В качестве уполномоченных
на издание нормативных правовых
актов по вопросам налогообложения
органов Налоговый кодекс в соответствующих
отсылочных нормах своих статей указывает
на Правительство РК, уполномоченный
государственный орган и местные
представительные органы. И только
в единственном случае, предусмотренном
п. 2 ст. 511 Налогового кодекса, правом на
принятие нормативного правового акта
по вопросам налогообложения наделено
Министерство иностранных дел РК,
которое вправе в пределах установленных
Правительством РК базовых ставок консульских
сборов устанавливать конкретные размеры
ставок.
Правительство РК издает
нормативные правовые акты по вопросам
налогообложения в форме постановлений
в случаях, предусмотренных Налоговым
кодексом, в порядке делегированного
нормотворчества с целью определения
или дальнейшего развития отдельных
положений Налогового кодекса. Так,
в частности, Правительству РК по
Налоговому кодексу делегированы полномочия:
1) по установлению
перечня международных и государственных
организаций, зарубежных неправительственных
общественных организаций и фондов,
чья деятельность носит благотворительный
и международный характер (п/п. 4)
п. 1 ст. 10 Налогового кодекса);
2) по определению
государственных органов Республики
Казахстан, уполномоченных осуществлять
исчисление и (или) сбор обязательных
платежей в бюджет (уполномоченных
органов) (п/п. 32) п. 1 ст. 10 Налогового кодекса);
3) по утверждению
перечня информации, которую налоговые
органы вправе получать от
налогоплательщика в виде электронных
документов (п/п. 8) п. 1 ст. 16 Налогового
кодекса);
4) по определению
порядка изменения сроков исполнения
налогового обязательства по уплате налогов
под залог имущества налогоплательщика
и гарантию банка (п. 5 ст. 41 Налогового
кодекса);
5) по определению
порядка проведения специализированного
аукциона по реализации ограниченного
в распоряжении имущества (ст.
54 Налогового кодекса);
6) по установлению
норм суточных, выплачиваемых за
время нахождения в командировке
за пределами Республики Казахстан,
(п/п. 4) п. 1 ст. 93 Налогового кодекса);
7) по установлению
норм представительских расходов,
относимых на вычеты (п. 2 ст. 93 Налогового
кодекса);
8) по определению
перечня государств с льготным налогообложением
(п. 2 ст. 130 Налогового кодекса);
9) по утверждению
перечня товаров и услуг в
сфере медицинской и ветеринарной
деятельности, освобождаемых от
НДС (п. 2 ст. 232 Налогового кодекса);
10) по утверждению
норм беспошлинного ввоза товаров
физическими лицами (п/п. 2) п. 1 ст. 234
Налогового кодекса);
11) по определению
порядка импорта товаров, за
исключением подакцизных, ввозимых
в качестве гуманитарной помощи
(п/п. 3) п. 1 ст. 234 Налогового кодекса);
12) по утверждению
перечня лекарственных средств,
в том числе лекарств-субстанций;
изделий медицинского (ветеринарного)
назначения, включая протезно-ортопедические
изделия, сурдотифлотехники и медицинской
(ветеринарной) техники; материалов и комплектующих
для производства лекарственных и диабетических
средств, изделий медицинского (ветеринарного)
назначения, включая протезно-ортопедические
изделия, и медицинской (ветеринарной)
техники, импорт которых освобождается
от НДС (п/п. 7) п. 1 ст. 234 Налогового кодекса);
13) по определению
порядка освобождения от налога
на добавленную стоимость импорта
товаров (п. 2 ст. 234 Налогового кодекса);
14) по определению
порядка отнесения в зачет
налога на добавленную стоимость,
подлежащего уплате поставщикам
товаров, импортируемых в Республику
Казахстан, в отношении которых
в соответствии с международным
договором применяется иной порядок
налогообложения экспорта и импорта
товаров (п. 3 ст. 235 Налогового кодекса);
15) по определению
перечня товаров, уплата НДС
на импорт по которым производится
методом зачета (п. 1 ст. 250 Налогового
кодекса);
16) по утверждению
ставок акцизов на подакцизные
товары (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса);
17) по установлению
максимального и минимального
пределов базовой ставки акциза
на объекты игорного бизнеса
из расчета на год (п. 4 ст. 258
Налогового кодекса);
18) по утверждению
норм импорта физическими лицами
подакцизных товаров, не облагаемых
акцизами (п. 1 ст. 278 Налогового кодекса);
19) по установлению
размеров отчислений за пользование
недрами в доход республиканского
бюджета в виде роялти недропользователями,
осуществляющими добычу полезных ископаемых
до заключения контракта на недропользование
(ст. 281 Налогового кодекса);
20) по определению
порядка и сроков проведения
обязательной налоговой экспертизы
контрактов на недропользование
(п. 2 ст. 286 Налогового кодекса);
21) по определению
стартовых размеров подписных
бонусов на основе расчета
с учетом объема полезных ископаемых
и экономической ценности месторождения
(п. 2 ст. 288 Налогового кодекса);
22) по определению
порядка взимания налога на
земли, предоставленные для нужд
обороны (п. 10 ст. 339 Налогового кодекса);
23) по установлению
перечня специализированной сельскохозяйственной
техники, используемой в производстве
собственной сельскохозяйственной
продукции, по которой производители
сельскохозяйственной продукции,
включая плательщиков единого
земельного налога, не являются
плательщиками налога на транспортные
средства (п/п. 1-1) п. 2 ст. 345 Налогового кодекса);
24) по установлению
нормативов потребности плательщиков
единого земельного налога в
транспортных средствах, в пределах
которых они не являются плательщиками
налога на транспортные средства
(п/п. 1) п. 2 ст. 345 Налогового кодекса);
25) по установлению
нормативов потребности плательщиков
единого земельного налога в
имуществе, в пределах которых
они не являются плательщиками
налога на имущество (п/п. 1) п. 4
ст. 351 Налогового кодекса);
26) по установлению
порядка определения стоимости объектов
налогообложения налогом на имущество
физических лиц и определению уполномоченного
органа по установлению стоимости объектов
налогообложения (п. 1 ст. 364 Налогового
кодекса);
27) по установлению
нормативов потребности крестьянских
(фермерских) хозяйств, применяющих
специальный налоговый режим
на основе уплаты единого земельного
налога, в транспортных средствах
и в имуществе, в пределах
которых они не являются плательщиками
налога на транспортные средства
и на имущество (п/п. 4) и 5) п. 1 ст.
379 Налогового кодекса);
28) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию юридических лиц
(п. 1 ст. 400 Налогового кодекса);
29) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию индивидуальных предпринимателей
(п. 1 ст. 403 Налогового кодекса);
30) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним
(п. 1 ст. 406 Налогового кодекса);
31) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию радиоэлектронных средств
и высокочастотных устройств
(п. 1. ст. 409 Налогового кодекса);
32) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию механических транспортных
средств и прицепов (п. 1. ст. 412 Налогового
кодекса);
33) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию морских, речных и
маломерных судов (п. 1. ст. 415 Налогового
кодекса);
34) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию ипотеки судна или
строящегося судна (п. 1 ст. 415-3 Налогового
кодекса);
35) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию гражданских воздушных
судов (п. 1 ст.418 Налогового кодекса);
36) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию лекарственных средств
(ст. 421 Налогового кодекса);
37) по установлению
ставок сбора за государственную
регистрацию прав на произведения
и объекты смежных прав, лицензионных
договоров на использование произведений
и объектов смежных прав (п. 1 ст. 422-3
Налогового кодекса);
38) по установлению
ставок сбора за проезд автотранспортных
средств по территории Республики
Казахстан (п. 1 ст. 425 Налогового кодекса);
39) по установлению
ставок лицензионного сбора (п.
1 ст. 440 Налогового кодекса);
40) по установлению
ставок сбора за выдачу разрешения
на использование радиочастотного
спектра телевизионным и радиовещательным
организациям (ст. 443 Налогового кодекса);
41) по определению
перечня ценных видов животных,
являющихся объектами охоты и
рыболовства (п. 4 ст. 466 Налогового
кодекса);
42) по установлению
платы за пользование редкими
и находящимися под угрозой
исчезновения видами животных
и определению перечня редких
и находящихся под угрозой
исчезновения видов животных (п.
6 ст. 466 Налогового кодекса);
43) по установлению
ставок платы за пользование
животным миром (ст. 468 Налогового
кодекса);
44) по установлению
базовых ставок по плате за
древесину, отпускаемую на корню
(п. 2. ст. 473 Налогового кодекса);
45) по установлению
порядка исчисления и сроков
внесения в бюджет платы за
лесные пользования (п. 1 ст. 474 Налогового
кодекса);
46) по установлению
ставок платы за использование особо
охраняемых природных территорий республиканского
значения (п. 1 ст. 477 Налогового кодекса);
47) по установлению
годовых ставок платы за использование
радиочастотного спектра (ст. 481 Налогового
кодекса);
48) по установлению
ставок платы за пользование
судоходными водными путями (ст.
487 Налогового кодекса);
49) по установлению
ставок платы за размещение
наружной (визуальной) рекламы по
объектам рекламы, размещаемым
в полосе отвода автомобильных
дорог общего пользования республиканского
значения (п/п. 1 ст. 491 Налогового кодекса);
50) по установлению
минимальных и максимальных ставок
консульских сборов (п. 1 ст. 511 Налогового
кодекса);
51) по установлению
действий, за осуществление которых
взимается консульский сбор (п/п.
8 ст. 512 Налогового кодекса);
52) по установлению
отдельных случаев освобождения
от уплаты консульского сбора
(п/п. 4 ст. 513 Налогового кодекса);
53) по установлению
ставок таможенных платежей (п. 3
ст. 515 Налогового кодекса);
54) по установлению
порядка формирования и ведения
Государственного реестра налогоплательщиков
Республики Казахстан (п. 3 ст. 521 Налогового
кодекса);
55) по определению
перечня налогоплательщиков, подлежащих
республиканскому мониторингу (п.
1 ст. 545 Налогового кодекса);
56) по установлению
порядка применения контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью
(п. 2 ст. 546 Налогового кодекса);
57) по определению
порядка и условий маркировки
марками акцизного сбора и
учетно-контрольными марками товаров,
установленных в подпунктах 2), за
исключением виноматериала и пива,
а также товаров, установленных подпунктами
3) и 4) статьи 257 Налогового кодекса (п. 1
ст. 549 Налогового кодекса);
58) по определению
порядка учета, хранения, оценки
и реализации имущества, обращенного
в собственность государства
(п. 2 ст. 550 Налогового кодекса).
Уполномоченный государственный
орган также издает нормативные
правовые акты по вопросам налогообложения
в форме приказов в случаях, предусмотренных
Налоговым кодексом. Так, в частности,
уполномоченному государственному
органу в силу норм Налогового кодекса
делегированы полномочия:
1) по установлению
форм документов по исчислению
и уплате (удержанию и перечислению)
налогов и других обязательных
платежей в бюджет (п/п. 5) п. 1 ст. 16
Налогового кодекса);
2) по установлению
порядка представления налогоплательщиками
информации в виде электронных
документов (п/п. 8) п. 1 ст. 16 Налогового
кодекса);