Международно-правовой режим проливов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

В моей работе я постараюсь дать наиболее полную характеристику Черноморских, Балтийских и других проливов, имеющих важное значение для мореплавания, рассказать о географическом положении, истории их открытия, дать им всеобъемлющую оценку.
Цель настоящей работы – рассмотреть международно-правовой режим наиболее важных проливов.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика международно-правового режима проливов. 4

2. Международно-правовой режим Черноморских проливов 8

2.1 Исторический путь Черноморских проливов 8

2.2 Международно-правовой режим Черноморских проливов на современном этапе. 15

3.Международно-правовой режим Балтийских проливов 18

4.Режим других проливов, имеющих важное значение для мореплавания 21

Заключение 24

Список использованных источников. 25

Работа содержит 1 файл

Международно11.docx

— 63.11 Кб (Скачать)

     Дальневосточный федеральный университет

     Юридическая школа

     _______________________________________________

     Кафедра международного права 
 
 
 
 

     Международно-правовой режим проливов 
 

     Выполнила студентка  
 

     Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011

     Оглавление

    Введение 3

    1. Общая характеристика международно-правового режима проливов. 4

    2. Международно-правовой режим Черноморских проливов 8

    2.1 Исторический путь Черноморских проливов 8

    2.2 Международно-правовой режим Черноморских проливов на современном этапе. 15

    3.Международно-правовой режим Балтийских проливов 18

    4.Режим других проливов, имеющих важное значение для мореплавания 21

    Заключение 24

    Список использованных источников. 25 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение 

     Эта тема меня заинтересовала, потому что проливы очень важны, и на протяжении всего исторического процесса многие страны боролись за обладание ими. Проливы являются одним из главных факторов в сфере международных перевозок и торговли. Они  всегда имели важное историческое значение. Это вполне понятно, так как обладание тем или иным проливом часто означало для государства возможность регулирования и контроля над морским сообщением между различными  государствами. Страна, контролирующая данный пролив, могла установить блокаду и таким образом повлиять на экономическое развитие отдельных государств и мира в целом. Их роль не изменилась и в настоящее время. Часто открытие нового пролива приводило к серьёзным мировым последствиям: возникновению нового государства, усовершенствованию торговли, расцвету или упадку городов или даже государств. Нельзя не отметить, что зачастую существует недостаток проливов в определенных местах. Практически каждый пролив  имеет богатую историю, оказывает сильное влияние на экономику близлежащих стран и всего мира. Многие из них отличаются красотой и богатой историей. Однако, на мой взгляд, наиболее важными из них являются Черноморские проливы.

     В моей работе я постараюсь дать наиболее полную характеристику  Черноморских, Балтийских и других проливов, имеющих важное значение для мореплавания, рассказать о географическом положении, истории их открытия, дать им всеобъемлющую оценку.

     В современных условиях исключительную актуальность приобрели вопросы  правового режима важнейших морских  проливов ввиду их большого экономического и стратегического значения.

     Цель  настоящей работы – рассмотреть международно-правовой режим наиболее важных проливов.  

     Общая характеристика международно-правового  режима проливов 

     Международные проливы - это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права.1

     В настоящее время режим международных  проливов регулируется нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

     Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства2:

     1) проливы между одной частью  открытого моря или экономической  зоны и другой частью открытого  моря или экономической зоны, в которых военные корабли,  любые невоенные суда пользуются  правом беспрепятственного транзитного  прохода. Ширина этих проливов  не превышает двойной ширины 12-мильного  предела территориального моря  прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);

     2) проливы, образуемые островом  государства, граничащего с этим  проливом, и его континентальной  частью, к которым не применяется  транзитный проход, а применяется  мирный проход, если в сторону  моря от острова имеется столь  же удобный с точки зрения  навигационных и гидрографических  условий путь в открытом море  или в экономической зоне. Их  ширина превышает двойную ширину  территориального моря;

     3) проливы между одним районом  открытого моря и территориальным  морем иностранного государства,  к которым также применяется  мирный проход (Мессинский, Тирана и др.);

     4) проливы, режим которых регулируется  специальными конвенциями (Черноморские, Балтийские и др.).

     Таким образом, к проливам различных групп  применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход.

     “Под  проходом понимается плавание через  территориальные воды без захода во внутренние воды, на рейды или  в порты прибрежного государства  или для вхождения в эти  морские пространства или выхода из них в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым”3.

     Принцип мирного прохода применяется  к судоходству в территориальном  море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип  транзитного прохода применяется  к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и  перекрываемым территориальными водами припроливных государств4.

     Какая-то часть вод, образующих пролив, может  быть внутренними водами прибрежного  государства и иметь режим, предусматривающий  право мирного прохода иностранных  судов5.

     “Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок  в территориальных водах или  безопасность прибрежного государства  и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и  другими нормами международного права”6.

     В основу понятия “транзитный проход”  Конвенцией 1982 г. положен принцип  свободы мореплавания7. Однако по Конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход)8

     Требование  о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения  из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий, установленных  этим государством для входа в  его внутренние морские воды и  порты. Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в проливах, используемых для международного судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моря или экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается его территориальным морем. В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту9.

     Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов, проход в  которые регулируется в целом  или частично давно существующими  и находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти конвенции  обычно заключались в отношении  проливов, имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы (Босфор - Мраморное море - Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских стран”10.

     Таким образом, при установлении правового режима морских проливов учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства”11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исторический  путь Черноморских проливов. 

           Пока Византия, а после завоевания  в 1453 году Константинополя турками  — Османская империя господствовали над всем Черноморским побережьем и Черное море ввиду этого было фактически их внутренним морем, использование черноморских проливов было внутренним делом этих государств. К концу семнадцатого века обстановка существенно изменилась. Петр 1 приступил к строительству Азовского флота и в 1696 году взял Азов. Таким образом Россия вышла на побережье Азовского и Черного морей. Теперь вопрос о входе в Черное море и выходе из него приобрел международный характер и составил впоследствии важную часть так называемого восточного вопроса.12 К началу русско-турецкой войны 1768-1774 годов Россия не ставила перед собой широких международных задач. Задачей первой необходимости было стремление закрепиться на Черноморском побережье, обеспечить свободу морской торговли в Черном море, удержать за собой ранее завоеванный Азов и установить с Турцией дипломатические отношения наравне с западноевропейскими державами. Однако уже в ходе войны стало ясно, что внешнеполитическая программа может быть расширена за счёт требования пропуска русских судов через Босфор и Дарданеллы и права оказывать покровительство христианскому населению Турции. В результате успехов русской армии и флота в 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор, имевший важное значение как для внутреннего развития России, так и для международных отношений.13 Превращение России в черноморскую державу включило её в сферу международных проблем, связанных с решением восточного вопроса. Затем Россия выдвинула новое политическое требование — открытие проливов для русских военных кораблей.

         Сразу же после подписания  Кючук-Кайнарджийского договора проблема проливов вызвала резкое столкновение с западными державами. Один французский дипломат написал в 1776 году: "Захват Россией Константинополя, её выход в Средиземное море, её обладание проливами представляют в настоящее время наибольшую опасность для Европы".14 Позднее право торгового мореплавания получили и другие государства, за исключением государств, воюющих с Турцией.

          Гораздо более сложным делом  для России было урегулирование  вопроса о проходе военных  кораблей. Интересы безопасности  черноморских стран требовали  установления в черноморских  проливах такого режима, который,  обеспечивая их военным флотам  надежную связь с открытыми  морями, в то же время оградил  бы эти страны от угрозы  агрессии со стороны нечерноморских  держав. Этот принцип был четко  сформулирован в 1802 году канцлером   Воронцовым в ответ на претензии  Франции, добивавшейся для своего  военного флота права прохода  через черноморские проливы. Аналогичной  с Россией позиции придерживалась  в то время и Турция. Не пропуская  в Черное море военные корабли  нечерноморских держав, она по  русско-турецким союзным договорам  1799 и 1805 годов предоставила русским  военным кораблям право прохода  в Средиземное море.

           Между тем нечерноморские державы,  в первую очередь Великобритания  и Франция, стремились получить  право неограниченного доступа  в Черное море для своих  не только торговых, но и военных  судов, с одновременным запрещением  прохода через черноморские проливы  русского военного флота. Но  поскольку открыто обосновать  столь неправомерное требование  не представлялось возможным,  они добивались «равенства» с  Россией, то есть либо полного  открытия, либо полного закрытия  черноморских проливов для военных  кораблей всех стран.

          Под влиянием наполеоновской  дипломатии Турция в 1806 году  отменила в нарушение союзного  договора 1805 года с Россией свободный  пропуск русских кораблей через  проливы. Через три года во  время русско-турецкой войны   Великобритания  навязала Турции  договор, который под видом  "древнего правила Османской  империи" воспрещал пропуск  через черноморские проливы военных  кораблей любой иностранной державы. 

          30-40-е годы 19 века были временем  значительного обострения международных  отношений Ближнем Востоке, усиления борьбы европейских держав за преобладание в Константинополе. Развитие капиталистических отношений в Европе, с одной стороны, и разложение феодально-ленной системы в Турции,  с другой, определяли колониальный, захватнический характер политики великих держав по отношению к Турции.15

Информация о работе Международно-правовой режим проливов