Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:33, реферат
Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.
Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.
К таким нормативным правовым актам относятся нормативные постановления Правительства, нормативные правовые приказы руководителя уполномоченного государственного органа в системе органов налоговой службы, а также нормативные правовые приказы Министра иностранных дел об установлении конкретных размеров ставок консульских сборов (пункт 2 статьи 511 Налогового кодекса) и нормативные правовые решения местных представительных органов об установлении ставок отдельных налогов и других обязательных платежей в бюджет[17].
Согласно подпункту
2) пункта 1 статьи 16 Налогового кодекса
органы налоговой службы вправе в
пределах своей компетенции осуществлять
разъяснения и давать комментарии
по возникновению, исполнению и прекращению
налоговых обязательств. Такие разъяснения
и комментарии, в том числе
уполномоченного
Статья 2
Статья 2. Налоговое законодательство Республики Казахстан
1. Налоговое законодательство
Республики Казахстан состоит
из настоящего Кодекса, а
2. Ни на кого
не может быть возложена
3. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.
4. При наличии
противоречия между настоящим
Кодексом и другими
5. Если международным
договором, ратифицированным
1. Комментируемая
статья определяет состав
2. В п. 1 комментируемой
статьи законодатель
По аналогии понятия «законодательство», сформулированного в ст. 1 Закона РК № 213-I ЗРК от 24 марта 1998 г. «О нормативных правовых актах», понятие «налоговое законодательство Республики Казахстан» можно сформулировать как совокупность нормативных правовых актов, т.е. письменных официальных документов установленной формы, принятых уполномоченными органами или должностными лицами государства, устанавливающих правовые нормы по вопросам налогообложения, изменяющих, прекращающих или приостанавливающих их действие.
Таким образом, налоговое законодательство служит одной из форм выражения норм налогового права – общеобязательных правил поведения, сформулированных в нормативных правовых актах, рассчитанных на многократное применение и распространяющихся на всех лиц в рамках нормативно регламентированной ситуации по вопросам налогообложения.
При этом следует иметь в виду, что нормы права, подлежащие применению к налоговым правоотношениям, могут содержаться помимо налогового законодательства Республики Казахстан, также в других источниках (формах) права. В Республике Казахстан такими источниками являются Конституция РК в части, относящейся к регулированию налоговых правоотношений, международные договоры по вопросам налогообложения, а также нормативные постановления Конституционного совета и Верховного суда РК по вопросам налогообложения, поскольку, согласно п. 1 ст. 4 Конституции РК от 30 августа 1998 г., нормы вышеуказанных актов также признаются действующим правом Республики Казахстан.
Следует также учитывать, что, согласно п. 4 ст. 4 Закона РК от 24 марта 1998 г. № 213-I «О нормативных правовых актах», нормативные постановления Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Центральной избирательной комиссии РК находятся вне указанной в п.п. 2 и 3 ст. 4 Закона иерархии нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 6 ст. 4 Закона РК «О нормативных правовых актах», нормативные постановления Конституционного совета РК основываются только на Конституции РК и все иные нормативные правовые акты не могут им противоречить.
Таким образом, издаваемые
Конституционным советом РК и
Верховным судом РК на основе и
в соответствии с Конституцией РК
нормативные постановления по вопросам
налогообложения будут обладать
приоритетом в их действии перед
налоговым законодательством
3. Налоговый кодекс
занимает центральное место в
системе налогового
Характерной особенностью
Налогового кодекса является и то,
что его нормы есть нормы прямого
действия и применяются к налоговым
правоотношениям
Налоговый кодекс состоит из трех частей: Общей, Особенной и Налогового администрирования.
В Общей части Налогового кодекса закреплены принципы налогообложения и налогового законодательства, основные понятия, общие положения о налоговых обязательствах и другие основополагающие установления, предопределяющие дальнейшую структуру всего налогового законодательства (в том числе Особенной части и части «Налоговое администрирование» Налогового кодекса).
Говоря о соотношении
частей Налогового кодекса между
собой в практике применения их норм
при возникновении сомнений, разночтений
и явных противоречий следует
учитывать существование
Таким образом, по вопросу соотношения Общей и других частей Налогового кодекса следует иметь в виду, что нормы Общей части Налогового кодекса обладают приоритетом по отношению к другим его частям. Соответственно, нормы Особенной части и части «Налоговое администрирование» должны соответствовать в своем содержании основополагающим установлениям Общей части Налогового кодекса и не могут им противоречить.
Особенная часть Налогового кодекса в развитие, но не в противоречие, основополагающих норм Общей части устанавливает в своих нормах отдельные виды налогов и других обязательных платежей в бюджет и регламентирует особенности исполнения отдельных видов налоговых обязательств. Нормы Особенной части призваны учесть и регламентировать в механизме налогообложения то специфичное, что присуще отдельным видам налоговых обязательств.
Последняя часть Налогового кодекса «Налоговое администрирование» содержит в себе правовые нормы, регламентирующие порядок осуществления органами налоговой службы налогового контроля в форме специально предусмотренных для этого административных процедур. В частности, указанная часть Налогового кодекса содержит в себе правила: 1) регистрации и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения; 2) назначения и проведения налоговых проверок; 3) осуществления камерального контроля; 4) осуществления мониторинга; 5) осуществления контроля за подакцизными товарами, за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращенного в собственность государства; над уполномоченными органами; 6) обжалования и рассмотрения в административном порядке жалоб налогоплательщиков на акты и действия налоговых органов и их должностных лиц.
4. Помимо Налогового
кодекса, в состав налогового
законодательства Республики
Возможность принятия
специальных нормативных
При этом следует иметь в виду, что и государственные органы вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения только в пределах предоставленных им законодательством Республики Казахстан полномочий. При этом делегированные уполномоченным государственным органам полномочия в своем объеме и содержании не могут быть больше и шире, чем те которые есть у самого законодателя. Другими словами, государственные органы при принятии нормативных правовых актов по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, должны делать это только в порядке делегированного нормотворчества в строгом соответствии с предоставленными им полномочиями и не в противоречии с нормами Конституции РК, нормативных постановлений Конституционного совета РК, Верховного суда РК и Налогового кодекса.
Учитывая прямое
действие норм Налогового кодекса, все
издаваемые на его основе подзаконные
нормативные правовые акты призваны
в порядке делегированного