Имплементация норм международного права в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Отсюда следует, что имплементацию международно-правовых норм можно рассматривать как своеобразную помощь «его нормам со стороны норм национального права», которая является юридической обязанностью государства, взявшего на себя это обязательство.2

Исходя из целей исследования, были поставлены следующие задачи:

- проведение теоретического анализа доктринальных источников по проблеме имплементации норм права;

- рассмотрение становления, развития и совершенствования механизма имплементации рамках процесса кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права;

- выявление проблем, возникающих в процессе имплементации норм права прав человека в Российской Федерации;

- выработка научно-практических рекомендаций по обеспечению полной, всесторонней и своевременной реализации международных обязательств, вытекающих из международного гуманитарного права.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

1. Понятие и особенности имплементации норм права прав человека в РФ........5

2. Конституционное закрепление имплементации норм права в законодательстве РФ...........................................................................................................13

3. Проблемы и перспективы имплементации норм права прав человека РФ......23

Заключение.................................................................................................................29

Список литературы....................................................................................................34

Работа содержит 1 файл

мгп курс..doc

— 169.00 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение......................................................................................................................3

     1. Понятие и особенности имплементации норм права прав человека в РФ........5

     2. Конституционное закрепление имплементации норм права в законодательстве РФ...........................................................................................................13

     3. Проблемы и перспективы имплементации норм права прав человека РФ......23

     Заключение.................................................................................................................29

     Список  литературы....................................................................................................34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Достижение  целей имплементации в российское законодательство приводит к повышению уровня защиты прав и свобод человека в государстве; улучшению экономических, социальных и культурных условий жизни в нем; расширению сферы взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества государств; укреплению международного мира и безопасности, способствованию предотвращения региональных и местных конфликтов и войн.1

      Таким образом, в современных условиях имплементация выступает наиболее оптимальным и рациональным способом, обеспечивающим достижение указанных целей посредством включения международных норм во внутригосударственное право и обеспечение его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, включая защиту прав человека. Этому обстоятельству сопутствует также и то, что в международных правовых нормах могут «часто содержаться положения, имеющие конечной целью регулирования не отношений между государствами (регулирование отношений между самими государствами является средством для достижения конечной цели), а отношений с участием субъектов национального права. В этом случае нужна «переадресовка» норм последним, что достигается при помощи норм национального права». Поэтому одна из главных задач национального правотворчества заключается в санкционировании действия международных правовых норм на территории государства, а также в определении условий и порядка их включения во внутригосударственное право.

      В процессе имплементации норм международного права принимают непосредственное участие органы законодательной  и исполнительной власти, а также задействованы органы судебной власти, правоохранительные органы и прокуратура. При этом судебная власть при разрешении конкретных дел может обращаться к нормам международного права, в том числе с учетом норм национального законодательства, требующих согласования или уже согласованных с нормами международного права. Практике КС РФ известны случаи обоснования неправомерности той или иной нормы внутригосударственного права противоречием не только Конституции РФ, но и общепризнанной норме международного права.

      Отсюда  следует, что имплементацию международно-правовых норм  можно рассматривать как  своеобразную помощь «его нормам со стороны  норм национального права», которая  является юридической обязанностью государства, взявшего на себя это обязательство.2

      Исходя  из целей исследования,  были поставлены следующие задачи:

     - проведение теоретического анализа  доктринальных источников по  проблеме имплементации норм  права;

     - рассмотрение становления, развития  и совершенствования механизма имплементации рамках процесса кодификации и прогрессивного развития международного гуманитарного права;

     - выявление проблем, возникающих  в процессе имплементации норм  права прав человека в Российской  Федерации;

     - выработка научно-практических рекомендаций по обеспечению полной, всесторонней и своевременной реализации международных обязательств, вытекающих из международного гуманитарного права.

     Объектом  исследования являются отношения, которые  возникают между государствами.

     Предметом исследования являются Конституция и другие нормативные правовые акты РФ, обеспечивающие исполнение международных норм права прав челоывека.

     Методологической  основой исследования являются как  общенаучные методы исследования, так  и специально-юридические: исторический, формально-логический, системно-структурный, научного обобщения, классификационный, сравнительно-правовой. 
 
 
 
 

1. Понятие  и особенности имплементации  норм права прав человека в  РФ.

     Под имплементацией норм международного гуманитарного права понимается совокупность национальных правовых и организационных средств, применяемых государством — участником Женевских конвенций 1949 г., и других международных договоров в области защиты жертв войны и ограничения средств и методов ведения вооруженной борьбы в целях всестороннего, своевременного и полного осуществления принятых в соответствии с международным гуманитарным правом обязательств..3

     Регулирование прав и свобод человека на международно-правовом уровне порождает права и обязанности, прежде всего, у государства. Поэтому оно должно определить меры по наиболее эффективному претворению в жизнь взятых обязательств. Данное требование непосредственно отражено во многих международных договорах. Так, обязанность государства предпринять необходимые законодательные меры в сфере прав человека предусмотрена пактами о правах человека 1966 г. Это означает, что содержание взятого государством международно-правового обязательства должно быть согласовано с конкретными нормами, входящими в его правовую систему.

     Законодательство государства должно воспринять требования международно-правовой нормы и приспособиться к ней. «Перевод» требований международно-правовой нормы в требования национального права получил название имплементации норм международного права. Имплементация этих норм в сфере прав человека тесно связана с конституционным урегулированием деятельности государства по обеспечению и реализации данных прав. Именно конституция, прежде всего определяет основы взаимоотношений личности и государства. Посредством конституции и соответствующих законов государство доводит содержание норм международного права до конкретного адресата — личности, юридических лиц и органов государства. Применительно к Конституции Российской Федерации важную роль в этом процессе играет ее            ст. 15 (ч. 4), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если же международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из сказанного следует, что посредством ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации введены, т. е. в общем плане инкорпорированы, в систему норм национального права России. Посредством общей инкорпорации международно-правовые нормы, признанные Россией, стали частью ее правовой системы. Следовательно, они, если не требуется их конкретизация, могут непосредственно применяться на всей территории России. Это также означает, что должна применяться любая новая международно-правовая норма, которая будет признана Россией в качестве обязательной, поскольку она войдет в систему российского национального права на основе ч. 4 ст. 15 Конституции автоматически.

     С учетом того, что общепризнанные принципы и нормы международного права  входят в правовую систему России, необходимо дать их понятие. В науке  международного права, как и в  практике государств, в решениях судов нет единого подхода к определению общепризнанных принципов и норм данной системы права. Вместе с тем достаточно распространенным является представление о том, что понятие «общепризнанные принципы и нормы» охватывает основные принципы международного права, включая нормы jus cogens, отраслевые общепризнанные нормы. Это — правила поведения, которые имеют в деле сотрудничества государств особо важное, фундаментальное значение, так как выражают интересы и правосознание всех народов. Эти правила как нормы международного права признаются юридически обязательными всеми или большинством государств. В отношении них имеются доказательства явно выраженного (международный договор) или молчаливого (международно-правовой обычай) согласия государств. Характерной чертой этих норм помимо их фундаментальности является, таким образом, универсальное признание их обязательности. Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации помимо ст. 15 термин «общепризнанные принципы» (и нормы) международного права содержится в преамбуле («исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов»), в ст. 17 («В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией»), в ст. 63 («Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права»), в ст. 69 («Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации»).

     Когда же идет речь о международных договорах  Российской Федерации, то имеются в  виду договоры, вступившие в силу, в  частности ратифицированные договоры. Ратификация осуществляется в форме  федерального закона, принимаемого Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации. После этого он подлежит обязательному рассмотрению в другой палате Федерального Собрания — в Совете Федерации. Одобренный им федеральный закон о ратификации направляется главе государства — Президенту для подписания и опубликования.

     Ратификация договора имеет важное значение для  его реализации рассматривается  как одно из средств по обеспечению  взятых обязательств. Именно посредством  ратификации государство дает согласие на обязательность для него договора. В ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров предусмотрены условия, при которых ратификация является необходимой. Это происходит в тех случаях, когда: договор устанавливает, что такое согласие выражается ратификацией; иным образом установлено, что государства, участвующие в переговорах, договорились о необходимости ратификации; представителем государства подписан договор под,условием ратификации; из полномочий представителя государства вытекает намерение государства подписать договор под условием ратификации или это было выражено во время переговоров.

     Федеральный закон «О международных договорах  Российской Федерации» содержит перечень видов международных договоров  России, которые подлежат ратификации. В него входят договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; договоры о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами; договоры об основах международных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения международного мира и безопасности; договоры об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации; договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации, а также некоторые другие международные соглашения. Как это вытекает из приведенного перечня, договоры Российской Федерации, требующие ратификации, или непосредственно, или косвенным образом затрагивают вопросы обеспечения прав человека.

     Среди общепризнанных принципов и норм международного права, а также норм международных договоров, более  детально регулирующих международные  отношения, в том числе по вопросам прав человека, выделяется особая категория норм — императивные нормы (jus cogens). Они признаны ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. в качестве норм, которые невозможно оспорить. Императивные нормы, согласно этой Конвенции, это нормы общего международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо и которые могут быть изменены только последующими нормами международного права, носящими такой же характер. Следует также указать на особую роль ст. 103 Устава ООН. Она не является императивной по своему содержанию, но связана с установлением иерархии международных обязательств государств — членов ООН. Согласно данной статье, в случае, когда обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо международному соглашению, преимущественную силу будут иметь обязательства по Уставу ООН.

     В Конституции Российской Федерации  нашли отражение многие общепризнанные права и свободы человека, закрепленные международным правом, в частности, такими актами, как Всеобщая декларация прав человека 1949 г. и пакты о правах человека 1966 г. Основные положения указанных актов были также приведены в принятой еще в 1991 г. Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Имплементация норм международного права в Российской Федерации