Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа
Главной целью данной работы я поставил перед собой изучение российского рыночного регулирования. Но в условиях рынка одним из главных ключевых элементов экономического регулирования являются банки, которые питают народное хозяйство денежными ресурсами и перераспределяют их из области избыточности в область дефицита. Поэтому главными задачами стали: изучение банковской системы и ее ведущего элемента – Центрального Банка, а также изучение коммерческого банка как основного звена рыночной системы функционирования экономики.
Введение 2
_________________________________
Глава 1.История возникновения и сущность страхования
_____________________________________________________________1.1.История развития страхования 3-6
_____________________________________________________________
1.2.Понятие страхования 6-7
_____________________________________________________________
1.3.Функции страхования 7-9
_________________________________
Глава 2.Классификация страхования
_____________________________________________________________
2.1.Формы страхования 10-16
_____________________________________________________________2.2.Самострахование 16-19
_____________________________________________________________
2.3.Перестрахование 19-21
_________________________________
Глава 3.Страховой рынок России
_____________________________________________________________
3.1.Страховой рынок и его структура 22-23
_____________________________________________________________
3.2.Современное состояние страхового рынка в России 24-28
_____________________________________________________________
3.3.Тенденции монополизации на российском рынке страхования 28-31
_________________________________
Заключение 32
_________________________________
Список использованной литературы 33
Глава 3.Регулирование рыночных отношений.
3.1.Сущность регулирования рынка.
Рынок является важнейшей составной частью экономической сферы каждой страны, а также всего мирового хозяйства, в связи с чем изучение рынка и рыночных отношений представляет насущную потребность. Под регулированием в данном случае понимается осознанная и волевая координация, упорядочение товарно-денежного обмена. Главное при этом — согласование потребностей и интересов различных участников названной сферы: общества в целом, его важнейших слоев, регионов, отраслей, предприятий.
Регулирование рыночной сферы — это деятельность, осуществляемая преднамеренно, по желанию и воле людей, и потому имеющая субъективный характер. Однако в целом регулирование рыночных отношений должно основываться на использовании объективных факторов (отношений собственности, экономических законов, материальных потребностей и интересов).
Все же человеческое сознание непосредственно и активно участвует в координации рынка. Это придает ей внебазисный, сравнительно внешний, наблюдаемый характер. Здесь мы имеем дело непосредственно не с объективными, глубинными, экономическими отношениями, а с отношениями организационно-хозяйственными. В них присутствует и политико-юридический аспект, особенно когда действуют государство и политические партии.
Регулирование рыночных отношений тесно связано с процессом управления: и регулирование, и управление являются упорядочивающими, координирующими процессами. Однако между ними есть и существенное различие. Регулирование — лишь один из видов управления, а именно — в основном индикативное (рекомендательное, ориентирующее) управление. Оно не имеет всеохватывающего, директивного характера, хотя полностью не исключает применения административных и даже силовых методов воздействия на хозяйственную жизнь. Регулирование надо считать сравнительно «мягким», в основном опосредованным управлением народным хозяйством. Поэтому оно в принципе не свойственно тоталитарной, командной экономике.
Ошибочно мнение, что упорядочением можно назвать любое (в том числе любое государственное) вмешательство в рыночные отношения. Это вмешательство может оказывать на них не только позитивное, но и негативное влияние.
Особо стоит остановиться
на сравнении регулирования
Регулирование рыночных отношений противоположно их саморегулированию. Если регулирование представляет собой осознанную и волевую деятельность, то саморегулирование совершается в целом помимо человеческого сознания и воли, само собой как бы автоматически. С этой точки зрения саморегулирование рыночных отношений объективно. Оно осуществляется главным образом через механизмы свободной (совершенной) конкуренции, свободных рыночных цен, взаимодействия спроса и предложения, но проявляется тоже посредством определенной человеческой деятельности.
Хотя регулирование
и саморегулирование рынка
В регулировании объективно нуждаются любые социальные явления, иначе их с неизбежностью охватит полная анархия, безграничный хаос. А в таких условиях ни одна из общественных систем не в состоянии существовать, тем более развиваться. Кроме того, каждый социальный строй в меру своих сил стремится уменьшить отрицательные стороны происходящих процессов, для чего также требуется определенная координация действий. К этому же настойчиво подталкивает все большее объединение, взаимозависимость всех социальных явлений, особенно экономических. Наконец, историческая практика показывает нам активную роль общественного и индивидуального сознания во всех сферах человеческой жизни. Конечно, вмешательство в социальное развитие не может обойтись без более или менее серьезных ошибок, но по мере общественного прогресса деятельность людей в данной сфере должна стать более осознанной. Все это в наиболее широком плане определяет необходимость регулирования товарно-денежного обмена.
Помимо названных факторов того же требуют и некоторые более частные обстоятельства. Во-первых, рынок (особенно купля-продажа товаров массового спроса) теснейшим образом связан со сферой личного потребления и поэтому может непосредственно влиять на степень социальной стабильности. Во-вторых, у рынка издавна существуют весьма негативные для общества стороны: повышенная стихийность, широкие возможности для нетрудовых доходов, игнорирование моральных норм. Поэтому в сфере товарно-денежного обмена особенно часто возникают криминальные ситуации, в том числе появился так называемый «теневой» (незаконный, мафиозный) рынок. В-третьих, неупорядоченность рынка крайне отрицательно влияет на такую важную сферу общественной жизни, как производство материальных благ. Об этом убедительно свидетельствуют инфляция, кризис неплатежей, банковские махинации.
Потребность в координации рыночных отношений значительно усиливается в современном мире, когда все экономические связи под влиянием глобализации намного усложнились, стали гораздо более разнообразными и масштабными.
3.2.Основные формы и методы регулирования рынка. Прежде всего, следует сказать, что формы представляют собой разновидности координации рынка. Они показывают, в каком виде осуществляется эта координация. Методами служат способы, средства ее реализации, т.е. как именно (а не в каком виде) совершается названный процесс.
Формы регулирования рынка могут складываться на разных основах. Рассмотрим вначале те из них, которые образуются в зависимости от субъектов упорядочения товарно-денежного обмена.
Наиболее
Исключительно важную роль играет предпринимательское регулирование рынка, т.е. воздействие на товарно-денежный обмен со стороны собственников средств производства и обращения. Это в данном случае, хотя чаще всего неявная, скрытая, но фактически основная форма. Наибольший вес в ней принадлежит, конечно, крупным собственникам, тем более в национальных и международных масштабах. Однако средний, нередко и мелкий бизнес тоже может влиять на рынок (прежде всего на региональный и местный), особенно когда он объединяет свои силы. Как уже отмечалось, предпринимательские слои координируют сферу обмена чаше всего через деятельность государства и политических партий.
Все большее распространение получает коллективное регулирование рынка. Такую форму осуществляют общественные организации (прежде всего профсоюзы) и трудовые коллективы. Главная особенность здесь в том, что упорядочение процесса купли-продажи совершается обычно в интересах широких слоев населения.
Следующая из рассматриваемых форм — международная координация рыночных отношений. Ее реализуют транснациональные корпорации, а также различные межгосударственные организации. При этом основными специфическими чертами являются преследование интересов международного капитала и максимальные масштабы регулирования.
Нельзя не отметить такую форму, как индивидуальное упорядочение рынка. Его субъектами служат конкретные личности. Подобная деятельность в той или иной степени присутствует во всех предыдущих формах. Однако в разных формах рыночного регулирования участвуют социально различные индивиды: в государственном регулировании рынка задействованы представители власти, в предпринимательском — конкретные бизнесмены, в коллективном — представители широких слоев трудящихся.
В хозяйственной практике все названные формы не существуют в чистом виде; все они в какой-то мере носят смешанный характер. Так, государственное регулирование рынка может быть одновременно и международным, и индивидуальным. В таком же сочетании нередко выступает предпринимательская деятельность в данном процессе.
Еще более многочисленные формы складываются в связи с объектами рыночного регулирования. Отметим в первую очередь координацию рынков средств производства и обращения, рабочей силы, предметов потребления, финансов, ценных бумаг. Далее, особыми формами является регулирование купли-продажи капитала, инвестиций, кредитов, страховых услуг. Нужно выделить также упорядочение оптового и розничного обмена, международных, национальных, региональных, местных рынков. Все перечисленные формы целесообразно объединить в укрупненные группы — хозяйственное регулирование рынка и его потребительское регулирование. Первое имеет целью экономическое развитие (стран и их регионов, предприятий), второе — удовлетворение личных потребностей населения. Тем самым хозяйственное и потребительское регулирование охватывает координацию разных структурных сфер рынка или разных их аспектов. Так, хозяйственное регулирование включает упорядочение обмена теми благами, которые непосредственно участвуют в производстве и обращении товаров: средств производства и обращения, рабочей силы, капитала, инвестиций и т.п. Напротив, потребительское регулирование рынка предполагает упорядочение тех его сфер, где обмениваются лишь предметы личного потребления (продовольствие, одежда, обувь, разнообразные потребительские услуги и др.).
Координирующие формы купли-продажи складываются в зависимости от обращения товаров и обращения денег. Из этих двух форм превалирующей следует считать согласование товарного обмена, поскольку деньги выступают лишь в качестве средства, посредника для такого обмена.
Методы регулирования рынка.
Административно-
В нормальном обществе административно-правовые средства должны основываться на прочной законодательной базе. Однако в процессе обмена всегда применялись те или иные административные меры, не соответствующие, а то и прямо противоречащие существующему законодательству, обуславливая, таким образом, появление теневого (криминального) рынка в народном хозяйстве. Его функционирование чаще всего не способствует какому-либо упорядочению товарно-денежного обмена.
Административно-
Вот как, например, английские власти регулируют рыночную деятельность публичных (государственных) предприятий и объединений. Над ними установлен систематический парламентский и министерский контроль. По решению правительства в них периодически проводится так называемая перестройка капитала — изменение величины кредитных заимствований, списание в случае острой необходимости прошлых долгов, воздействие на размер дивидендов и т.п. Расходование бюджетных средств время от времени проверяется специальным правительственным комитетом. Во Франции деятельность госсектора тоже в значительной мере контролируется правительственными учреждениями, главным образом путем их участия в управлении компаниями. Контроль ведется по линии ряда министерств, особенно экономики и финансов.
Естественно, подобное воздействие сверху вызывает такие же методы управления и внутри предприятий и учреждений.
Экономические методы. В целом экономическим методам свойственна большая сложность. Они предполагают использование материальных интересов в процессе регулирования рыночных отношений, т.е. материального поощрения людей или их материального наказания. В современных условиях сюда входят разнообразные системы оплаты труда, воздействие на товарные цены, участие работников в доходах предприятий и учреждений, различные материальные льготы (налоговые, пенсионные, транспортные, жилищно-коммунальные и др.), платность или бесплатность социальных услуг (в том числе медицинских, образовательных, юридических), штрафные санкции и т.д. Особо надо отметить различные виды торговли в кредит, в том числе лизинг. Все это сейчас широко применяется во многих странах для укрепления главным образом частного рынка.