведение полного обследования положения, существующего в отношении неотъемлемого суверенитета над естественными богатствами и ресурсами как основного элемента права на самоопределение. С представлением, в случае необходимости, рекомендаций в целях его упрочения, и в котором должны надлежащим образом учитываться права и обязанности государств согласно международному праву и необходимости стимулирования международного сотрудничества в экономическом развитии развивающихся стран. Учитывая резолюцию 1515 (XV) от 15 декабря 1960 года, которая рекомендовала уважение суверенного права каждого государства распоряжаться своими богатствами и естественными ресурсами, приняла во внимание все меры, основывающиеся на признании неотъемлемого права всех государств свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, в соответствии со своими национальными интересами и на уважении экономической независимости государств.
Организация Объединенных Наций и другие международные организации отмечая, что осуществление и укрепление неотъемлемого суверенитета государств над их природными богатствами и ресурсами укрепляют их экономическую независимость, считают желательным дальнейшее рассмотрение Организацией Объединенных Наций вопроса о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами в духе международного сотрудничества в области экономического развития, в особенности развития развивающихся стран, заявляет, что:
1. «Право народов и нации на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств.
2. Разведка и эксплуатация таких ресурсов и распоряжение ими, так же как и ввоз требуемого для этих целей иностранного капитала, должны производиться в соответствии с правилами и условиями, которые народы и нации по своему свободно принятому решению считают необходимыми или желательными для разрешения, ограничения или запрещения таких видов деятельности.
Информация о работе Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение