Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 18:18, курсовая работа
Целью работы стало изучение правовых аспектов международного налогообложения, как одного из эффективных средств, применяемых государствами, являющиеся выражением их суверенитета в сфере политики и экономики. Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, дали возможность национализировать часть иностранной собственности, приступить к осуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.
К настоящему времени в ряде государств доходная база их бюджетов на 40 — 50 процентов зависит от налогов, взимаемых с иностранных компаний и капитала.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Общее положения о международном налоговом праве 6
§1.История развития международного налогового права 6
§2.Понятие и место международного налогового права в системе международного финансового права 22
§3.Система международного налогового права 29
Глава 2. Юридическая характеристика международных налоговых отношений как предмет международного налогового права 40
§ 1. Международные налоговые отношения об избежании двойного налогообложения и освобождения от международного налогообложения 40
§2. Международные правовые аспекты администрирования налогов и
налоговых расследований 48
§3. Правовая регламентация отношений в сфере международного
налогового правосудия 58
Заключение 64
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 70
СОДЕРЖАНИЕ
Прогрессирующая интернационализация экономических, производственных и культурных процессов, происходящих в жизни человеческого общества, является характерной чертой современного исторического развития. В настоящее время существует общее стремление стран и народов к взаимовыгодному сотрудничеству на основе уважения интересов и прав друг друга, к осознанной защите общих целей в деле сохранения мира и недопущения новой мировой войны.
Среди основных барьеров, препятствующих такому сотрудничеству проблема двойного налогообложения, возникающая в отношении лиц и организаций, осуществляющих свою деятельность в двух или более странах. В настоящее время особое внимание уделяется этой проблеме и рекомендуемый путь ее решения – заключение межгосударственных (или межправительственных) налоговых соглашений.
Налоги – сложный социальный институт, имеющий длительную историю. Они непосредственно отражают уровень культурного, экономического, политического развития общества. Кроме того, налоги оказывают мощное обратное воздействие прежде всего на состояние политической и экономической системы. В частности, значение налогов как политического инструмента нередко связывают с феноменом государственной власти, с проблемой государственного суверенитета. «Налог был всегда важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогом значит управлять государством».
Налоги как
предмет межгосударственного
Актуальность темы исследования связана с обострением проблемы регламентации налоговых соглашений, которая обусловлена целым рядом причин и тенденций. Некоторые из них связаны с субъективными моментами политики ряда стран, но ведущее место, несомненно, занимают причины, непосредственно вытекающие из важнейших особенностей нынешнего этапа развития международных правовых отношений.
Первая причина – усиление процесса взаимопроникновения капиталов в отношениях между странами и связанное с этим быстрое развитие «международных» форм экономической и производственной деятельности, что с неизбежностью выдвигает на первый план проблему распределения между странами прав на налогообложение доходов и капиталов от такой «многонациональной» деятельности.
Вторая причина – образовавшиеся десятки новых независимых государств заставляют западные государства все более считаться с их суверенитетом и экономическими правами.
Целью работы стало изучение правовых аспектов международного налогообложения, как одного из эффективных средств, применяемых государствами, являющиеся выражением их суверенитета в сфере политики и экономики. Именно налоги, взимаемые странами с иностранных компаний, обеспечили первоначальные средства для финансирования мер, проводимых государством в целях ускорения экономического развития, дали возможность национализировать часть иностранной собственности, приступить к осуществлению некоторых социальных преобразований и т. д.
К настоящему времени в ряде государств доходная база их бюджетов на 40 — 50 процентов зависит от налогов, взимаемых с иностранных компаний и капитала.
Лишь тогда, когда государство
стало претендовать на особое место
в системе общественных отношений,
взяв на себя функции контроля за распределением
доходов в обществе, перераспределения
доходов через систему
Признание за государством права на осуществление вышеуказанных функций означало выделение особой сферы деятельности государства в качестве субъекта публичного права. Выступая субъектом публичного права, государство самостоятельно устанавливает и взимает налоги, поскольку без налогов обязанности государства по перераспределению доходов превратились бы в фикцию.
Налоговые власти
многих государств сейчас сталкиваются
не только с проблемой разделения
между собой налоговых
Таким образом, на путь заключения налоговых соглашений государства толкает, с одной стороны, желание обеспечить максимально благоприятные (налоговые) условия и тем самым упрочить конкурентные позиции своих резидентов, действующих в других странах, а с другой – стремление хотя бы в какой-то мере ограничить рост уклонения от налогов и «минимизировать» потери своих бюджетов по этой причине. Между странами уже налажено довольно интенсивное сотрудничество по этим вопросам. В конвенциях предпочтение отдается принципу обложения по месту постоянного жительства или пребывания получателя дохода при снижении или полной отмене налога в стране – источнике дохода.
На самом раннем этапе мирового развития хозяйственная деятельность преимущественно ограничивалась пределами древних государств, что впрочем, не исключало установления ими многочисленных торговых связей с сопредельными странами. Тем не менее, вопросы регулирования налогообложения в том или ином случае всецело зависели от воли правителя. Проблемы, связанные с уплатой налогов, которые требовали разрешения на межгосударственном уровне, возникли в более поздние периоды истории, когда налогообложение стало служить препятствием для расширения торговых связей, а обязанности по уплате налогов наряду с гражданами того или иного государства стали возлагаться на подданных других стран, находящихся на его территории.
Впрочем, изначально государства еще были далеки от необходимости заключения между собой каких-либо налоговых соглашений. По всей видимости, поэтому первые элементы международно-правового регулирования налоговых отношений присутствовали в договорах о мире, которые были в то время наиболее распространенной разновидностью межгосударственных соглашений. К примеру, еще в Кючук-Кайнарджийском мирном договоре между Россией и Турцией 1774 года1 в артикуле 8 определялось, что «Как духовным, так и светским Российской Империи подданным да позволится свободно посещать святой град Иерусалим и другие места, посещения достойные, и от подобных странствующих и путешественников да не будет требовать ни в Иерусалиме, ни в других местах, ниже на пути от кого бы то и было никакой харач, подать, дань или другие какие налоги... ».
Постепенное укрепление межгосударственных связей, развитие внешней торговли привели к тому, что деятельность хозяйствующих субъектов перестала ограничиваться территориальными пределами одного государства, и фактически приобрела трансграничный характер. Это обстоятельство в свою очередь обусловило возникновение конфликтов между несколькими различными юрисдикциями, претендующими на обложение налогами полученных от такой деятельности доходов. Разрешение же подобных конфликтов стало возможным лишь в рамках межгосударственного сотрудничества в налоговой сфере2.
Целенаправленно
международно-правовые средства для
урегулирования налоговых отношений
между государствами стали
Первые межгосударственные налоговые соглашения были заключены между странами, которые в силу своей географической близости имели наиболее тесные экономические отношения. К числу подобных международных правовых актов следует отнести соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам, которые были подписаны Бельгией с Францией в 1843 году и с Голландией в 1845 году, Соглашение между Пруссией и Саксонией о прямых налогах 1869 года. Договор между Пруссией и Австрией об устранении двойного налогообложения 1899 года4.
Тем не менее, в
международных договорах о мире
вопросы налогообложения по-
В Мирном договоре между Союзными и Объединившимися державами и Германией (Версальский договор) 1919 года6 содержался целый ряд положений, определяющих послевоенный порядок взимания налогов в пределах ряда территорий. В рамках этого международного договора Главные союзные государства США, Британская Империя. Франция, Италия, Япония, атакже примкнувшие к ним Бельгия. Боливия, Бразилия, Гаити. Гватемала, Геджас, Гондурас. Греция, Китай. Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу Польша, Португалия, Румыния, Сербо-Хорвато- Словенское государство. Сиам. Чехословакия, Уругвай и Эквадор с одной стороны, и Германия — с другой стороны помимо прочего достигли соглашения о том, что Правительственная комиссия, представляющая учрежденную Лигу Наций, «будет одна иметь власть взимать сборы и налоги в пределах территории Саарского Бассейна.
В качестве одного из примеров установления военных налоговых привилегий и иммунитетов для граждан договаривающихся государств может служить Договор между РСФСР и Персией (Москва, 26 февраля 1921 года) 87. В соответствии с его статьей XVII «Персидские граждане в России, равно как и российские граждане в Персии, освобождаются от военной службы и уплаты каких бы ни было военных налогов и сборов».
Очередной этап в развитии международного налогового права пришелся на 1920 год, в течение которого состоялись заседание Международной торговой палаты и Брюссельская финансовая конференция. По их окончании участники рекомендовали Лиге Наций разработать комплекс мер, направленных на избежание двойного налогообложения. В дальнейшем Лига Наций фактически возглавила процесс создания системы правового регулирования международных налоговых отношений8.
На 1929 год
приходится создание
Международно-правовое сотрудничество в налоговой области стало последовательно развиваться примерно с середины XIX века, после возникновения необходимых для этого предпосылок. А.И. Погорлецкий называет «четыре основных временных этапа развития межгосударственного сотрудничества (конвергенции национальных налоговых систем) в налоговой сфере:
1) вторая половина XIX в. – 1913 г. (до начала Первой мировой войны);
2) межвоенное двадцатилетие (1919–1939 гг.) и период ведения Второй мировой войны;
3) вторая половина 1940-х годов (после окончания Второй мировой войны) – середина 1990-х годов;
4) вторая половина
1990-х годов по настоящее
Фискально-правовые аспекты внешнеторговых отношений на рубеже XIX–XX века также становились предметом международного сотрудничества. Прежде всего это касалось таможено-тарифных мер. В данной сфере основные результаты выражались в том, что согласованное снижение уровня обложения (как правило, по ограниченной номенклатуре товаров) осуществлялось лишь на краткосрочно отдельными странами по двусторонним договорам10.
Кроме того, можно отметить достаточно успешные попытки согласования в конце XIX века условий международной торговли товарами, оборот которых затрагивал интересы различных стран. Позднее, в рамках ГАТТ, в отношении подобных товаров (называемых часто чувствительные») данная практика получила дальнейшее развитие. Одним из первых такого рода договоренностей является вступившая в силу с 1 сентября 1903 г. Брюссельская сахарная конвенция11.
Во второй половине XIX проблема многократного международного налогообложения постепенно начинает привлекать внимание в качестве объекта научного изучения. В первую очередь, она попала в сферу интересов финансовой и юридической науки. Р. Хуммель, Е.Ю. Козлов называют три наиболее значимых научных разработки по указанной проблеме, увидевших свет в конце XIX века12. Во-первых, к ним относится теоретические исследования двойного налогообложения, в целом, и в области налога на наследство, в частности, которые были инициированы и проведены под эгидой Института международного права. Во-вторых, в 1892 году вышла статья немецкого ученого Г. Шанца. В ней были представлены и обоснованы критерии так называемой экономической привязанности лица (налогоплательщика) к налоговой юрисдикции. Последняя, по мнению этого автора, при наличии такой привязанности должна иметь преимущественное право на взимание налогов с доходов этого лица, а при международном применении данной конструкции могла бы устраняться повторность налогообложения. В-третьих, в 1899 году увидела свет работа итальянского автора А. Гарелли13, в которой он выделил международное налоговое право в качестве самостоятельной науки. В данной книге также содержится анализ правовых принципов налогообложения международной экономической деятельности и правомерность налогообложения нерезидентов.