Иные источники международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

На мой взгляд актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнений. Разработка различных аспектов теории источников современного международного права имеет не только большое научное, но также и огромное практическое значение. Выявление закономерностей возникновения источников, а также их взаимодействие дают нам возможность более глубокого понимания современного международного права, а также учета тенденций его развития

Содержание

Введение
ГЛАВА1. Понятие и виды источников международного права
ГЛАВА2. Международный договор и обычай как основные источники международного права.
2.1Международный договор, как источник права,
2.2. Обычай как источник международного права.
ГЛАВА 3. Иные источники международного права
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА курсач.docx

— 41.86 Кб (Скачать)

4) формальное равенство (равноправие)  субъектов означает не фактическое  равенство сторон, а равноправие  их волеизъявлений, наличие равных  прав и обязанностей по заключению, изменению, дополнению договора  и т. п.;

5) обязательное исполнение субъектами  условий договора. Стороны обязаны  исполнять принятые на себя  обязательства и установленные  международным договором нормы права. Однако иногда договор должен исполняться уже в новых условиях, которые стороны не могли предвидеть, и исполнение договора в данной ситуации может стать просто невозможным. При таких обстоятельствах сторона договора может отказаться от его исполнения. [2];

6) как правило, длительность действия и неоднократность применения

7) международный договор содержит  в себе правовые нормы —  правила общего и обязательного  характера [5, c. 287]. Особенностью правовых норм, закрепленных в нормативном договоре, является то, что они создаются в договорном порядке, в отличие от правил, закрепленных в нормативных правовых актах. Международный договор также может содержать и принципы права [6, c. 397];

8) заключению международных договоров  предшествуют переговоры [7, c. 12];

9) обязательное опубликование (обнародование) [14, c. 12]. Под обнародованием международного  договора, равно как и национального  нормативного правового акта, понимается его доведение до всеобщего сведения путем опубликования в печати, распространения через другие средства массовой информации или иные общедоступные средства коммуникации;

10) публичный характер ввиду  того, что сторонами международного  договора являются публичные  институты: государство, его органы, межгосударственные образования  [5, c. 290].

Еще одним элементом, характеризующим  сущность международных договоров, является их форма. Исходя из положений  Венской конвенции ООН о праве международных договоров 1969 г. [2], можно выделить несколько требований к форме международного договора:

1) международный договор может  заключаться как в письменной, так и в устной форме [22, c. 76]. Однако коль скоро международный договор содержит нормы права, то для формальной определенности этих норм он должен быть заключен только в письменной форме;

2) может иметь разные названия (договор,  соглашение, конвенция, пакт, протокол);

3) может содержаться в одном  или нескольких документах;

4) регулируется нормами международного  права.

В теории международного права называют три стадии принятия международных обязательств:

1) принятие текста;

2) установление аутентичности, т.е.  подлинности текста;

3) согласие на обязательность договора.

Различна также и процедура  вступления в силу. Международные  договоры вступают в силу после:

1) ратификация;

2) утверждение;

3) принятие;

4)присоединения

5)в  порядке правопреемства

6)после  подписания 

4) присоединение.

Подписание как стадия заключения договора или форма выражения  согласия государства на обязательность для нее международного договора имеет место в том случае, если договор предусматривает его. Также подписание может быть оговорено в договоренности всех участвующих в переговорах государств.

Подписание может быть, как это  отмечается в теории, окончательным  и предварительным. За окончательным  подписанием, если оно не означает вступление договора в силу, следует акт утверждения  договора. В качестве предварительного подписания обычно используют парафирование, т.е. подписание текста инициалами тех  представителей, которые его непосредственно  разрабатывали. После парафирования  в текст международного договора запрещено вносить какие-либо изменения. За парафированием следует обычно окончательное  подписание. Парафирование может  быть превращено в окончательное  подписание в соответствии с решением правительств участвующих государств.

Под "заключением" международного договора обычно понимают процесс принятия договора, т.е. окончательную стадию его заключения. "Полномочия" на заключение международного договора представляют собой официальный документ, которым  государственный орган или должностное  лицо, имеющее на это право, уполномочивает определенное лицо или лиц совершить  те или иные действия по заключению договора:

1) ведение переговоров;

2) принятие текста договора или  установление его аутентичности;

3) выражение согласия на обязательность  договора;

4) совершение любого другого акта, относящегося к договору.

Иногда государство может не устраивать отдельное положение  договора, хотя в целом договор  является приемлемым. Для исправления  данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное  при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении  к нему.

Международные договоры  заключает  на различных уровнях. В зависимости  от представителей сторон, заключающих  международный договор, выделяют:

1) межгосударственный — международный договор, заключенный от имени одного государства с иностранным государством (иностранными государствами) и (или) с международной организацией (международными организациями).

2) межправительственный — международный договор, заключенный Правительством государства с правительством иностранного государства (правительствами иностранных государств) и (или) с международной организацией (международными организациями).

3) международный договор межведомственного характера — международный договор, заключенный государственным органом (государственными органами) государства департаментом государственного органа по вопросам, входящим в его (их) компетенцию, с соответствующим государственным органом (государственными органами) иностранного государства (иностранных государств) и (или) с международной организацией (международными организациями). 

В теории выделяют также следующие  виды международных договоров. По кругу  участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть открытыми  и закрытыми. К открытым относятся  такие договоры, участниками которых  могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение  к которым ставится в зависимость  от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические  и т.д.

Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в  целом, и именно оно несет ответственность  за их выполнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Обычай как источник  международного права.

Международный обычай в ст. 38 Статута  Международного суда ООН определен  как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы". Венская конвенция 1969 г. подтверждает, что нормы международного обычного права по-прежнему регулируют важнейшие  вопросы международных отношений.

Обычная норма международного права представляет собой общеобязательное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за которыми субъекты международного права признают юридическую обязательность международно-правовой нормы.

Обычай складывается в течение  достаточно длительного времени  из повторяющихся действий (актов) субъектов  международных правоотношений. В  качестве хрестоматийных примеров обычных  норм обычно приводят: определение  высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право  беспрепятственного пролета космических  кораблей при взлете и посадке  через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число  обычных норм содержат институты  признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое  право, а гуманитарное право в  период вооруженных конфликтов часто  именуют "законами и обычаями войны".

Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа:

1) согласование правила поведения  и

2) придание согласованному правилу  поведения юридической силы международно-правовой  нормы.

Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка  времени, хотя это требование не нашло  закрепления в судебной практике Международного суда ООН. Само по себе длительное повторение одних и тех  же действий не создает еще международного обычая, поэтому такой признак, как  продолжительность существования  правила поведения, не может служить  главным доказательством существования  обычая.

Не зависит наличие обычая и  от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому, в теории проводят различие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов международного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.

Принятие того или иного правила  в качестве обычной нормы зависит  от субъектов международного права  и может выражаться в различных  формах (юридически значимые действия органов государства, официальные  заявления). При этом признание правила  поведения обычной нормой может  производиться как путем активных действий, так и путем воздержания  от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов  международного права также может  свидетельствовать о признании  их правомерности и признании  в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы.

От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно  представляет собой правило поведения  субъектов международных правоотношений, не обладающее качеством юридической  обязательности. Иными словами, обыкновение  не признается мировым сообществом  в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъектами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения рассматривается как недружественный акт, следовательно, санкцией за нарушение обыкновения может выступить реторсия.

Обычными нормами могут при  определенных условиях стать нормы  резолюций международных организаций. Так, например, п. 14 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для  инвалидов (Резолюция Генеральной  Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.) гласит: "Хотя настоящие Правила  не являются обязательными, они могут  стать нормами международного обычного права, когда они будут применяться  большим числом государств, выразивших желание соблюдать международное  право".

Необходимо также учитывать, что  среди источников международного права  не установлена иерархическая структура  норм; обычные нормы имеют такую  же юридическую силу, как и договорные. Значительное число действующих  сегодня договорных норм представляет собой проверенные временем кодифицированные обычаи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Иные источники международного права

Поскольку, как уже говорилось, в международном праве не содержится исчерпывающего перечня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (международно-правовых норм), но и о  том, в какую форму согласованные  ими нормы будут воплощены, в  каком источнике зафиксированы.

Помимо традиционных договора и  обычая в настоящее время в  международных отношениях активно  используется такой источник международного права, как заключительные акты международных  конференций и совещаний.

Нужно сказать, что далеко не все  заключительные акты конференций содержат международно-правовые нормы и, соответственно, являются источниками международного права. Иногда в международный документ включается окончательный вариант  текста договора, разработанного на этой конференции. В этом случае источником будет считаться не сам акт  конференции, а включенный в него договор, после того как государствами  будет дано согласие на его юридическую  обязательность. Включение же текста договора в заключительный акт совещания  в данном случае представляет собой  один из способов установления подлинности  текста (аутентичности) договора.

В качестве источников международного права следует рассматривать  лишь те акты конференций и совещаний, в которых зафиксированы международно-правовые нормы. В их числе, например, документы  Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ): Заключительный акт 1975 г., Стокгольмский Итоговый документ 1986 г., Венский Итоговый документ 1989 г., Документ Копенгагенского совещания 1990 г., Парижская хартия для новой Европы 1990 г., Документ Московского совещания 1991 г. и др.

Юридическая природа этих документов следующая: они содержат правила  поведения субъектов международного права, имеющие общий характер. Часто заключительные акты конференций и совещаний, не являясь международными договорами, носят юридически обязательный характер. Доказательством тому служат такие императивные требования, включенные в текст актов, как "государства обязались соблюдать", "обеспечивать исполнение актов", "приводить свое законодательство в соответствие с актами" и т.д.

Следовательно, поскольку некоторые  акты конференций и совещаний  содержат международно-правовые нормы, их следует считать источниками международного права.

Информация о работе Иные источники международного права