Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:12, курсовая работа
Целью курсовой работы является подробное изучение договора морской перевозки – коносамента.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
познакомится с экономической системой судоходства;
изучить правовое регулирование перевозок грузов;
выявить юридическую природу коносамента, а также рассмотреть виды и содержание Кодекса торгового мореплавания РФ от 1999 года.
Введение……………………………………………………………………3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СУДОХОДСТВА…………………..5
2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ…………….8
2.1 Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых
правил о коносаменте» (Гаагские правила)………………………..8
2.2 Протокол изменений и дополнений к Конвенции 1924 г.
(Правила Висби)……………………………………………………….10
2.3 Конвенция Организации Объединенных Наций
о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила)……...12
3 ДОГОВОР МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ………………………………….16
3.1 Общие положения……………………………………………………16
3.2 Договор перевозки по коносаменту………………………………...17
4 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОНОСАМЕНТА………………………19
5 ВИДЫ КОНОСАМЕНТОВ………………………………………………22
6 СОДЕРЖАНИЕ КОНОСАМЕНТА………………………………….…..26
7 ЧИСТЫЕ КОНОСАМЕНТЫ И ГАРАНТИЙНЫЕ ПИСЬМА…………29
Заключение…………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
3.2 Договор перевозки по коносаменту
Коносамент – один из главных инструментов в сделках, связанных с использованием морских судов. С юридической стороны коносамент представляет собой: расписку перевозчика о приёме груза указанного рода, в указанном количестве и состоянии [10].
Коносамент (англ. bill of lading, B/L, BOL) - документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Законе о перевозках грузов морем, несколькими международными конвенциями.
Коносамент
выполняет одновременно несколько
функций: расписка перевозчика в
получении груза для перевозки,
с одновременным описанием
Может
служить обеспечением кредита п
Законом установлены основные руководящие
начала для перевозчика и отправителя
о времени выдачи коносамента и тех условий,
при которых допустима его выдача. Содержание
понятия «выдача» коносамента раскрывается
в части 1 ст. 142 КТМ РФ указанием на две
главные обязанности перевозчика: выдать
коносамент после приёма груза и выдать
его управомоченному лицу - отправителю.
Выполнять свойственные ему функции может
только коносамент, обеспеченный грузом.
По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет «вверен перевозчику», «после приёма груза перевозчиком».
В
иностранном праве также
Выдача коносамента допускается только
после приема груза к перевозке. Он выдается
один раз для перевозки данной партии
груза. Вторичная выдача коносамента по
одному и тому же грузу допустима только
при условии возвращения перевозчику
ранее выданных отправителю экземпляров.
Несоблюдение этого правила приводит
к имущественной ответственности перевозчика.
Коносамент выписывается на каждую отдельную партию груза, принятого на судно. Применяются два вида коносаментов в зависимости от времени их выдачи отправителю: для груза, принятого к перевозке, и для груза, принятого на борт.
Первый вид практикуется при базисном условии ФАС и при линейных перевозках, когда груз принимается на склад для дальнейшей его отправки на очередном судне по расписанию. В результате, грузоотправитель получает возможность иметь на руках товарораспорядительный документ и распоряжаться им по своему усмотрению.
Бортовой коносамент выдается
на погруженный, на борт товар.
Коносаменты,
используемые в Российской внешней
торговле выписываются обычно для товара,
уже погруженного на судно [11].
4
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА
Перевозчик, приняв предъявленный ему к перевозке груз, на основании данных, представленных отправителем, выдает последнему в нескольких экземплярах особый документ - коносамент.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.
Коносаменты
выписываются на основе стандартных
форм (бланков). Эти формы разрабатываются
и одобряются объединениями судовладельцев,
линейными судоходными
Коносамент универсальный документ многоцелевого назначения. К его основным функциям относятся:
1.
Коносамент служит распиской
перевозчика в приеме груза.
Другими словами, коносамент
Доказательственная сила коносамента может быть в значительной степени подорвана, если данные о грузе, зафиксированные в коносаменте, были исправлены, или если сам коносамент подвергся механическим повреждениям.
2.
Коносамент выступает
3.
Коносамент является
Традиционно
бортовой коносамент является единственным
приемлемым документом, который продавец
может представить в
Другие транспортные документы, помимо коносамента, будут выполнять первые две указанные функции, но не будут контролировать доставку транзитного товара в место назначения или давать возможность покупателю продавать транзитный товар посредством передачи документов его покупателю. Вместо этого другие транспортные документы будут называть сторону, имеющую право на получение товара в месте назначения. Тот факт, что владение коносаментом необходимо для получения товаров от перевозчика в месте назначения, особенно усложняет его замену электронным документом.
Далее, обычно выдается несколько оригиналов коносамента, но, конечно, очень важно, чтобы покупатель или банк, действующий в соответствии с его инструкциями при оплате продавцу, обеспечил передачу продавцом всех оригиналов (так называемый «полный комплект»). Это также является требованием Правил для документарных кредитов Международной торговой.
Транспортные
документы должны свидетельствовать
не только о доставке товара перевозчику,
но также и о том, что товар,
насколько перевозчик может это
подтвердить, был получен в полной
исправности и хорошем
Несмотря
на особенную юридическую природу
коносамента, предполагается, что в
ближайшем будущем он будет заменен
электронным документом. Уже версия
Инкотермс 1990 года должным образом
учла это ожидаемое
Системы,
предоставляющие такие услуги, таких
как так называемая услуга БОЛЕРО,
могут потребовать дальнейшей поддержки
соответствующими юридическими нормами
и принципами, как подтверждают это
CMI 1990 Правила электронных
5
ВИДЫ КОНОСАМЕНТОВ
Существует несколько разновидностей коносамента. Классическим является ордерный коносамент, в котором указывается «грузополучатель «ХХХ» или по его приказу», что означает, что грузополучатель «ХХХ» может передать коносамент и соответственно право на груз другому лицу с помощью передаточной надписи - индоссамента - и вручения.
Индоссамеент
- передаточная надпись на ценной бумаге, векселе, чеке, коносам
Количество индоссаментов не
ограничено. Это свойство коносамента
в качестве
Кроме того, различают следующие виды коносаментов:
1)
Бортовой – это когда
2)
Коносамент для погрузки на
борт судна - данный коносамент
подтверждает, что товары приняты
для погрузки, т.е. доставлены
под его охрану. После погрузки
на борт судна судовладелец
выдает бортовой коносамент
3.
Чистый коносамент - это коносамент,
в котором нет никаких
4.
Коносамент с оговоркой
5.
Оборотный - это коносамент, который
может передаваться от одного
владельца к другому. В
6.
Именной коносамент. Коносамент, в
котором указана фамилия
7.
На предъявителя – это
8.
Линейный пароходный