Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что коллективные права являются основными правами, которые защищают целостность народа (нации) и позволяют ей нормально функционировать и развиваться. Они гарантируются всем народам (нациям). Для регулирования отношений народы и государства вырабатывают определенные правила взаимного поведения, придавая им общеморальный, религиозный, политический или правовой характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НАРОДОВ 4
Правовое регулирование коллективных прав в международном и в русском законодательстве 4
Теоретические основы
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НАРОДОВ 8
Права на существование и развитие 8
Права на самоопределение и равноправие с другими народами 11
Права на суверенитет народа над своими естественными богатствами и природными ресурсами 15
Права на благоприятную окружающую среду 17
ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАРОДОВ 21
Система индивидуальных обращений в рамках ООН 21
Система индивидуальных обращений в рамках Совета Европы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.99 Кб (Скачать)

«1. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек  и все народы имеют право участвовать  в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами.

  1. Право человека на развитие предполагает также осуществление в полной мере права народов на самоопределение, которое включает согласно соответствующим положениям обоих Международных пактов о правах человека осуществление их неотъемлемого права на полный суверенитет над всеми своими природными богатствами и ресурсами». 11

 

2.2. Права на самоопределение и равноправие с другими народами

Право на самоопределение  — один из общепризнанных принципов  международного права. Это право  народов (наций) определять форму своего государственного существования в  составе другого государства  или в виде отдельного государства. Кроме отделения подразумевается  значительное количество возможностей самоопределения от полного отказа от каких-то особенных прав до самоуправления, автономии или различных форм культурного обособления.12 Данный принцип получил признание в процессе распада колониальной системы и закреплён в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (принятой резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960) и последующих международных пактах и декларациях ООН.

В Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте  о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 (статья 1)  сказано: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» 13.

В Декларации о принципах  международного права (от 24 октября 1970) значится: «В силу принципа равноправия  и самоопределения народов, закреплённого  в Уставе ООН, все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие».

   В этой же Декларации  указывается, что способами осуществления  права на самоопределение могут  быть «создание суверенного и  независимого государства, свободное  присоединение к независимому  государству или объединение  с ним, или установление любого  другого политического статуса».

Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания  Конференции по человеческому измерению  СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.

   Право на самоопределение  провозглашалось ещё в начале XX века правительством США, а  также российскими большевиками, закрепление которого было одним  из основных требований и направлений  начального периода их деятельности. Оно было декларировано во всех советских конституциях. Более того, Конституции социалистических федеративных государств - СССР и Югославии (СФРЮ) - включали положения о праве выхода республик из союза — в то же время такое право было предусмотрено лишь для союзных республик, но не для автономных образований.

Окончательно  утвердился данный принцип  в международном  праве после Второй Мировой войны. В главе I Устава ООН (1945) в ряду основных целей ООН определено: «развивать дружественные отношения между народами на основе принципа равноправия и самоопределения народов»14. Эти установки Устава ООН нашли свое развитие в последующих международных пактах и соглашениях. При этом необходимо заметить:

1. Принцип права народов  на самоопределение не следует  противопоставлять принципу территориальной  целостности государств. Да и  понятие территориальной целостности  в Уставе ООН отсутствует, в  нем речь идет о «территориальной  неприкосновенности».

2. Самоопределение присуще не государству, а народу или национально-государственному (территориальному) образованию, которое реализуется не в межгосударственных отношениях, а в процессе развития многонационального государства.

3. Внутригосударственный характер принципа самоопределения определяется и тем, что он предполагает разные формы его реализации в составе определенного государства или выхода из него, а не в системе ООН или иных организаций международного сообщества.

Некоторые народы могут самоопределиться вплоть до отказа от какой бы то ни было независимости. Другие – могут самоопределиться, отдав часть своих прав сообществу, а частью будут распоряжаться самостоятельно. Третьи – вообще откажутся от какого бы то ни было опекунства или протектората.

Право на равноправие  с другими народами предполагает суверенное  равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства  в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными членами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

  • все государства юридически равны;
  • все государства должны уважать правосубъектность других государств;
  • все государства пользуются правами, присущими полному суверенитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных договорах и др.;
  • территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, государственные границы могут меняться лишь на основании договоренности и в соответствии с международным правом;
  • государства свободно выбирают свои политические, экономические, социальные и культурные системы;
  • государства обязаны добросовестно выполнять свои международные обязательства.

Государства должны уважать  суверенное равенство и своеобразие  друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, включая, в частности, право каждого  государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу  и политическую независимость. Они  обязаны также уважать право  друг друга свободно выбирать и развивать  свои политические, социальные, экономические  и культурные системы, равно как  и право устанавливать свои законы и административные нормы.

В рамках международного права  все государства-члены имеют равные права и обязанности. Они должны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами, международными и региональными  организациями, а также имеют  право на нейтралитет. Государства - члены строят, таким образом, свои отношения на основе взаимной выгоды и уважения.15

 

2.3. Права на благоприятную окружающую среду

Право на благоприятную  окружающую среду - одно из основных конституционных  прав человека, относящееся к разряду  экологических прав. Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило лишь в конце 1980-х — начале 1990-х гг., в основном в конституциях постсоциалистических стран. Право на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также государственных  органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право граждан  на благоприятные условия жизни  предполагает реальные возможности  проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным  стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих  экологических прав, предполагающими  возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность.

Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую  культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности. Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране16. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещает причиненный вред согласно ст.454 ГК17. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

 

2.4. Права на суверенитет народа над своими естественными богатствами и природными ресурсами

Согласно  пункту 2 статьи 1 Международного  пакта  об экономических, социальных и культурных правах: «Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться  своими естественными богатствами  и ресурсами без ущерба для  каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования».

Генеральная Ассамблея в 1958 году создала Комиссию по неотъемлемому суверенитету над естественными ресурсами и поручила ей проведение полного обследования положения, существующего в отношении неотъемлемого суверенитета над естественными богатствами и ресурсами как основного элемента права на самоопределение. С представлением, в случае необходимости, рекомендаций в целях его упрочения, и в котором должны надлежащим образом учитываться права и обязанности государств согласно международному праву и необходимости стимулирования международного сотрудничества в экономическом развитии развивающихся стран. Учитывая резолюцию 1515 (XV) от 15 декабря 1960 года, которая рекомендовала уважение суверенного права каждого государства распоряжаться своими богатствами и естественными ресурсами, приняла во внимание все меры, основывающиеся на признании неотъемлемого права всех государств свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, в соответствии со своими национальными интересами и на уважении экономической независимости государств.

Организация Объединенных Наций и другие международные  организации отмечая, что осуществление и укрепление неотъемлемого суверенитета государств над их природными богатствами и ресурсами укрепляют их экономическую независимость, считают желательным дальнейшее рассмотрение Организацией Объединенных Наций вопроса о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами в духе международного сотрудничества в области экономического развития, в особенности развития развивающихся стран, заявляет, что:

1. «Право народов и нации на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и ресурсами должно осуществляться в интересах их национального развития и благосостояния населения соответствующих государств.

2. Разведка и эксплуатация таких ресурсов и распоряжение ими, так же как и ввоз требуемого для этих целей иностранного капитала, должны производиться в соответствии с правилами и условиями, которые народы и нации по своему свободно принятому решению считают необходимыми или желательными для разрешения, ограничения или запрещения таких видов деятельности.

Информация о работе Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение