Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что коллективные права являются основными правами, которые защищают целостность народа (нации) и позволяют ей нормально функционировать и развиваться. Они гарантируются всем народам (нациям). Для регулирования отношений народы и государства вырабатывают определенные правила взаимного поведения, придавая им общеморальный, религиозный, политический или правовой характер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НАРОДОВ 4
Правовое регулирование коллективных прав в международном и в русском законодательстве 4
Теоретические основы
ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ ПРАВ НАРОДОВ 8
Права на существование и развитие 8
Права на самоопределение и равноправие с другими народами 11
Права на суверенитет народа над своими естественными богатствами и природными ресурсами 15
Права на благоприятную окружающую среду 17
ГЛАВА III. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАРОДОВ 21
Система индивидуальных обращений в рамках ООН 21
Система индивидуальных обращений в рамках Совета Европы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 61.99 Кб (Скачать)

3. Полученные прибыли  должны во всех случаях распределяться  в свободно согласованной пропорции  между инвесторами и государством, в котором производятся инвестиции, причем должны приниматься надлежащие  меры к тому, чтобы суверенитет  этого государства над его  естественными богатствами и  ресурсами ни под каким видом  не нарушался.

4. Национализация, экспроприация или реквизиция должны основываться на соображениях или мотивах общественной пользы, безопасности или национальных интересов, которые признаются более важными, чем чисто личные или частные интересы как граждан, так и иностранцев.

5. Свободному и полезному осуществлению суверенитета народов и наций над их природными ресурсами должно способствовать взаимное уважение государств, основанное на суверенном равенстве.

6. Международное сотрудничество в целях экономического развития развивающихся стран, будь то в виде государственных или частных капиталовложений, обмена товарами и услугами, технической помощи или обмена научными сведениями, должно способствовать независимому национальному развитию этих стран и основываться на уважении их суверенитета над их природными богатствами и ресурсами.

7. Нарушение права народов  и наций на суверенитет над  их природными богатствами и  ресурсами противоречит духу  и принципам Устава Организации  Объединенных Наций и препятствует  развитию международного сотрудничества  и поддержанию мира.

8. Соглашения об иностранных  инвестициях, свободно заключенные  суверенными государствами или  между суверенными государствами,  должны добросовестно соблюдаться;  государства и международные  организации должны строго и добросовестно соблюдать суверенитет народов и наций над их природными богатствами и ресурсами в соответствии с Уставом и принципами, изложенными в настоящей Резолюции»18.

Коллективные права –  это особенные права народов, они характеризуют возможность  реализации их только общностью, поэтому  данные права регулируют положения  общностей в мире и дают надежные гарантии для их жизни, развития и  сохранения. Они регулируются и охраняются международно-правовыми нормами, что  вносит стабильность и уверенность  в  соблюдении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Международные механизмы защиты прав народов

 

3.1. Система индивидуальных обращений в рамках ООН

Первые международные  механизмы защиты прав человека появились  после второй мировой войны, и  их появление было обусловлено ужасами фашизма. В данной главе будут представлены два основных международных механизма защиты прав человека - универсальный, существующий в рамках системы ООН, и региональный, созданный в рамках Совета Европы. Кроме указанных систем в мире существуют иные региональные механизмы защиты прав человека: Межамериканская и Африканская, но они были созданы позже и еще не создали обширной практики.

ООН, как известно, - международная  организация, созданная после второй мировой войны. В 1948 году Генеральная  Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, этот документ имел важное историческое значение, как  акт признания государствами  прав человека и необходимости их защиты, но в то же время сам документ - Декларация, государства-участники  не обязывала соблюдать декларированные права.

Генеральной Ассамблее ООН  потребовалось 18 лет для того, чтобы  принять документ, содержащий механизм защиты прав человека, и еще 10 лет  для того, чтобы данный договор вступил в действие.

Итак, Международный  Пакт о гражданских и политических правах был принят  Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, а вступил в силу 23 марта 1976 года, то есть данный договор является универсальным и действует в системе ООН. Международный Пакт о гражданских и политических правах содержит определенный перечень защищаемых прав, и, соответственно, только при нарушении этих прав можно обращаться за защитой этих прав. Международный Пакт о гражданских и политических правах предусматривает создание Комитета по правам человека ООН, который в соответствии  с  Факультативным  Протоколом позволяет частному лицу обратиться в Комитет по правам человека ООН с индивидуальной жалобой по поводу нарушения прав человека одним из государств, подписавших и ратифицировавших Международный Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный Протокол к Пакту. Право индивидуального обращения предусмотрено статьей 1 Факультативного Протокола, которая говорит: «Государство-участник Пакта, которое становится участником настоящего Протокола, признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подлежащих его юрисдикции лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником какого-либо из прав, изложенных в Пакте»19.

Российская  Федерация подписала и ратифицировала Международный Пакт о гражданских  и политических правах и Факультативный Протокол достаточно давно. Частные  лица могут обращаться в Комитет по правам человека ООН с жалобой на РФ по поводу тех нарушений, которые произошли после 1 января 1992 года, то есть именно с этой даты Российская Федерация приняла на себя обязательство соблюдать права человека, предусмотренные Международным Пактом о гражданских и политических правах.

Комитет по правам человека ООН состоит из 18 членов, которые  избираются Генеральной Ассамблеей ООН из числа граждан тех стран, которые являются участниками Международного Пакта о гражданских и политических правах. Но государство не может  быть представлено более чем одним  членом Комитета по правам человека ООН. Члены Комитета по правам человека ООН избираются сроком на 4 года. Члены  Комитета выступают в личном качестве, то есть не представляют то государство, гражданами которого они являются. Члены Комитета могут быть избраны  повторно. Следует отметить, что  в настоящее время в Комитете по правам человека ООН представителей РФ нет.

Комитет по правам человека ООН является квази-судебным органом, поэтому, рассматривая поданные заявления, Комитет не следует процедуре, которая необходима при судебном рассмотрении дела. Комитет по правам человека ООН рассматривает дела в закрытом заседании и использует только представленные заявителем и государством письменные материалы. Рассмотрение жалобы в Комитете по правам человека ООН проходит две стадии. Сначала Комитет принимает решение о приемлемости, то есть, будет ли данная жалоба рассматриваться по существу или нет. А затем Комитет выносит свое суждение о том, имело ли место нарушение прав человека в отношении заявителя, основываясь на тех материалах, которые были предоставлены. Решения Комитета принимаются коллегиально при наличии кворума - 12 человека, простым большинством. После рассмотрения заявления по существу Комитет по правам человека ООН доводит до сведения государства свою точку зрения и рекомендует устранить нарушение прав человека в отношении заявителя, в том случае, если будет признано нарушение.

При обращении в Комитет  по правам человека ООН необходимо учитывать тот факт, что решения Комитета по правам человека ООН не являются обязательными для государств, и то, что рассмотрение жалобы длится в течение 4-6 лет.

В июле 2000 года Комитет по правам человека ООН вынес первое решение против РФ по делу Гридин против РФ. К сожалению, до настоящего момента  положение Гридина не изменилось, в связи с тем, что процедура  рассмотрения дела в Комитете по правам человека ООН не обеспечена каким-либо механизмом обеспечения исполнения решения. Фактически, это позволяет  государствам не исполнять решения  Комитета по правам человека, так как  принудить и их к исполнению невозможно.

 

 

 

3.2. Система индивидуальных обращений в рамках Совета Европы

Европейская система защиты прав человека сложилась намного  раньше, практически сразу после  второй мировой войны. Основное отличие Европейской системы состояло в том, что механизм защиты прав человека предусматривал обязательность исполнения решений и процедуру обеспечения исполнения20.

Европейская система защиты прав человека была создана на основе Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которая является региональным договором, действующим в рамках Совета Европы. Европейская Конвенция  о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года и  вступила в действие с 3 сентября 1953 года. Новая редакция Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод вступила в действие с 1 ноября 1998 года. Дополнительно к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод было принято 12 Протоколов. Протоколы 1, 4, 6, 7 и 12 предусматривают гарантии тех прав, которые не были непосредственно зафиксированы в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Остальные Протоколы касались процедурных вопросов и в настоящий момент потеряли свое самостоятельное значение. Особый интерес представляет Протокол 11. Этот Протокол предусматривает новую организацию Европейского Суда по правам человека, которая существует в настоящее время. Сейчас Протокол 11 вошел составной частью в новую редакцию Европейской Конвенции. Отдельно следует упомянуть 12 Протокол, который был принят и открыт для подписания и ратификации Советом Европы только в 2000 году, поэтому в настоящее время он еще не вступил в действие.

12 Протокол предусматривает  самостоятельную защиту от дискриминации,  и скорее всего, определенным  образом изменит существующую  в настоящее время практику по вопросам дискриминации.

Российская Федерация  ратифицировала Европейскую Конвенцию  о защите прав человека и основных свобод 30 марта 1998 года и с 5 мая 1998 года приняла на себя обязательства подчиняться  юрисдикции Европейского Суда по правам человека.

Европейский  Суд по правам человека начал свою деятельность в 1959 году и осуществляет ее уже в течение более 40 лет. За время своей деятельности Европейский  Суд по правам человека рассмотрел огромное число жалоб, и вынес, свои суждения о том были или нет  нарушения прав человека в каждом конкретном случае. Эти суждения являются правовыми положениями, которые  использует суд, рассматривая каждое последующее  дело, руководствуясь ими как прецедентами.

Всю деятельность Европейского Суда по правам человека можно разделить на три этапа. Первый этап длился до 1 октября 1994 года. В это время Европейский Суд  по правам человека состоял из двух палат - Комиссии по правам человека и  Суда, и по одному представителю  от каждого государства входило  как в Комиссию, так и в Суд. Функции принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб на этом этапе  принадлежали Комиссии, и только Комиссия или государства-участники могли  передать дело на рассмотрение Суда. Второй этап продолжался 4 года с 1 октября 1994 года по 1 ноября 1998 года. В это время  заявители получили доступ в Суд, реализуя свое право на обращение, но это было возможным только в том  случае, если усилия Комиссии признавались безрезультатными.

В настоящий  момент Суд вступил в третий период своей деятельности, и он начался  с 1 ноября 1998 года. С этой даты вступил  в действие 11 Протокол к Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который в значительной мере изменил деятельность Европейского Суда по правам человека. Во-первых, Суд  начал работать на постоянной основе, а не собираться 1 раз в месяц  на недельную сессию. Во-вторых, Суд  стал однопалатным, то есть Комиссия по правам человека была упразднена.

В Европейский  Суд по правам человека в настоящее  время избраны 41 судья, в соответствии с количеством стран-участниц Совета Европы и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Организационно Суд разделен на четыре секции. Секции из числа судей, входящих в них, формируют органы Суда, которые непосредственно рассматривают  жалобы. Суд осуществляет свою деятельность, образуя Комитеты, Палаты и Большую  Палату.

Комитеты создаются для  рассмотрения конкретных жалоб по вопросам приемлемости. Комитет состоит из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить  жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым  к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным.

Если судьи, входящие в  Комитет, не приняли единогласного  решения о том, что жалоба является неприемлемой, то жалоба передается на рассмотрение Палаты. Палата состоит  из семи судей, одним из которых ex-officio является судья той страны, против которой подана жалоба. Палата вновь рассматривает жалобу на предмет приемлемости, и в том случае, если признает жалобу приемлемой, то рассматривает ее и по существу. Рассмотрение жалобы по приемлемости и по существу, как правило, происходит не одновременно. Это связано с тем, что стороны должны подготовиться к слушанию дела по существу.

В рассмотрении жалобы по существу, как правило, принимают участие  заявитель и его адвокат, а  также представитель государства, против которого рассматривается жалоба. Более того, Европейский Суд по правам человека может предоставить материальную помощь для проезда  и проживания в Страсбурге заявителя  и его представителя, если заявитель  не может самостоятельно оплатить эти  расходы. Если Палата признает нарушение  прав человека, то она также может  присудить взыскать со страны справедливую компенсацию в пользу заявителя, а также рекомендовать стране применить ряд мер индивидуального  и общего характера. К мерам индивидуального  характера относятся, например, новое рассмотрение дела во внутренних судах, отмена предыдущего окончательного судебного решения или какая-либо иная мера, которая может восстановить нарушенное право. К мерам общего характера относятся изменение внутреннего законодательства или судебной практики, существующей в стране, если законодательство или судебная практика не соответствует принципам Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Большая Палата состоит из 17 судей, в число которых ex-officio входят судья от той страны, против которой рассматривается дело, а также Президент Европейского Суда по правам человека. К компетенции Большой Палаты относится четко определенный круг вопросов. Во-первых, Большая Палата осуществляет апелляционные полномочия в том случае, если стороны не согласятся с решением Палаты, и заявят об этом в течение 3-х месяцев. Во-вторых, Большая Палата рассматривает по существу те обращения, при разрешении которых могут быть затронуты предыдущие прецеденты Европейского Суда по правам человека, и вынесены решения, противоречащие уже существующим. В-третьих, Большая Палата рассматривает межгосударственные жалобы, но за всю историю Европейского Суда по правам человека была рассмотрена по существу только одна подобная жалоба Ирландия против Соединенного Королевства.

Информация о работе Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение