Автор: Bolabol Nikon, 02 Сентября 2010 в 21:25, автореферат
Со времени окончания «холодной войны» миротворчество ООН претерпело кардинальные изменения. С течением времени оно становилось все более сложным, всеобъемлющим и опасным. Сегодня от классической роли «нейтрального» буфера между сторонами, давшими на это свое согласие, оно перешло к операциям, направленным на проведение политических, экономических и социальных преобразований. Данная тенденция развилась в связи с тем, что большинство современных миротворческих операций представляет собой реакцию на внутренние, а не на межгосударственные конфликты.
В первом параграфе «Правовое обоснование операций ООН по поддержанию мира» проведен юридический анализ природы операций ООН по поддержанию мира.
Хотя операции по поддержанию мира используются ООН с конца 40-х гг. ХХ века во все возрастающих размерах, четкой правовой регламентацией они не обладают, а их практические и теоретические аспекты остаются предметом дискуссий до сих пор.
ОПМ ООН возникли в качестве ответной стратегии Совета Безопасности на такие ситуации, в которых применение предусмотренных в главе VI Устава ООН мирных средств разрешения разногласий между конфликтующими сторонами не оказало нужного эффекта или потерпело неудачу, а применение силы согласно Главе VII Устава ООН оказалось невозможно. Генеральный Секретарь ООН Даг Хаммершельд в доказательство юридического обоснования ОПМ ООН сослался на несуществующую «главу шесть с половиной».
Неоспоримый факт заключается в том, что «операции по поддержанию мира» – термин не употребляемый в Уставе ООН. ОПМ ООН представляют сбой неофициальное развитие основных положений Устава. Четкого юридического обоснования мироподдержания ООН ни в главе VI, ни в главе VII Устава ООН нет. Элементы международно-правового обеспечения операций ООН по поддержанию мира могут быть найдены в ст. ст. 39, 40, 41, 42 и других статьях главы VII, ст. 29, п. 2 ст. 11 и п.1 ст. 24 Устава ООН.
Кроме того, юридическое обеспечение ОПМ ООН вытекает из подразумеваемых полномочий ООН, направленных на достижение их главной цели: поддержания международного мира и безопасности посредством принятия эффективных коллективных мер. Тот факт, что Устав ООН прямо предусматривает в главе VII определенные меры, представляющие собой принудительную акцию, направленную против агрессора, не может означать исключения или запрещения других действий, предназначенных для того, чтобы обеспечить в иной форме достижения основных целей ООН. При таких условиях утверждение, что операции по поддержанию мира могут осуществляться только в соответствии с положениями главы VII, ведет не только к тому, что проведение таких акций становится невозможным. В результате можно поставить под сомнение саму реализацию главной цели ООН, которая предполагает достижение и поддержание международного мира и безопасности, будучи четко обозначенной в п. 1 ст. 1 Устава ООН.
Следует отметить, что дискуссии, относительно содержащейся в Уставе ООН правовой базы для проведения операций по поддержанию мира сейчас не имеют практического значения. За более чем полувековой опыт проведения миротворческих операций ООН сложились практика их осуществления и соответствующие международно-правовые нормы, которые развиваются и изменяются в связи с расширением диапазона миротворческих операций ООН. Были наработаны, утвердились в практике и стали общепризнанными основные принципы планирования и проведения ОПМ (принципы согласия, беспристрастности и неприменения силы за исключением случаев самообороны), разработаны стандартные оперативные процедуры деятельности ОПМ, типовые соглашения о статусе сил и статусе миссий в странах пребывания ОПМ и др. Были одобрены многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН по конкретным операциям по поддержанию мира, а также заявления Председателя Совета Безопасности ООН по различным частным и общим аспектам подготовки и проведения ОПМ, которые в совокупности и представляют собой солидный международно-правовой массив, имеющий определенное нормоустанавливающее значение. Вместе с тем представляется необходимым переходить в области ооновского миротворчества от метода импровизации, к разработке целостной системы принципов, инструментов и процедур миротворческой деятельности ООН, при ведущей роли ее главного органа – Совета Безопасности, которая бы обеспечивала правовую обоснованность и легитимность предпринимаемых Советом Безопасности миротворческих акций. При подготовке свода необходимо учесть предложение Генерального Секретаря ООН, высказанное в Докладе «Дополнение» к «Повестке дня для мира» о включении в этот свод таких принципов, как разработка согласованных механизмов консультаций между ООН и региональными организациями, уважение примата ООН, предусмотренного Уставом ООН, четкого определения и распределения выполняемых функций во избежании дублирования деятельности, межорганизационного соперничества, для обеспечения признания всеми государствами сложившихся в практике ООН базовых принципов проведения ОПМ.
Главный вывод, сформулированный в заключении параграфа сводится к тому, что правовое обоснование необходимости привлечения вооруженных сил ООН для проведения операций по поддержанию мира и принудительных мер следует поставить на новый качественный уровень.
Второй параграф «Операции ООН по поддержанию мира в период «холодной войны» 1947-1987 гг. и формирование в практике ООН принципов их проведения» содержит конструктивный анализ ОПМ ООН периода «холодной войны». Процесс эволюции ОПМ ООН позволяет выделить три аналитических периода: генезис ОПМ ООН, утвердительный период и статический период.
Генезис ОПМ ООН 1947-1956 гг. Три операции, учрежденные в этот период, положили начало процессу формирования мироподдержания как инструмента ООН: Специальная комиссия на Балканах (UNSCOB) 1947 г.; Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия на Ближнем Востоке (ОНВУП) 1948 г.; Группа военных наблюдателей ООН в Индии и Пакистане (ГВНООНИП) 1949 г. Центральным элементом всех миссий было присутствие невооруженных военных наблюдателей, которые вошли в историю ОПМ ООН как «голубые береты». Характерным было также, что все три миссии учреждались в условиях межгосударственных конфликтов и в их функции сводились к наблюдению за прекращением огня, созданию буферных зон, установлению фактов.
В официальных источниках ООН,
отечественной и зарубежной
Генезис мироподдержания был связан с учреждением миссий военных наблюдателей, что обеспечило базу, на которой развивались более обширные и амбициозные ОПМ последующего периода «холодной войны». В этот период зародились основные элементы ОПМ ООН – согласие, беспристрастность и присутствие военного контингента. Однако были сформулированы лишь в следующем – утвердительном периоде.
Утвердительный период 1956-1974 гг. Утвердительный период ознаменовался учреждением 9 новых ОПМ, которые были и более амбициозными, и более разнообразными по природе по сравнению с предшествующими. Рассматриваемый период демонстрирует формирование характеристик мироподдержания в том смысле, что факторы согласия, не использования силы, присутствие военного персонала эволюционировали в укоренившиеся принципы мироподдержания.
С точки зрения эволюционного процесса наиболее значимыми и показательными ОПМ этого периода явились Чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) и Операция ООН в Конго (ОНУК). Учреждение первой ознаменовало собой новую веху в истории ОПМ ООН, так как при ее проведении впервые использованы вооруженные силы государств-членов ООН – «голубые каски». От «голубых беретов» периода 1947-56 гг. состав сил «голубых касок» отличался большим размером и укомплектованностью. Максимальная численность ЧВС ООН I достигала 6 тыс. человек из 11 стран. Если ГВНООНИП основывалась для наблюдения за линией прекращения огня между Индией и Пакистаном, то ЧВС ООН I была учреждена для обеспечения прекращения огня между противоборствующими сторонами (Израилем и Египтом) – значительный шаг вперед для ооновского мироподдержания. Важно отметить, что отличает ЧВС ООН I от принудительной акции, предусмотренной Главой VII Устава ООН, тот факт, что она осуществлялась с согласия Египетского правительства и главной ее целью было обеспечить уход оккупантов. ЧВС ООН I особенно важна для ооновского мироподдержания, так как установила ряд принципов, которые были использованы в последующих операциях (ОНУК, ВСООНЛ, СООННР, ВСООНК и др.). Они коснулись вопросов относительно статуса мироподдерживающих сил, их иммунитетов и привилегий, гражданской юрисдикции и свободы движения. Начиная с Операции ООН в Конго в 1960-1964 гг. широко стал использоваться гражданский персонал. Маррак Гулдинг, являясь в указанный период заместителем Генерального Секретаря ООН по ОПМ, описывал этот период как «золотую эру» ООН, в течение которой были учреждены 9 из всех 13 операций ООН, развернутых с 1947-1988 гг.
Статический период 1974-1987 гг. Третий период резко отличается от предшествующих ему 18 лет тем, что его результатом стало учреждение лишь одной ОПМ ООН в марте 1978 г. – Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ). Одновременно на протяжении статического периода продолжали свое существование другие миссии – ОНВУП, ГВНООНИП, ВСООНК. Значительное сокращение деятельности ООН по мироподдержанию стало реакцией на факт ооновского перенапряжения. ВСООНЛ продемонстрировали все недостатки деятельности ООН по поддержанию мира, которые начали проявляться еще в утвердительный период: высокая финансовая стоимость, отказ ряда членов выплачивать взносы, потеря согласия и кооперации между спорщиками – все указывало на то, что успех ОПМ ООН зависит от многих факторов. Миссия показала, что операции ООН могут быть успешными при наличии ряда условий: кооперации среди спорщиков, интереса великих держав, адекватных кадровых и финансовых ресурсов.
В завершение параграфа диссертантом подведены итоги и сделаны выводы. Деятельность ООН по поддержанию мира была рождена потребностью. Это была реакция ad-hoc на международные кризисы, которая предполагала вмешательство военных сил для создания буфера между враждующими сторонами и уменьшения опасного военного положения конфликтующих сторон. Чтобы уменьшить конфликт и увеличить безопасность, сила должна была быть легитимной, нейтральной и беспристрастной. Легитимность обеспечивалась согласием воюющих сторон; нейтралитет и беспристрастность – многонациональным сложением сил, а также фактом использования легкого стрелкового вооружения и правилами управления, которые строго ограничили использование силы случаями самообороны. Рассматриваемый период биполярной конфронтации характеризуется единым подходом к мироподдержанию ООН: главные страны-поставщики отрядов оформили знаменательное согласие о том, что есть мироподдержание и когда оно должно использоваться4. Практически все операции по поддержанию мира, проводившиеся до 1988 г. представляли собой то, что называется «традиционными» операциями по поддержанию мира. По большей части они были военными как по составу сил, принимавших в них участие, так и по своим функциям, сводившимся к поддержанию спокойствия на линии фронта, с тем, чтобы у миротворцев было время договориться о политическом урегулировании конфликта. В период с 1948 по 1989 гг. ОПМ главным образом были связаны с наблюдением за состоянием мира, с поддержанием мира путем создания «буфера» между враждующими сторонами. Оружие при осуществлении ОПМ применялось только в чрезвычайных ситуациях. ОПМ должны были обеспечить статус кво.
В третьем параграфе «Операции ООН по поддержанию мира в постконфронтационный период» характеризуется роль ООН в обеспечении международного мира и безопасности после окончания «холодной войны».
После того как ослабла напряженность периода «холодной войны» и миру стали угрожать вспыхивающие во многих регионах этнические и национальные конфликты, число операций ООН резко возросло, увеличилась сложность стоящих перед ними задач. Если первоначально в задачи ОПМ входили: прекращение или сдерживание военных действий и создание тем самым условий для успешной реализации миротворческих мер; или наблюдение за соблюдением временного или окончательного перемирия, как результата миротворческих усилий, то в последнее десятилетие XX века появилась необходимость предварительного превентивного развертывания ОПМ ООН еще до начала применения мирных средств.
Характер операций по поддержанию мира коренным образом изменился с 1988 года, когда масштабы этих операций расширились, выйдя за пределы традиционного наблюдения за границей, включив деятельность по миростроительству (например, расчистка мин в Камбодже) и доставку чрезвычайной помощи (в Сомали и Боснии). Гражданские лица сыграли жизненно важную роль в операциях ООН в Намибии, Сальвадоре и Камбодже, выполняя задачи, варьирующиеся от государственной администрации до наблюдения за выборами и расследования нарушений прав человека. Таким образом «традиционное» мироподдержание постепенно уступало место комплексным, интегрированным операциям, требующим сочетания политических, военных и гуманитарных действий. Операции по поддержанию мира включили существенный гражданский компонент, который придал им новое дыхание в процессе урегулирования конфликтов. Вместо того чтобы заниматься только поддержанием прекращения огня в ожидании переговоров о политическом урегулировании, силы по поддержанию мира развертываются с целью содействия политическому урегулированию. Это предполагает привлечение сил по поддержанию мира к такой деятельности, как разоружение и демобилизация ополчений, наблюдение за выборами и надзор за полицейскими формированиями и их подготовка. Из пассивного наблюдателя войска по поддержанию мира превращаются в активного участника процесса политического урегулирования.
За первые годы постконфронтационного периода миротворчество претерпело серьезные изменения в правовом отношении. «Законные» операции сменились неопределенными с юридической точки зрения и даже явно противоречащими Уставу ООН акциями. В конце 1990-х годов, стало характерным воплощение в практику доктрины вмешательства. Действия НАТО на Балканах, а также положения новой стратегической концепции Альянса поставили под сомнение не только отдельные компоненты, но и фундаментальные принципы международного права. Нарушенными оказались положения, закрепленные в Уставе ООН. Применена военная сила без санкции Совета Безопасности ООН, осуществлено вмешательство во внутренние дела суверенного государства в форме так называемой гуманитарной интервенции. Затем последовали противоправные акции США и их союзников в Афганистане и Ираке в 2002 и 2003 гг. соответственно5.
В соответствии с главой VII Устава ООН Совет Безопасности может предпринимать действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии. В ряде случаев Совет Безопасности уполномочивал государства-члены использовать все необходимые средства – включая вооруженную силу – для достижения объявленной цели. Согласие сторон в этих случаях не является обязательным6. С разрешения Совета Безопасности государства-члены создавали коалиции для осуществления совместных военных действий, например во время конфликта в Корее в 1950 году, а позднее – после вторжения Ирака в Кувейт, в Сомали и Руанде, в Гаити – для восстановления законного правительства, в Боснии и Герцеговине, в Албании и в Восточном Тиморе.