Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 19:21, реферат
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
Введение………………………………………………………………………..…. ...2
1. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности……………..3
2. Виды и формы международно-правовой ответственности…………….……..6
3. Обстоятельства, освобождающие от ответственности………………....……...9
Заключение…………………………………………………………………….…....13
Литература…………………………………………………………………….……14
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Принцип государственного суверенитета – один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства определяют свой путь развития, политическую и экономическую структуру, стратегию внешней политики и взаимоотношений с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
В
то же время указанный принцип
не является признаком отсутствия взаимодействия
и взаимозависимости
В
настоящее время в
Прежде
всего, необходимо отметить, что в
рамках ООН отсутствует какой-либо
постоянный надгосударственный аппарат,
имеющий полномочия принуждать государства
или иных субъектов международного
права преодолевать определенные неблагоприятные
последствия, связанные с совершением
деяний, признанных мировым сообществом
как преступления. Вместе с тем
это не означает, что государства-нарушители
остаются безнаказанными. Более того,
в последние годы имеются прецеденты,
позволяющие говорить о качественном
изменении международно-правовой ответственности.
Под
международно-правовой ответственностью
в литературе понимают юридическую
обязанность субъекта-
Так, к примеру, ст. 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают
процедуры реализации ответственности
за совершение международных преступлений
против международного мира и безопасности.
Конвенция о международной ответственности
за ущерб, причиненный космическими объектами,
1972 г. закрепляет ответственность за ущерб,
причиненный космическим объектом на
поверхности Земли, воздушному судну в
полете и космическому объекту другого
субъекта международного права. Также
провозглашается международная ответственность
за нарушение ряда международных договоров,
среди которых необходимо отметить Международную
конвенцию о пресечении преступления
апартеида и наказании за него 1973 г. и Конвенцию
о предупреждении преступления геноцида
и наказании за него 1948 г. Определение
понятия агрессии, принятое Генеральной
Ассамблеей ООН в 1974 г., устанавливает,
что агрессивная война является преступлением
против международного мира, а агрессия
влечет за собой международную ответственность.
В теории под основаниями международной
ответственности понимают предусмотренные
международно-правовыми нормами объективные
и субъективные признаки. Различают юридические,
фактические и процессуальные основания
международно-правовой ответственности.
Под юридическими основаниями понимают
международно-правовые обязательства
субъектов международного права, в соответствии
с которыми то или иное деяние объявляется
международным правонарушением. Иными
словами, при международном правонарушении
нарушается не сама международно-правовая
норма, а обязательства субъектов соблюдать
международное правило поведения. Поэтому
перечень источников юридических оснований
ответственности шире, чем круг источников
международного права. Юридическими основаниями
ответственности являются: договор, обычай,
решения международных судов и арбитражей,
резолюции международных организаций.
Фактическим основанием ответственности
является международное правонарушение,
т.е. деяние субъекта международного права,
выражающееся в действиях (бездействии)
его органов или должностных лиц, нарушающее
международно-правовые обязательства.
Процессуальные основания ответственности
представляют собой процедуру рассмотрения
дел о правонарушениях и привлечения к
ответственности. В одних случаях эта
процедура детально зафиксирована в международно-правовых
актах, в других - ее выбор оставлен на
усмотрение органов, применяющих меры
ответственности.
Известны два вида международно-правовой ответственности: политическая и материальная.
Политическая
ответственность выражается в форме
сатисфакций: заверение пострадавшей
стороны в недопущении
Следует
упомянуть и такую форму
От репрессалий следует отличать реторсии — ответные акции в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).
От
индивидуальных репрессалий следует
также отличать коллективные санкции,
которые, согласно Уставу ООН, могут
предприниматься только на основании
решений Совета Безопасности в отношении
государств, действия которых представляют
собой угрозу миру или нарушение
мира. Такие санкции могут выражаться
в полном или частичном приостановлении
экономических отношений, функционирования
коммуникаций — транспорта и связи,
в разрыве дипломатических
Известны резолюции Совета Безопасности о применении санкций по ст. 41 (в отношении ЮАР, проводившей политику апартеида).
Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим, ограничение права иметь вооруженные силы и др.). В 1993 году Совет Безопасности ООН единогласно постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами, совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии.
Принцип соразмерности репрессалий не распространяется на санкции, которые по существу могут представлять собой форму наказания субъекта, совершившего международное преступление.
Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к понятию санкций не относится.
Материальная
ответственность выражается в обязанности
возместить материальный ущерб, что
может реализовываться в форме
реституции (восстановления материального
положения, существовавшего до правонарушения)
или репарации (денежной или иной
компенсации убытков
В период, когда война считалась законным средством разрешения споров, была известна такая форма политической ответственности, как контрибуции — взимание победителем с побежденного своих военных издержек.
Возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.
Исключительно
на основании договоров возникает
такая разновидность
Пострадавшей
стороне необходимо доказать лишь непосредственную
причинную связь между
Существует
понятие договорного
В этих случаях пострадавшая сторона не может претендовать на получение суммы, превышающей установленный предел, даже если фактический ущерб превышает эту сумму. Вместе с тем максимальный предел выплачивается не автоматически: если сумма доказанного ущерба, ниже этого максимума, пострадавшая сторона может претендовать на получение только ее.
Договорное ограничение ответственности по сумме представляет собой своего рода протекционизм по отношению к использованию техники, являющейся источником повышенной опасности, но необходимой в интересах людей (авиация, атомная энергетика и т. п.). В этом случае происходит распределение бремени убытков, возникающих в результате ущерба, между потерпевшей стороной и эксплуатантом источника ущерба.
Договорное
установление абсолютной ответственности
гарантирует возмещение ущерба пострадавшим
даже в том случае, если причинитель
ущерба ссылается на то, что все
его действия не являлись нарушением
права.
Ответственность за
правомерную деятельность как особый
вид международной
Обстоятельства, исключающие противоправность
деяния, должны быть юридически значимыми
и, соответственно, определяться юридическими
правилами, которые и сформулированы в
ст. 29 - 34 Проекта статей об ответственности
государств. Их сопровождает подробный
комментарий Комиссии международного
права, помогающий уяснить существо сформулированного
правила.
Представляется целесообразным привести
текст этих статей полностью.
Статья 29, озаглавленная "Согласие",
гласит: "1. Правомерным образом данное
согласие государства на совершение другим
государством определенного деяния, не
соответствующего обязательству последнего
в отношении первого государства, исключает
противоправность этого деяния применительно
к этому государству, поскольку это деяние
находится в пределах вышеуказанного
согласия.
2. Пункт 1 не применяется, если данное обязательство
вытекает из императивной нормы общего
международного права..." Статья 30, озаглавленная
"Ответные меры в отношении международно-противоправного
деяния", предусматривает: "Противоправность
деяния государства, не соответствующего
обязательству этого государства в отношении
другого государства, исключается, если
это деяние является закономерной в соответствии
с международным правом мерой в отношении
этого другого государства, вызванной
его международно-противоправным деянием".
Статья 31, озаглавленная "Форс-мажор
и непредвиденный случай", устанавливает:
"1. Противоправность деяния государства,
не соответствующего его международному
обязательству, исключается, если это
деяние было вызвано непреодолимой силой
или не поддающимся контролю государства
непредвиденным внешним событием, которые
сделали для государства материально
невозможным действовать в соответствии
с указанным обязательством или понять,
что его поведение не соответствует этому
обязательству.