Страховой рынок России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Главной целью данной работы я поставил перед собой изучение российского рыночного регулирования. Но в условиях рынка одним из главных ключевых элементов экономического регулирования являются банки, которые питают народное хозяйство денежными ресурсами и перераспределяют их из области избыточности в область дефицита. Поэтому главными задачами стали: изучение банковской системы и ее ведущего элемента – Центрального Банка, а также изучение коммерческого банка как основного звена рыночной системы функционирования экономики.

Содержание

Введение 2

_________________________________

Глава 1.История возникновения и сущность страхования

_____________________________________________________________1.1.История развития страхования 3-6

_____________________________________________________________

1.2.Понятие страхования 6-7

_____________________________________________________________

1.3.Функции страхования 7-9


_________________________________

Глава 2.Классификация страхования

_____________________________________________________________

2.1.Формы страхования 10-16

_____________________________________________________________2.2.Самострахование 16-19

_____________________________________________________________

2.3.Перестрахование 19-21


_________________________________

Глава 3.Страховой рынок России

_____________________________________________________________

3.1.Страховой рынок и его структура 22-23

_____________________________________________________________

3.2.Современное состояние страхового рынка в России 24-28

_____________________________________________________________

3.3.Тенденции монополизации на российском рынке страхования 28-31


_________________________________

Заключение 32

_________________________________

Список использованной литературы 33

Работа содержит 6 файлов

Введение.doc

— 25.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава 2.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

        Продолжает наращиваться ресурсная база банков. Все большую  роль в ней играют средства предприятий и организаций. Остатки средств на расчетных, текущих и прочих счетах предприятий и организаций выросли за 2000 — 2001 гг. в рублях более чем на 60%, а в иностранной валюте — более чем на четверть.

        Вклады населения  в банках растут в рублях скорее, чем в иностранной валюте. Доля депозитов физических лиц в совокупных пассивах банковской системы сохранилась на предкризисном уровне, который составлял около 20%.

        С 2000 г. наблюдалось  дальнейшее сокращение объема кредитов, привлеченных российскими банками на Международных финансовых рынках. По сравнению с предкризисным уровнем объем межбанковских кредитов и депозитов (привлеченных от банков-нерезидентов) сократился более, чем в 3 раза.             Ситуация на рынке рублевых межбанковских кредитов и депозитов, напротив, отличалась положительной динамикой. Объем привлеченных межбанковских кредитов и депозитов в рублях стремительно увеличивается. Но при этом доля межбанковских кредитов и депозитов в совокупных пассивах банковской системы снижается.

        Рост капитала и  ресурсной базы коммерческих банков, определенное повышение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. По состоянию на 01.01.2001 г. в финансово-устойчивых кредитных организациях было сосредоточено более 86% совокупных активов действующих банков. Этими банками привлечено более 84% средств от предприятий и организаций, около 75% бюджетных средств, 96% вкладов населения и 69% межбанковских кредитов.

        Количество прибыльных банков на 1.01.2001 г. составило более 92% числа работающих банков.          В конце 2001 г. сняты определенные законодательные ограничения на иностранный капитал в банковской системе в России. В сентябре 2001 г. был отменен запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Сегодня каждый десятый российский банк имеет в собственном капитале долю иностранного капитала, при этом 26 банков были организованы только на основе иностранного капитала, в 10 банках доля иностранного капитала выше 50% и у 93 банков имеется неконтрольный пакет нерезидентов. На эти банки приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1% кредитов российской банковской системы. Таким образом, следует констатировать, что присутствие иностранного капитала в отечественном банковском секторе невелико и оно гораздо ниже, чем в других странах с переходной экономикой, где зачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков (включая национальный сберегательный банк) принадлежат иностранцам. С 1 октября 2001 г. ЦБ РФ отменил разрешительный порядок получения кредитов от иностранных банков на срок более 180 дней в сумме до 100 млн. долларов. С четвертого квартала 2001 г. ЦБР снизил величину минимального уставного капитала для вновь открываемых иностранных банков с 10 млн. до 5 млн. евро, тем самым, уровняв требования к иностранцам с требованиями, которые предъявляются к российским банкам. Все это заметно упрощает зарубежным банкам доступ на российский рынок.

      Перед отечественными банками стоит задача наращивания их капитализации. Для достижения уровня капитализации хотя бы банков стран Центральной и Восточной Европы потребуется порядка 10 млрд. долл. (данное обстоятельство и стало причиной смягчения политики ЦБ по привлечению в банки иностранного капитала). При этом следует понимать: с одной стороны, непрозрачность структуры собственности и бизнес-операций российских банков служит барьером для интенсивного притока иностранного капитала, с другой - более высокий уровень процентных ставок в России удерживает в нашей стране средства, привлеченные иностранными банками.

        Однако наряду с  некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, развитие банковской системы России по-прежнему осложняет ряд нерешенных проблем.

        Во-первых, высокий уровень риска, который сопровождает осуществление капиталовложений в реальный сектор экономики, препятствует активизации кредитной деятельности банков. Доля кредитов реальному сектору экономики в совокупных активах банковской системы в настоящее время составляет всего около одной трети, а удельный вес кредитов отечественных банков в объеме инвестиций в основной капитал (по данным Госкомстата России) не превышает 3 %.

        Главными факторами рисков являются: низкий темп структурных преобразований в отечественном народном хозяйстве, несовершенство системы налогообложения, низкая кредитоспособность многих отечественных предприятий, недостаточный уровень раскрытия ими информации, а также слабость нормативно-правовой базы, обеспечивающей права кредиторов.

        Указанные факторы  приводят к значительной концентрации кредитных рисков у ограниченного круга заемщиков (доля крупных кредитных рисков в активах банковской системы составляет около 30%).

        Во-вторых, следствием дефицита надежных финансовых инструментов стало накопление у банков значительного объема свободных денежных средств. Остатки на корсчетах коммерческих банков в Центральном банке России за 2000 г. выросли более чем на 30%. Одновременно депозиты банков, размещенные в Банке России, увеличились по сравнению с началом года в 21 раз, до 80 млрд. руб., по состоянию на конец 2000 г.

        В-третьих, сложившаяся структура ресурсной базы банков по срочности (преобладание краткосрочных обязательств) является фактором, сдерживающим развитие кредитных операций отечественных банков.

        Долгосрочные (свыше 1 года) привлеченные средства составляли по состоянию на конец 2000 г. немногим более 124 млрд. руб., или около

6% совокупных  привлеченных средств банков. На  протяжении всего периода развития банков сохраняется значительный дисбаланс структуры активов и обязательств по срочности, что отрицательно влияет на ликвидность банковской системы.

        В-четвертых, несмотря на то, что сохраняется положительная тенденция капитализации банковской системы, наблюдается отставание темпов наращивания капитальной базы от темпов роста активов и обязательств банков.

        Некоторые проблемы банковского сектора имеют  структурный характер и тесно связаны с общим состоянием экономики, уровнем развития денежных отношений и правовой базы. К числу таких проблем можно отнести неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность раскрываемой банками информации об их финансовом состоянии, отсутствие системы гарантирования вкладов.

        2.3. Центральный банк как ведущее  звено банковской системы.

        Государственный банк России был учрежден в 1860 году на базе основанных еще при Екатерине II ассигнационного и заемного банков.

      Данный  банк занимает особое место в банковской системе России, поскольку именно он является органом государства, наделенным специальной компетенцией в сфере управления банковской системой.

       С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:

    - защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — рубля, повышения его покупательной способности и стабильности курса по отношению к валютам других стран;

- развития и укрепления банковской системы России;

    - обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.

        Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента.

       Банк  России участвует в разработке экономической  политики правительства. Председатель Банка России или один из его заместителей (по поручению Председателя) участвует в заседаниях Правительства России.

       Министры  финансов и экономики Российской Федерации или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета Директоров — высшего органа управления Банком — с правом совещательного голоса.

       Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, организации и учреждения, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банков.

       Высший  орган Банка России — Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.

       В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

        Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров.

        Наряду с Советом  директоров вне банка функционирует  и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители Президента, представители высших органов законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность Совета не превышает 15 человек.

         Рекомендации Банковского совета учитываются при рассмотрении Федеральным Собранием законодательных актов по вопросам банковской деятельности, а также принимаются во внимание при подготовке решений Совета директоров Банка.

       Функции Банка России.       Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка РФ.

       50 % прибыли Банка России после  направления ее на увеличение  ресурсов банка перечисляется в доход федерального бюджета.

       Банк  России и его учреждения освобождаются  от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он:

              ♦ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

    ♦ выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, которые получают кредиты в тех случаях, когда исчерпали или не имеют возможности пополнить ресурсы из других источников;

              ♦ от имени правительства управляет государственным долгом, т. е.   размещает, погашает и проводит другие операции с государственными  ценными бумагами, эмитированными правительством;

    ♦ наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям;       ♦ является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков,   связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов.

        Опираясь на коммерческие банки и другие структуры финансового рынка, не вмешиваясь в их оперативную деятельность, Центральный банк выполняет свои многообразные функции.     Важнейшей функцией Центрального банка, как отмечалось ранее, является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

       Денежное  обращение регулируется Центральным  банком в процессе осуществления этой политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

       Кредитная экспансия ЦБ РФ увеличивает кредитные ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении.

       Кредитная рестрикция влечет за собой ограничения  возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

       Инструментами кредитной экспансии или кредитной  рестрикции являются: официальная учетная ставка Центрального банка; некоторые неэкономические меры.

       Официальная учетная ставка — это проценты по ссудам, используемым Центральным банком при кредитовании коммерческих банков.

Глава 3.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Глава1.doc

— 97.00 Кб (Открыть, Скачать)

Заключение.doc

— 26.50 Кб (Открыть, Скачать)

Оглавление.doc

— 23.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Страховой рынок России