Автор: Bolabol Nikon, 02 Сентября 2010 в 21:25, автореферат
Со времени окончания «холодной войны» миротворчество ООН претерпело кардинальные изменения. С течением времени оно становилось все более сложным, всеобъемлющим и опасным. Сегодня от классической роли «нейтрального» буфера между сторонами, давшими на это свое согласие, оно перешло к операциям, направленным на проведение политических, экономических и социальных преобразований. Данная тенденция развилась в связи с тем, что большинство современных миротворческих операций представляет собой реакцию на внутренние, а не на межгосударственные конфликты.
Предпосылки для более эффективного миростроительства в настоящее время уже имеются. ООН уже завершила формирование специального координационного центра – Комиссии по миростроительству11.
В четвертом параграфе «Операции ООН по поддержанию мира» на основе обобщенного опыта урегулирования конфликтов освещается современное понимание операций ООН по поддержанию мира.
Операции ООН по поддержанию мира подразделяются на две широкие категории, оформившиеся в период «холодной войны»:
Хотя
мандаты операций, подпадающих под
одну категорию, отличны по природе
от другой, существенные характеристики
обеих категорий
Накопленные с годами знания и опыт составили основу для постановки новых миротворческих задач, таких, как превентивная дипломатия, создание временной администрации для управления районом в постконфликтный период, обеспечение охраны при доставке гуманитарной помощи и оказание помощи в создании стабильных и безопасных условий для осуществления усилий, направленных на укрепление мира после завершения конфликта. Эволюция операций ООН по поддержанию мира с учетом меняющихся потребностей проявилась в том, что все большее количество операций по поддержанию мира теперь приходится на третью категорию:
Таким образом, поддержание мира трансформировалось из традиционной, преимущественно военной модели обеспечения соблюдения прекращения огня и разъединением сил после межгосударственных войн в комплексную модель, состоящую из многочисленных военных и гражданских элементов, которые взаимодействуют между собой в целях установления мира в опасных условиях после гражданских войн.
Деятельность ООН по поддержанию международного мира и безопасности прошла эволюционный путь развития, в начале которого были выработаны ее основополагающие принципы: беспристрастность, нейтралитет, ограниченное случаями самообороны применение оружия, ну и, пожалуй, самый важный – согласие конфликтующих сторон на урегулирование спора с помощью 3-х лиц. Однако история свидетельствует, что в ходе проведения многочисленных операций по поддержанию мира все эти принципы подверглись новой интерпретации. По-прежнему общепризнанным является, что согласие сторон конфликта, беспристрастность и использование силы в порядке самообороны должны оставаться краеугольными принципами поддержания мира. Однако опыт свидетельствует, что слепое следование – не всегда залог успеха (например, так случилось в Руанде, Боснии и Герцеговине и др.).
В связи с этим Докладом Брахими предлагается ряд рекомендаций по повышению эффективности ОПМ ООН через новое видение их базовых принципов. Основные положения сводятся к следующему:
Нельзя не заметить, что желание, выраженное в Докладе Брахими, придать ОПМ ООН новые характеристики идет в разрез с изначальными определениями ОПМ ООН. Так, В.Н. Федоров отмечает, что операции ООН по поддержанию мира имеют специфические особенности, коренным образом отличающие их от предусмотренных Уставом ООН действий военно-воздушных, морских и сухопутных сил, которые предоставляются в распоряжение Совета Безопасности согласно ст. 43 Устава ООН и наделены правом применять военную силу и принуждение в целях обеспечения выполнения решений Совета Безопасности. В отличие от них операции ООН по поддержанию мира предпринимаются с согласия конфликтующих сторон и не могут служить орудием внешнего насилия или принудительным средством одностороннего вмешательства, не должны наносить ущерба в том или ином споре и призваны служить своеобразным «буфером» между конфликтующими сторонами и сглаживать разногласия между ними. ОПМ ООН не носят принудительного характера, поскольку военная сила при их проведении может быть применена только в случае самообороны13.
Могут ли ОПМ ООН эволюционировать в операции по принуждению мира? Справедливо на этот счет мнение бывшего заместителя Генерального Секретаря ООН Маррака Гулдинга: «Эволюция подразумевает сравнительно неторопливый процесс, в пределах которого изменения происходят медленно и по возрастающей. Этому определению, однако, не удовлетворяет манера, в которой происходили изменения ортодоксальной концепции мироподдержания» 14. Как свидетельствует данное высказывание и проведенное исследование, поддержание мира прошло то, что Маррак Гулдинг более подходяще назвал «принудительной эволюцией». Использование силы в действиях по поддержанию мира в конце ХХ века создало предпосылки к появлению категории «третье поколение» ОПМ15. В диссертационном исследовании подчеркивается, что операции, осуществляющие меры принуждения не могут классифицироваться как «операции по поддержанию мира», потому что они не отвечают существенным принципам мироподдержания: согласию и беспристрастности. Поэтому, «если modus operand операции идет вне поведения, характерного для мироподдержания, она не может быть формой последнего, вроде ее «второго поколения»16.
В пятом параграфе «Роль экономических санкций, вводимых СБ ООН, в обеспечении международного мира и безопасности» определяется роль и место экономических санкций ООН в урегулировании конфликтов. На основе проведенного исследования диссертант приходит к выводу, что основной упор ООН долгое время делала на применении мер диспозитивного характера (переговоры, добрые услуги, посредничество, обследование, обращение к региональным организациям, реторсии, временные меры по статье 40 Устава ООН, необязательные санкции, вводимые в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи и осуществляемые государствами индивидуально или коллективно и др.) и лишь в исключительных случаях прибегала к применению обязательных санкций и других принудительных мер, не связанных с использованием вооруженных сил. И такой подход позволял более или менее удовлетворительно решать ряд международных споров и конфликтов (по некоторым подсчетам свыше 100), выносимых на рассмотрение ООН.
В последние годы в ООН стал проявляться своего рода «санкционный синдром» – стремление шире и активнее применять санкции и другие принудительные меры, иногда при игнорировании все еще имеющихся политико-дипломатических возможностей и средств. Особенно часто к санкциям стали прибегать в конце ХХ – начале XXI в. Неслучайно 90-е годы прошлого столетия получили название «декада санкций»17. Именно в этот период Совет Безопасности применял всеобъемлющие или частичные санкции в семь раз чаще, чем за предшествующие 45 лет «холодной войны» (всего два раза – против Южной Родезии в 1966 г. и Южной Африки в 1977 г.18). Санкции вводились Советом Безопасности ООН против Ирака (1990 г.), бывшей Югославии (1991, 1992 и 1998 гг.), Ливии (1992 г.), Либерии (1992 г.), Сомали (1992 г.), Камбоджи (1992 г.), Гаити, (1993 г.), Анголы (1993, 1997 и 1998 гг.), Руанды (1994г.), Судана (1996 г.), Сьерра-Леоне (1997г.) и Афганистана (1999 г.). Из последних примеров: в 2004 г. эмбарго на поставки оружия введено Советом Безопасности в отношении Кот-д‘Ивуара, в 2005 году замораживание «средств, финансовых активов и экономических ресурсов» в отношении Судана19.
Обобщая изложенное, диссертантом отмечаются основные положения, касающиеся рассматриваемого вопроса. Во-первых, применение санкций является радикальной мерой, и они должны допускаться после того, как исчерпаны мирные средства урегулирования спора или конфликта, и только тогда, когда Совет Безопасности ООН определил существование угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Во-вторых, санкции могут играть роль эффективного инструмента разрешения конфликтов, являясь элементом общей стратегии превентивной дипломатии или миростроительства. Необходимо дальнейшее совершенствование этого важного инструмента и повышать его эффективность в соответствии с положениями Устава ООН и нормами международного права.
В
заключении подводятся итоги диссертационного
исследования, делаются основные выводы,
а также формулируются рекомендации и
предложения.
По
теме диссертации
опубликованы следующие
статьи: