Договор морской перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение договора морской перевозки – коносамента.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
познакомится с экономической системой судоходства;
изучить правовое регулирование перевозок грузов;
выявить юридическую природу коносамента, а также рассмотреть виды и содержание Кодекса торгового мореплавания РФ от 1999 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СУДОХОДСТВА…………………..5
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ…………….8
2.1 Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых
правил о коносаменте» (Гаагские правила)………………………..8
2.2 Протокол изменений и дополнений к Конвенции 1924 г.
(Правила Висби)……………………………………………………….10
2.3 Конвенция Организации Объединенных Наций
о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила)……...12
3 ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ………………………………….16
3.1 Общие положения……………………………………………………16
3.2 Договор перевозки по коносаменту………………………………...17
4 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНОСАМЕНТА………………………19
5 ВИДЫ КОНОСАМЕНТОВ………………………………………………22
6 СОДЕРЖАНИЕ КОНОСАМЕНТА………………………………….…..26
7 ЧИСТЫЕ КОНОСАМЕНТЫ И ГАРАНТИЙНЫЕ ПИСЬМА…………29
Заключение…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Работа содержит 1 файл

Аля Орлова КОНОСАМЕНТ Курс раб.docx

— 59.24 Кб (Скачать)

       3.2 Договор перевозки по коносаменту

       Коносамент  – один из главных инструментов в сделках, связанных с использованием морских судов. С юридической  стороны коносамент представляет собой: расписку перевозчика о приёме груза  указанного рода, в указанном количестве и состоянии [10].

       Коносамент (англ. bill of lading, B/L, BOL) - документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.

       Законодательно  требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Законе о перевозках грузов морем, несколькими международными конвенциями.

       Коносамент  выполняет одновременно несколько  функций: расписка перевозчика в  получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза; товарно-транспортная накладная; подтверждение договора перевозки груза; товарораспорядительный документ.

       Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары. 
Законом установлены основные руководящие начала для перевозчика и отправителя о времени выдачи коносамента и тех условий, при которых допустима его выдача. Содержание понятия «выдача» коносамента раскрывается в части 1 ст. 142 КТМ РФ указанием на две главные обязанности перевозчика: выдать коносамент после приёма груза и выдать его управомоченному лицу - отправителю. Выполнять свойственные ему функции может только коносамент, обеспеченный грузом.

         По российскому праву выдача  коносамента допустима после того, как весь груз будет «вверен перевозчику», «после приёма груза перевозчиком».

       В иностранном праве также указывается, что для выдачи коносамента требуется, прежде всего, фактическое вручение груза перевозчику, передача ему  физического владения грузом и контроль над ним. 
Выдача коносамента допускается только после приема груза к перевозке. Он выдается один раз для перевозки данной партии груза. Вторичная выдача коносамента по одному и тому же грузу допустима только при условии возвращения перевозчику ранее выданных отправителю экземпляров. Несоблюдение этого правила приводит к имущественной ответственности перевозчика.

       Коносамент  выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. Применяются  два вида коносаментов в зависимости  от времени их выдачи отправителю: для  груза, принятого к перевозке, и для груза, принятого на борт.

       Первый  вид практикуется при базисном условии  ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад  для дальнейшей его отправки на очередном  судне по расписанию. В результате, грузоотправитель получает возможность  иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотрению.

         Бортовой коносамент выдается  на погруженный, на борт товар.  В ряде случаев условия контракта  требуют, чтобы на коносаменте  была еще дополнительная надпись: «на борту».

       Коносаменты, используемые в Российской внешней  торговле выписываются обычно для товара, уже погруженного на судно [11]. 
 
 
 
 
 
 

       4 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНОСАМЕНТА 

       Перевозчик, приняв предъявленный ему к перевозке  груз, на основании данных, представленных отправителем, выдает последнему в  нескольких экземплярах особый документ - коносамент.

       Первоначально коносамент применялся при транспортировке  грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки  не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки  осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

       Коносаменты выписываются на основе стандартных  форм (бланков). Эти формы разрабатываются  и одобряются объединениями судовладельцев, линейными судоходными компаниями и другими морскими предприятиями.

       Коносамент  универсальный документ многоцелевого  назначения. К его основным функциям относятся:

       1. Коносамент служит распиской  перевозчика в приеме груза.  Другими словами, коносамент является  доказательством приема перевозчиком  указанного в нем груза. Доказательственная  сила коносамента как расписки, выданной в подтверждение приема  груза для перевозки, зависит  от того, между какими участниками  перевозки возник спор по поводу  данных коносамента о грузе.  Если данные коносамента служат  предметом спора между сторонами  договора - отправителем (фрахтователем)  и перевозчиком, они считаются  достоверными, пока не доказано  противоположное (так называемое  доказательство «по первому виду»). Если же коносамент переходит  к третьему лицу, то оспаривание  данных коносамента перевозчиком  уже недопустимо.

       Доказательственная  сила коносамента может быть в  значительной степени подорвана, если данные о грузе, зафиксированные  в коносаменте, были исправлены, или  если сам коносамент подвергся механическим повреждениям.

       2. Коносамент выступает доказательством  наличия и содержания договора  морской перевозки. Сам по себе  коносамент не является договором  морской перевозки, как это  часто полагают на практике. Договор,  всегда двусторонняя или многосторонняя  сделка, тогда как коносамент  односторонний акт, подписываемый  капитаном или иным уполномоченным  представителем перевозчика. Вместе  с тем, в коносаменте излагаются  основные условия договора перевозки

       3. Коносамент является товарораспорядительным  документом (ценной бумагой). Эта  функция выражается в том, что  сделки купли-продажи товаров,  а также другие операции с  товарами осуществляются с помощью  коносамента без физической передачи  самих товаров. То есть коносамент, представляющий поименованные в  нем товары может быть куплен, продан, передан на определенных  условиях. Это возможно в силу  того что коносамент, являясь  ценной бумагой, имеющей хождение  на рынке, выражает право собственности  на конкретный указанный в коносаменте груз [3].

       Традиционно бортовой коносамент является единственным приемлемым документом, который продавец может представить в соответствии с терминами CFR и CIF. Коносамент осуществляет доказательство поставки товара на борт судна; свидетельство договора перевозки; средство передачи прав на транзитный товар другой стороне посредством  передачи ей документа.

       Другие  транспортные документы, помимо коносамента, будут выполнять первые две указанные  функции, но не будут контролировать доставку транзитного товара в место  назначения или давать возможность  покупателю продавать транзитный товар  посредством передачи документов его  покупателю. Вместо этого другие транспортные документы будут называть сторону, имеющую право на получение товара в месте назначения. Тот факт, что владение коносаментом необходимо для получения товаров от перевозчика в месте назначения, особенно усложняет его замену электронным документом.

       Далее, обычно выдается несколько оригиналов коносамента, но, конечно, очень важно, чтобы покупатель или банк, действующий  в соответствии с его инструкциями при оплате продавцу, обеспечил передачу продавцом всех оригиналов (так называемый «полный комплект»). Это также  является требованием Правил для  документарных кредитов Международной  торговой.

       Транспортные  документы должны свидетельствовать  не только о доставке товара перевозчику, но также и о том, что товар, насколько перевозчик может это  подтвердить, был получен в полной исправности и хорошем состоянии. Любая запись в транспортных документах, которая бы указывала, что товар  был получен не в таком состоянии, сделает документ «нечистым» и, таким  образом, неприемлемым в соответствии с UCP [2].

       Несмотря  на особенную юридическую природу  коносамента, предполагается, что в  ближайшем будущем он будет заменен  электронным документом. Уже версия Инкотермс 1990 года должным образом  учла это ожидаемое усовершенствование. Бумажные документы могут быть заменены электронной информацией при условии, что стороны договорились осуществлять электронную связь. Такая информация может передаваться непосредственно заинтересованной стороне или через третью сторону, обеспечивающую дополнительные услуги. Одной из таких услуг, которая с пользой может быть предоставлена третьей стороной, является реестр последовательных владельцев коносамента.

       Системы, предоставляющие такие услуги, таких  как так называемая услуга БОЛЕРО, могут потребовать дальнейшей поддержки  соответствующими юридическими нормами  и принципами, как подтверждают это CMI 1990 Правила электронных коносаментов и Статьи 16 - 17 UNCITRAL Модельный закон по электронной торговле. 

       5 ВИДЫ КОНОСАМЕНТОВ 

         Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент, в котором указывается «грузополучатель «ХХХ» или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи - индоссамента - и вручения.

       Индоссамеент  - передаточная надпись на ценной бумагевекселечекеконосаменте и т.п., удостоверяющая переход прав по этому документу к другому лицу.

         Количество индоссаментов не  ограничено. Это свойство коносамента  в качестве товарораспорядительного  документа широко применяется  в международной торговле, позволяя  перепродать груз во время  его следования.

       Кроме того, различают следующие виды коносаментов:

       1) Бортовой – это когда судовладелец  выдает бортовой коносамент, он  признает, что груз погружен на  борт судна.

       2) Коносамент для погрузки на  борт судна - данный коносамент  подтверждает, что товары приняты  для погрузки, т.е. доставлены  под его охрану. После погрузки  на борт судна судовладелец  выдает бортовой коносамент либо  связывает документ в порту  отгрузки с названием судна,  датой отгрузки, указав, что товары  уже находятся на борту. При  этом документ должен обладать  теми же характеристиками, что  и бортовой коносамент.

       3. Чистый коносамент  - это коносамент, в котором нет никаких дополнительных  оговорок или пометок, прямо  констатирующих дефектное состояние  товара и/или его упаковки. Обычно  в чистом коносаменте говорится,  что полученные товары находятся  во внешне хорошем состоянии.  Когда установленная кредитивная форма расчета, в условиях докуметарного аккредитива должно быть определено, что коносамент должен быть чистым.

       4. Коносамент с оговоркой выдается  тогда, когда судовладелец отмечает  в нем обстоятельства, касающиеся  видимых дефектов груза или  его упаковки. Принимается банком  к оплате только тогда, когда  в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.

       5. Оборотный  - это коносамент, который  может передаваться от одного  владельца к другому. В принципе  все коносаменты предназначены  для того, чтобы их можно было  передавать от одного лица  к другому. Различие существует  лишь в способах этих передач.

       6. Именной коносамент. Коносамент, в  котором указана фамилия получателя  груза и отсутствует указание  на то, что груз может быть  передан по его приказу. Такой  коносамент называют ещё необоротным.

       7. На предъявителя – это коносамент, который передается простым вручением.  На практике коносаменты на  предъявителя используются редко.

       8. Линейный пароходный коносамент, иногда сокращенно называемый  «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать  все существующие условия договора  перевозки, и третье лицо (держатель  коносамента) имеет возможность  узнать о них из самого документа.

Информация о работе Договор морской перевозки