Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Главной целью данной работы я поставил перед собой изучение российского рыночного регулирования. Но в условиях рынка одним из главных ключевых элементов экономического регулирования являются банки, которые питают народное хозяйство денежными ресурсами и перераспределяют их из области избыточности в область дефицита. Поэтому главными задачами стали: изучение банковской системы и ее ведущего элемента – Центрального Банка, а также изучение коммерческого банка как основного звена рыночной системы функционирования экономики.
Введение 2
_________________________________
Глава 1.История возникновения и сущность страхования
_____________________________________________________________1.1.История развития страхования 3-6
_____________________________________________________________
1.2.Понятие страхования 6-7
_____________________________________________________________
1.3.Функции страхования 7-9
_________________________________
Глава 2.Классификация страхования
_____________________________________________________________
2.1.Формы страхования 10-16
_____________________________________________________________2.2.Самострахование 16-19
_____________________________________________________________
2.3.Перестрахование 19-21
_________________________________
Глава 3.Страховой рынок России
_____________________________________________________________
3.1.Страховой рынок и его структура 22-23
_____________________________________________________________
3.2.Современное состояние страхового рынка в России 24-28
_____________________________________________________________
3.3.Тенденции монополизации на российском рынке страхования 28-31
_________________________________
Заключение 32
_________________________________
Список использованной литературы 33
Экономические методы надо считать основными в координации рыночных процессов, поскольку они базируются на наиболее насущных человеческих потребностях и потому обладают самыми сильными стимулирующими свойствами. Кроме того, они отличаются гибкостью и большим разнообразием. Вместе с тем такие методы гораздо сложнее административных, поэтому их применение требует не только управленческого опыта, но и значительных знаний (причем не только узкопрофессиональных).
Социально-политические методы. К ним относится социальная и политическая деятельность по регулированию рынка, осуществляемая государством, партиями, профсоюзами, многими общественными организациями. Конкретнее говоря, имеется в виду воздействие на рынок посредством политических решений, избирательных кампаний, обращений и заявлений, демонстраций, митингов, забастовочного движения. Подобные меры чаще всего направлены на изменение цен (в том числе заработной платы), сдерживание инфляции, координацию объемов и структуры товарной массы, изменение бюджетных расходов. При этом разные политические силы отстаивают разные интересы.
Морально-этические методы. Сущность морально-этических методов сводится к влиянию на рыночные отношения посредством определенных нравственных норм и правил. В принципе многие положительные черты человеческой личности — трудолюбие, энергичность, активность, инициативность, ответственность, организованность и т.п. — должны позитивно сказываться на развитии торговли. Вместе с тем, целый ряд других моральных качеств по-разному влияют на рыночные отношения и их регулирование. Например, принципиальность и честность нередко не способствуют укреплению частной торговли, но, как правило, положительно воздействуют на координацию государственного и кооперативного рынка. Регулирующая роль морально-этических методов зависит, в частности, от субъектов регулирования. Наконец, влияние положительных моральных качеств сказывается все сильнее по мере развития человеческого общества, а в будущем еще более возрастет.
Силовые методы. К силовым методам следует отнести чисто принудительные способы регулирования рыночных отношений, которые надо воспринимать и в широком, историческом, масштабе, и в более узком плане.
В первом случае речь идет о массовом применении непосредственного насилия к производственным и непроизводственным работникам в условиях рабовладельческого и феодального строя (для упрочения соответствующих формационных видов товарного обмена), а также о его применении в ходе социальных революций (т.е. при смене одного формационного вида рынка другим).
В более узком и более частном понимании вопроса имеется в виду использование силовых методов для борьбы с преступностью, поддержания общественного порядка или, напротив, их использование в каких-то криминальных целях. При этом тоже происходит существенная координация определенных типов рынка. Примерами подобных действий в современных условиях могут служить операции полицейских органов по борьбе с мафиозными структурами, но также и по борьбе с различными выступлениями трудящихся (демонстрациями, митингами, забастовками и др.). С другой стороны, акты насилия совершают достаточно многочисленные преступные группы, направляя товарно-денежный обмен в своих целях и формируя теневой рынок. В обоих случаях в основе лежит защита и укрепление тех или иных форм частной торговли.
3.3. Особенности регулирования
российского рынка. Особенност
Российское государство в сравнении с развитыми странами весьма слабо занимается координацией рыночных отношений. Это, прежде всего можно наблюдать в его собственном секторе народного хозяйства. Товарно-денежное обращение в государственном секторе отличается пока еще низким уровнем организации. Даже унитарные предприятия (официально, по закону полностью государственные) чаще всего фактически отданы в единоличное владение их директорам, которые сами решают важнейшие вопросы их деятельности: определяют объем и номенклатуру товарной продукции, цены на нее и даже распределение прибыли (причем обычно распределяют ее в своих интересах, отчего госбюджет ежегодно недополучает, по данным российской Счетной палаты, десятки миллиардов рублей). Кроме того, при такой системе у руководителей унитарных предприятий нет достаточных стимулов для инвестиций, выпуска конкурентоспособной продукции, завоевания рынков.
Столь же неорганизованно
управляют российские властные структуры
торговой деятельностью акционерных обществ,
где они имеют контрольные пакеты акций.
Представители государства в таких акционерных
обществах, как правило, играют чисто формальную
роль. Некоторые из них бывают на подведомственных
предприятиях лишь раз в год — на общем
собрании акционеров.
Особо стоит сказать об организации в госсекторе заработной платы, т.е. о регулировании рынка рабочей силы. Здесь тоже господствует бесконтрольность. Так, по закону разница между зарплатой директора и рабочего низшего разряда не должна быть более чем в 16 раз. Однако на практике эта разница нередко достигает 100 раз и более.
Рассмотренные аспекты неорганизованности, бесхозяйственности не могут не привести к значительной криминальности рыночных отношений в государственном секторе. Действительно, эта сфера охвачена коррумпированностью. Если обратиться к фактам, то по оценке российской Счетной палаты, за 90-е годы федеральные власти не по назначению использовали иностранных кредитов на сумму более 70 млрд. долл., а за 2002 г. сумма взяток (в основном чиновникам различных рангов) достигла 36 млрд. долл.
Так обстоит дело с регулированием рынка в российском госсекторе. Естественно, что в частные товарно-денежные операции властные структуры вмешиваются еще в меньшей степени, а в некоторые очень важные для страны процессы — вообще не вмешиваются. В том числе государственные органы практически не реагируют на массовый незаконный вывоз за границу отечественного капитала, колоссальное обогащение частных лиц от продажи природных ресурсов, принадлежащих всему обществу, на слабый рост отечественной инновационной продукции, дороговизну социально значимых товаров.
Как это не было бы печально, но современное российское государство выражает в первую очередь коренные интересы отечественных олигархов, которым как раз выгоднее стихийность, неуправляемость экономики.
Влиятельным субъектом рыночного регулирования во многих странах являются разнообразные общественные организации. Однако в России их воздействие на рынок пока невелико. Даже крупнейшая из них — профсоюзы — не в силах существенно упорядочить такие важные сегменты рынка, как купля-продажа рабочей силы и предметов потребления. Попытки в данных направлениях делаются (в виде участия в трехсторонних комиссиях с государственными ведомствами и предпринимателями, в виде организации коллективных договоров между персоналом предприятий и работодателями и т.д.), но результаты пока невелики. Об этом убедительно свидетельствуют низкий уровень заработной платы и частая несвоевременность ее выдачи, частое незаконное продление рабочего дня работодателями, постоянный рост цен в розничной торговле, не всегда качественные потребительские товары и т.п. Деятельности профсоюзов препятствуют е только некоторые федеральные законы, но и их собственная слабая активность, а также нередкая их зависимость от руководства предприятий и организаций. Влияние профсоюзов на монополистический и теневой рынки вообще отсутствует.
Такие общественные организации, как союзы потребителей и экологические ассоциации по существу только еще начинают в России свою координирующую деятельность в области рыночных отношений, да и то не во всех регионах страны. Значительное воздействие (главным образом нравственное) на характер торговли могла бы оказать церковь, но заметных шагов в этом направлении пока не делается.
Не отличаются большой активностью в регулировании рыночных отношений и трудовые коллективы. Это объясняется прежде всего слабостью местных профсоюзных организаций, а то и вообще их отсутствием. К тому же российские работодатели, как правило, не прислушиваются к мнению своего персонала.
Немалое влияние
на регулирование российского
Особенности объектов регулирования. Такими объектами служат, разумеется, сам рынок с его разнообразными типами и формами.
Важнейшими чертами современного российского рынка являются: его неразвитость, чрезмерный монополизм, компрадорская направленность, криминальный характер, сравнительно широкая распродажа государственного имущества, неясные перспективы. Все названные черты в той или иной степени оказывают отрицательное воздействие на развитие нашего народного хозяйства. Отсюда следуют и основные особенности регулирования российского рынка в зависимости от его объектов.
1. Необходимость ускоренного перегуда к активному регулированию рынка. Это диктуется главным образом незрелостью нашего рынка, прежде всего его нестабильностью и стихийностью, слабой и недобросовестной конкуренцией, отсталой структурой и инфраструктурой, распространенностью устаревших форм. Подобные обстоятельства, если против них своевременно не принимать эффективных мер, могут привести к гораздо более плачевному состоянию, чем бывшее административно-командное управление товарно-денежным обменом. Рационального упорядочения российского рынка требуют и все другие названные выше негативные черты, в том числе засилье монополизма, компрадорский и криминальный характер и т.д. Однако такой переход будет возможен лишь при условии, что он основывается на реальном совершенствовании непосредственного производства отечественных товаров, особенно на улучшении их качества, ассортимента, конкурентоспособности. 2. Усложненность рыночного регулирования. Всякой развитой системой управлять сравнительно проще. Неслучайно в передовых капиталистических странах удается более или менее успешно регулировать рынок. Например, инфляция там за последнее десятилетие не превышает 1—3% в год1. Но в России состояние рынка совсем иное, поэтому регулировать его намного сложнее. Это обусловлено главным образом его общей неразвитостью. Кроме того, значительно препятствуют упорядочению товарооборота повышенный экономический монополизм, сильная криминальность хозяйственной сферы, неясные перспективы.
3. Необходимость активизации всех субъектов регулирования. К этому, конечно, побуждает уже само весьма недостаточное их участие в процессе регулирования. Но в еще большей степени требуется активизация именно всех субъектов в связи с неблагополучным состоянием объекта регулирования — современного российского рынка, его важнейших составных частей. Наконец, того же требуют только что отмеченные обстоятельства: необходимость ускоренного перехода к эффективной координации товарообмена, большая ее сложность.
Первоочередную роль в данном случае должно опять сыграть государство, особенно его хозяйственные органы. Однако от него следует ожидать не только собственного активного участия в упорядочении рынка. Властные структуры нашей страны (и центральные, и региональные, и муниципальные) обязаны побуждать к этому всех других субъектов регулирования: бизнесменов, обшест-венные организации, трудовые коллективы и отдельных индивидов. Более того, государственные ведомства должны согласовывать деятельность данных субъектов.
4. Максимальный охват регулированием рыночных отношений. В современных российских условиях координация товарооборота может быть результативной лишь в том случае, если она распространяется хотя бы на все основные его разновидности. Главная причина — негативное состояние всех разновидностей рынка в нашей стране. Тем не менее, необходимо выбирать приоритеты при их всеобщем охвате регулированием. При этом целесообразно исходить из степени общественной ценности различных объектов рыночных отношений. С учетом этого на первый план в принципе надо поставить упорядочение рынков хозяйственных инвестиций, средств производства и рабочей силы. Однако в отдельные конкретные периоды приоритетное положение могут получить и другие сферы. Так, в годы наиболее глубокой инфляции и во время дефолта 1998 г. приоритетное положение в нашей стране приобрели финансовые проблемы. Но и в подобных условиях требуется максимально масштабная координация товарно-денежных процессов.
5. Специфический
подход к формам и методам
регулирования российского
рынка. Особенности объектов рыночных
отношений в нашей стране вызывают специфический
подход и к формам и методам регулирования.
Так, массовая незрелость рыночных отношений
обязывает как можно чаще использовать
научно обоснованные и практически апробированные
формы и методы их координации. Повышенная
стихийность и криминальность процессов
купли-продажи требуют широкого применения
контролирующей деятельности. Однако
дело здесь не столько в количестве различных
проверок, сколько в их качестве и результативности.
Рост монополизма и слабость конкуренции
в области рыночных отношений предполагает
ужесточение антимонопольных мер.