Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 09:01, доклад
Источником права в специально юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности нормативный правовой акт. Источником международного коммерческого права является такая внешняя форма выражения права, которая предназначена для регулирования международной коммерческой деятельности с учетом ее особенностей.
Понятие и виды источников международного коммерческого права.
Источником права в специально юридическом смысле является внешняя форма выражения права, в частности нормативный правовой акт. Источником международного коммерческого права является такая внешняя форма выражения права, которая предназначена для регулирования международной коммерческой деятельности с учетом ее особенностей. Поскольку же международная коммерческая деятельность опосредуется как отношениями гражданско-правового характера (имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с участием иностранцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников), так и отношениями публично-правового характера (отношения по публичной организации международной коммерческой деятельности), то и источниками международного коммерческого права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие как нормы частного права, так и нормы публичного права, предназначенные для регулирования международной коммерческой деятельности.
Правовое
регулирование международной
Во-первых, в литературе отмечается определенная неоднородность, двойственный характер источников правового регулирования международных коммерческих отношений. С одной стороны, это международные договоры и международные обычаи, с другой — национальные нормативные правовые акты, судебная практика и обычаи делового оборота. Следует согласиться с М. М. Богуславским в том, что отмечаемая двойственность источников международного коммерческого права, которой порой в литературе придают существенное значение, «не означает возможности разделения международного частного права на две части; предметом регулирования в обоих случаях являются одни и те же отношения, а именно гражданско-правовые отношения международного характера»'.
Во-вторых,
международное и
Международные договоры. Среди международных договоров как источников международного коммерческого права следует прежде всего выделить многосторонние и двусторонние международные договоры.
Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность. В качестве примера можно назвать Бреттон-Вуд-ские соглашения и созданные ими Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, Марракешские соглашения, учредившие Всемирную торговую организацию (ВТО), и др.
На протяжении многих лет ведется активная работа различных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких организаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по международному частному праву, Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международный институт по унификации частного права (УНИД-РУА), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и ряд других. Ими разработаны десятки важнейших многосторонних международных соглашений в различных областях международного коммерческого права.
В последнее время расширяется участие России в многосторонних соглашениях универсального характера. В некоторых из них она состоит как правопреемник Союза ССР, например в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в другие вступила в течение 90-х годов, например к Конвенции УНИДРУА о международном
финансовом лизинге от 28 мая 1988 г., в настоящее время активно сотрудничает с рядом международных организаций в целях вступления в иные международные соглашения, например в ВТО.
К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосударственного характера, но заключены самими участниками международных экономических отношений — транснациональными корпорациями, профессиональными ассоциациями. Такие источники международного коммерческого права, не относящиеся ни к внутреннему (национальному) правопорядку, ни к межгосударственному правопорядку, получили название источников третьего правопорядка, поскольку появились как результат объединенных усилий участников международных экономических отношений1. В качестве примера можно привести соглашение основных американских и европейских нефтяных компаний, получившее название lex petrolia, которое регулировало в глобальном масштабе отношения эксплуатации и поставок углеводородов. Подобного рода источники появляются в результате действий международных банков (соглашения о евробондах и еврооблигациях), международных-страховых организаций и т. п.
Двусторонние международные договоры в основном являются каналами реализации международного сотрудничества по вопросам о налогах, финансовой помощи, развитии, поощрении и защите частных инвестиций. Например, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены Россией с Албанией, Аргентиной, Бельгией, Грецией, Данией, Египтом, Италией, Люксембургом и рядом других государств. В рамках таких соглашений договаривающиеся стороны берут на себя обязательства поощрять инвесторов другой стороны осуществлять капиталовложения на своей территории. Стороны гарантируют в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов другой стороны, обязуются обеспечивать таким капиталовложениям справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.
Выделяют также смешанные источники международного экономического права. К ним относят договоры, заключаемые между государством, с одной стороны, и частными лицами другого государства с другой. Такого рода соглашения играют значительную роль, особенно в международном инвестиционном праве1. Например, одним из видов инвестиционной деятельности является осуществление инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на условиях соглашения о разделе продукции2.
Характеризуя международные договоры, следует также учитывать их различие по юридической силе3. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»4 все международные договоры Российской Федерации подразделяются на межгосударственные (заключаемые от имени Российской Федерации), межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ) и межведомственные (заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти). Высшей юридической силой среди международных договоров обладают договоры, заключенные от имени Российской Федерации и ратифицированные Государственной Думой РФ.
Внутреннее законодательство. Как уже отмечалось, нормы национальных правовых систем, являющиеся односторонними актами государства, также следует рассматривать в качестве источников международного коммерческого права5. Например, использование государством обменного курса или процентных ставок, установление определенного инвестиционного климата, ряда других предписаний, ограничений и запретов, касающихся международной торговли, в принципе является внутренней компетенцией государства, проистекающей из его суверенитета. По свидетельству Д. Карро и П. Жюйара: «Никто не отрицает такого права государства, если это не влечет за собой масштабных последствий для экономических отношений с его торговыми партнерами»1. Таким образом, не только международные соглашения, но и внутреннее (национальное) законодательство является источником международного коммерческого права.
Следует подчеркнуть, что односторонние акты государств в сфере регулирования международных коммерческих отношений нередко играют определяющую роль. Более того, «международное экономическое право официально признает привилегированную роль наиболее передовых государств, которые располагают властью и действуют в качестве настоящих «международных экономических законодателей» через международные организации, находящиеся под их контролем (например, МВФ), либо просто используют свою экономическую мощь»2. Подтверждением является периодическое проведение экономических саммитов стран «группы восьми», или G-8, включающей такие влиятельные страны, как Канада, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония, ФРГ и Россия.
Особенности
национального правового
Российское внутреннее законодательство, регулирующее международные коммерческие отношения, представлено Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и множеством федеральных законов, а также нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Среди норм Конституции РФ, касающихся сферы международной торговли, можно назвать п. 2 ст. 8 (о признании и защите равным образом различных форм собственности, включая иностранную), п. 4 ст. 15 (о действии общепризнанных принципов, норм международного права и международных договоров РФ), п. 1 ст. 17 (о признании и гарантировании прав и свобод человека и гражданина), ст. 34 (о свободном использовании своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности), ст. 35 (о гарантиях права собственности), ст. 46 (о гарантиях судебной защиты нрав и свобод), ст. 71-72 (о разграничении компетенции Российской Федерации и субъектов РФ) и многие другие.
ГК РФ, помимо общих норм (о сроках, о сделках, о лицах, о договорах и обязательствах и др.), подлежащих применению к международным коммерческим отношениям, содержит ряд специальных норм (п.1 ст. 2, ст. 7, ст. 140—141, п. 3 ст. 162 и др.) и специальный раздел VI «Международное частное право», состоящий в основном из коллизионных норм, регулирующих вопросы выбора применимого права. Коллизионные нормы в указанном разделе подразделены на общие и специальные. Общие нормы сосредоточены в основном в главе 66 «Общие положения». Это нормы об определении применимого права, о квалификации юридических понятий при определении применимого права, об установлении содержания норм иностранного права, о взаимности, об обратной отсылке, о применении императивных норм, об оговорке, о публичном порядке, о реторсии.
Специальные коллизионные нормы содержатся в главах 67 «Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц» и 68 «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям». Среди них имеются нормы, непосредственно относящиеся к сфере предпринимательства, например о праве, подлежащем применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 1201), о праве, подлежащем применению к обязательствам, возникающим вследствие недобросовестной конкуренции (ст. 1222), и др.
Помимо ГК РФ, нормы международного коммерческого права содержатся и в ряде иных федеральных законов общего характера, например Патентном законе от 23 сентября 1992 г., Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24 июля 2002 г. и др.
В России действует ряд федеральных законов, непосредственно относящихся к сфере регулирования международных коммерческих отношений. Это, в частности, федеральные законы:
«Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. ;
«О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.;
«Об
иностранных инвестициях в
«О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.;
Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г.;
«О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г.;
«О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 8 декабря 2003 г.;
«Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г.;
«О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.;
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. и ряд других.
Обычаи. Большую роль в регулировании международных коммерческих отношений, особенно в международной торговле и торговом мореплавании, играют обычаи делового оборота или торговые обычаи.
Обычаи делового оборота признаются источниками международного частного права, включая международное коммерческое право (ст. 5, 6, 309, 311, 314, 421, 427, 431 ГК РФ и др.). В ст. 5 ГК РФ определены понятие и признаки обычая делового оборота как источника гражданского права. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, признаки обычая делового оборота сводятся к следующему:
Информация о работе Источники международного коммерческого права