Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:05, реферат
Война в отличие от мира не является нормальным состоянием человеческого общества. Будучи вынужденной практической необходимостью, крайним средством достижения определенных целей, вооруженные конфликты с их стремлением к достижению военного превосходства над противником для того, чтобы не превратиться в варварство, должны ограничиваться правом. Любое насилие, не ведущее к достижению определенных целей, является излишним, поскольку не несет реальной стратегической выгоды совершившей его стороне и противоречит гуманности.
Значительное количество положений международного гуманитарного права строится вокруг норм, регулирующих отношения, связанные с участием в военных действиях.
Международное гуманитарное право содержит две основные группы норм законов и обычаев войны:
- нормы права, устанавливающие ограничения для воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (гаагское право);
- нормы права, направленные на защиту гражданского населения, ране-ных, больных, военнопленных в период вооруженных конфликтов (женевское право).
Как известно, мировым сообществом агрессивные войны были по-ставлены вне закона после завершения Второй мировой войны. Начало агрессивной войны без ее объявления в установленном порядке представляет
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это
понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для
государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных
конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение
средств и методов ведения войны.
Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают
участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и
религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в
военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение,
больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и
санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм
международного гуманитарного права и не должны становиться объектом
нападения.
Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и
методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие
между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также
средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти
принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например,
биологическое и
химическое оружие и противопехотные
мины.
Основными источниками
четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12
августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти
договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских
конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного
протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144
государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд
других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение
средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие
нормы международного
гуманитарного права
норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая
государства, не являющиеся участниками соответствующих международных
договоров.
В основе международного
жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных
жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а
также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или
умышленное причинение им физического вреда. Другими словами,
международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между
военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа,
международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия,
например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой
жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс
между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип
пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского
населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если
существует опасность того, что случайные потери среди гражданского
населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое
предполагается получить.
Международное гуманитарное
право предусматривает
международными и немеждународными вооруженными конфликтами:
Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается
вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В
этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного
права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном
протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий
независимо от причин возникновения и характера конфликта.
Немеждународный вооруженный
в пределах одного государства между силами правительства и
антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом
самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом
применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка,
вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно
связано нормами международного гуманитарного права. Соблюдение гуманитарных
правил в не международном конфликте обязательно не только для
правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов,
противостоящих правительству. Норм, применимых к немеждународному
вооруженному конфликту, меньше, чем норм, применимых в случае
международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских
конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II. Таким образом, как в
случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного
конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия,
строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь
принципами гуманности.
Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие
войну, в которой одной из сторон являются негосударственные субъекты.
Инструментарий, применяемый в такой войне, основан на основных положениях,
относящихся к вооруженным конфликтам между государствами. Военные действия
между антитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно
отнести к данной категории. Те же нормы работают и в случаях, когда на
стороне одного из государств действуют полувоенные формирования, включенные
в состав вооруженных сил. Представляется, что именно так обстоит дело с
военным крылом “Аль-Каиды” в Афганистане, называемым иногда 55-й бригадой
сил движения “Талибан”. При этом остается открытым вопрос, какими нормами
регламентируются возможные операции США по преследованию “Аль-Каиды” или
других террористических групп за пределами Афганистана, в особенности если
такие группы не будут входить в состав вооруженных сил ни одного из
государств.
Разумеется, термин «война» неоднократно применялся при обозначении
кампаний борьбы с преступностью, в частности с наркокартелями или с мафией.
Однако такие кампании на деле представляют собой, даже при участии военных,
широкую операцию по обеспечению правопорядка, но не боевые действия вне
рамок уголовной юстиции. В таком случае работают традиционные нормы в
области защиты прав человека.
При этом гуманитарное право все же применяется к определенным
конфликтам с участием негосударственных субъектов, к которым относятся и
мятежники в условиях гражданской войны. В своих Комментариях к статье 3
Женевских конвенций 1949 г. МККК раскрывает позицию государств,
участвовавших в разработке данного положения. По мнению Красного Креста,
государства признают наличие вооруженного конфликта по смыслу гуманитарного
права в том случае, если противостоящая сторона организационно оформлена,
находится под ответственным командованием, контролирует определенную
территорию и имеет возможность соблюдать и обеспечивать соблюдение норм
гуманитарного права. Будучи достаточно аморфной сетью групп и отдельных лиц
в около 60, как утверждают, странах, “Аль-Каида” вряд ли отвечает этим
критериям, по крайней
мере, за пределами Афганистана.
Ниже приведу некоторые
Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых,
больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на
море (извлечение)
Глава II. Раненые,
больные и потерпевшие
Статья 12- Личный состав вооруженных сил (и. другие участники военных
действий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или
потерпят кораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой
при всех обстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться
ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно
произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в
море.
Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в
частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам,
проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без
медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их
заражения. (...)
Статья 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно
примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потер певших
кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного
обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать
мертвых и воспрепятствовать
их ограблению. (...)
Глава IV. Личный состав
Статья 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов
и их экипажи пользуются
уважением и покровительством. (...)
Глава VIII. Пресечение
злоупотреблений и нарушений
Статья 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство
ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных
уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или
иные серьезные
нарушения настоящей конвенции (...).
Статья 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье,
Информация о работе Действия Международного гуманитарного права в годы войны