Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:12, курсовая работа
В моей работе я постараюсь дать наиболее полную характеристику Черноморских, Балтийских и других проливов, имеющих важное значение для мореплавания, рассказать о географическом положении, истории их открытия, дать им всеобъемлющую оценку.
Цель настоящей работы – рассмотреть международно-правовой режим наиболее важных проливов.
Введение 3
1. Общая характеристика международно-правового режима проливов. 4
2. Международно-правовой режим Черноморских проливов 8
2.1 Исторический путь Черноморских проливов 8
2.2 Международно-правовой режим Черноморских проливов на современном этапе. 15
3.Международно-правовой режим Балтийских проливов 18
4.Режим других проливов, имеющих важное значение для мореплавания 21
Заключение 24
Список использованных источников. 25
Дальневосточный федеральный университет
Юридическая школа
_________________________
Кафедра
международного права
Международно-правовой
режим проливов
Выполнила
студентка
Научный
руководитель:
2011
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика международно-правового режима проливов. 4
2. Международно-правовой режим Черноморских проливов 8
2.1 Исторический путь Черноморских проливов 8
2.2 Международно-правовой режим Черноморских проливов на современном этапе. 15
3.Международно-правовой режим Балтийских проливов 18
4.Режим других проливов, имеющих важное значение для мореплавания 21
Заключение 24
Список использованных источников. 25
Введение
Эта тема меня заинтересовала, потому что проливы очень важны, и на протяжении всего исторического процесса многие страны боролись за обладание ими. Проливы являются одним из главных факторов в сфере международных перевозок и торговли. Они всегда имели важное историческое значение. Это вполне понятно, так как обладание тем или иным проливом часто означало для государства возможность регулирования и контроля над морским сообщением между различными государствами. Страна, контролирующая данный пролив, могла установить блокаду и таким образом повлиять на экономическое развитие отдельных государств и мира в целом. Их роль не изменилась и в настоящее время. Часто открытие нового пролива приводило к серьёзным мировым последствиям: возникновению нового государства, усовершенствованию торговли, расцвету или упадку городов или даже государств. Нельзя не отметить, что зачастую существует недостаток проливов в определенных местах. Практически каждый пролив имеет богатую историю, оказывает сильное влияние на экономику близлежащих стран и всего мира. Многие из них отличаются красотой и богатой историей. Однако, на мой взгляд, наиболее важными из них являются Черноморские проливы.
В моей работе я постараюсь дать наиболее полную характеристику Черноморских, Балтийских и других проливов, имеющих важное значение для мореплавания, рассказать о географическом положении, истории их открытия, дать им всеобъемлющую оценку.
В современных условиях исключительную актуальность приобрели вопросы правового режима важнейших морских проливов ввиду их большого экономического и стратегического значения.
Цель
настоящей работы – рассмотреть
международно-правовой режим наиболее
важных проливов.
Общая
характеристика международно-правового
режима проливов
Международные проливы - это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над которыми регулируются нормами международного права.1
В
настоящее время режим
Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства2:
1)
проливы между одной частью
открытого моря или
2)
проливы, образуемые островом
государства, граничащего с
3)
проливы между одним районом
открытого моря и
4)
проливы, режим которых
Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход.
“Под
проходом понимается плавание через
территориальные воды без захода
во внутренние воды, на рейды или
в порты прибрежного
Принцип
мирного прохода применяется
к судоходству в
Какая-то
часть вод, образующих пролив, может
быть внутренними водами прибрежного
государства и иметь режим, предусматривающий
право мирного прохода
“Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права”6.
В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы мореплавания7. Однако по Конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход)8
Требование
о непрерывном и быстром
Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов, проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы (Босфор - Мраморное море - Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских стран”10.
Таким
образом, при установлении правового режима
морских проливов учитываются, как правило,
два связанных между собой фактора: географическое
положение того или иного пролива и его
значение для международного судоходства”11.
Исторический
путь Черноморских проливов.
Пока Византия, а после завоевания
в 1453 году Константинополя турками
— Османская империя
Сразу же после подписания Кючук-Кайнарджийского договора проблема проливов вызвала резкое столкновение с западными державами. Один французский дипломат написал в 1776 году: "Захват Россией Константинополя, её выход в Средиземное море, её обладание проливами представляют в настоящее время наибольшую опасность для Европы".14 Позднее право торгового мореплавания получили и другие государства, за исключением государств, воюющих с Турцией.
Гораздо более сложным делом
для России было
Между тем нечерноморские
Под влиянием наполеоновской
дипломатии Турция в 1806 году
отменила в нарушение союзного
договора 1805 года с Россией свободный
пропуск русских кораблей
30-40-е годы 19 века были временем
значительного обострения