Страхование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности, виды и сущность страхования ВЭД.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть особенности страхования ВЭД,
2) Изучить виды страхования,

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты страхования внешнеэкономической
деятельности 5
1.1 Сущность и особенности страхования ВЭД 5
1.2 Виды страхования ВЭД 9
1.3 Риски, связанные с ВЭД 16
2 Страхование отдельных видов ВЭД 21
2.1 Международный полис автогражданской ответственности
(«Зеленая карта») 21
2.2 Страхование грузов 25
2.3 Страхование туристов, выезжающих за рубеж 28
3 Перспективы развития страхования ВЭД в России 32
3.1 Прогноз стоимости полиса «Зеленая карта» 32
3.2 Состояние страхования ВЭД в России 38
3.3 Направления развития ВЭД в России 42
Заключение 46
Библиографический список 48

Работа содержит 1 файл

Страхование ВЭД.docx

— 311.72 Кб (Скачать)

     Страхование крупных внешнеэкономических рисков в связи с недостатком собственных средств у российских страховых компаний все равно достается иностранным государствам в лице западных перестраховочных компаний.

     До  введения в действие редакции Закона об организации страхового дела в  Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. российский страховой рынок  был фактически закрыт для деятельности иностранных страховых компаний. Основным способом сотрудничества с  российскими страховщиками оставалось перестрахование.

     Внешнеэкономическое страхование в большей мере является обязательным. И личное, и имущественное страхование, в том числе страхование профессиональной ответственности, обеспечивают имущественные интересы государственных служащих за рубежом, деятельность таможенных перевозчиков и брокеров и т.п.

     Поддержание высокой доли обязательного страхования  в России — это вынужденная  мера со стороны государственного регулирования: внешнеэкономическое страхование пока может развиваться, прежде всего, в обязательной форме, а в дальнейшем, вместе с развитием страховой культуры участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) будет использоваться добровольная форма.

     Пробелы законодательного обеспечения страхования  оказывают негативное влияние на конкурентоспособность российских страховых компаний. Недостатки существующих нормативных актов являются особенно отрицательным фактором для страхователей (участников ВЭД) и их западных контрагентов, испытывающих недостаток в страховой защите внешнеэкономических сделок, по сравнению с привычным для них страховым сервисом за рубежом. Российские участники ВЭД сталкиваются с непониманием такого положения дел со стороны своих иностранных партнеров, в государствах которых имеется многовековой опыт страхования и отрегулированный законодательный механизм.

     Выделим основные особенности российского  страхового рынка на уровне страховых  компаний.

     Во-первых, российский страховой рынок —  это растущий рынок. Общая сумма  страховых выплат по всем видам страхования  за 1 квартал 2010 года составила 172,9 млрд. руб. (105,4 %) по сравнению с 2009 годом на 15,5 %. Наибольшим темпом увеличивались выплаты по страхованию имущества (прирост составил 44,3 % ). Выплаты по личному страхованию и страхованию ответственности росли на уровне 17 % по каждому виду.

     Во-вторых, структура премий и выплат крупных  и средних страховых компаний России говорит о постепенной  универсализации их деятельности, то есть об образовании мультифункциональных страховых компаний. Не только «УралСиб», «РОСНО», «АльфаСтрахование», но и «СОГАЗ», «Капиталъ Страхование», «Прогресс», — диверсифицируют свой портфель и выходят на свободный рынок.

     В-третьих, практически все существующие виды внешнеэкономического страхования  в России заимствованы у западных стран. При этом число видов услуг, предоставляемых российскими страховыми компаниями (около 100), значительно уступает зарубежным конкурентам (3 000 в США, 400–600 в странах Европы).

     Разнообразие  внешнеэкономических рисков требует  разработки специализированных страховых продуктов по их преодолению. К созданию новых страховых продуктов объективно вынуждают постоянно растущие риски в сфере ВЭД. Систематическое развитие новых страховых продуктов — инновационность — как один из основополагающих принципов маркетинга в страховании должно охватывать все сферы страховой деятельности: от заключения договора страхования до поиска новых сфер инвестиций и современных методов управления.

     От  российского законодателя требуется  постоянная корректировка соответствующих правовых норм с тем, чтобы унифицировать условия отечественного и зарубежного страхования и, таким образом, страховать риски, прежде всего внешнеэкономические, по принятым в мире правилам. Ускорение развития российского законодательства в этом направлении следует ожидать в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

     Недостаточная развитость третьего уровня системы  внешнеэкономического страхования — инфраструктуры — приводит к вынужденной концентрации российского страхового рынка. Количество страховых компаний постепенно сокращается. В 1997 году в России работали около 2 400 страховщиков. По данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), на 10 июня 2010 года в государственном реестре страховщиков значится 685 компаний, включая перестраховочные. За год количество страховщиков сократилось на 71 компанию. Несмотря на снижение общего числа страховых компаний, их совокупный уставный капитал за год вырос на3,1 % - с 150,2 млрд. руб. до 157,8 млрд. руб.

     Институт  независимых посредников в России также недостаточно развит. Как страховых  агентств, так и страховых брокеров не хватает.

     Все элементы страховой инфраструктуры оказывают неоспоримо большое влияние на развитие страхового рынка. Особенности современного страхового рынка в России указывают на наличие некоторых проблем, устранение которых в ближайшие годы должно стать одним из приоритетов государственной политики в сфере внешнеэкономического страхования.

     3.3 Направления развития страхования ВЭД в России

     Осуществление гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции и услуг позволяет российским экспортерам участвовать в экспортных проектах в тех странах, которые характеризуются высоким уровнем политического риска, в которых имеются объективные препятствия для реализации контрактов, а также там, где не представлены российские коммерческие банки.

     Внешэкономбанк  осуществляет на коммерческой основе гарантийную поддержку российского  промышленного экспорта в такие  страны как Ливия, Иран, Сирия, Алжир, Мексика, Венесуэла, Узбекистан и другие.

     Планируемый объем осуществления Внешэкономбанком гарантийных операций в 2008—2012 гг. составит порядка 9,46 млрд. долл. США (из них на цели поддержки экспорта промышленной продукции и услуг — порядка 5,7 млрд. долл. США).

     Предоставление  государственных гарантий Российской Федерации для целей поддержки  экспорта в настоящее время осуществляется ЗАО «Росэксимбанк», мажоритарным акционером которого является Внешэкономбанк.

     Существующая  система государственной гарантийной  поддержки экспорта поэтапно будет трансформирована в гарантийно - страховую поддержку экспорта. В целях развития механизмов страхования экспортных кредитов и совершенствования действующей государственной финансовой гарантийной поддержки экспорта в перспективе предстоит создать специализированное Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

     Объем государственной гарантийной поддержки  экспорта к 2012 г. должен составить 0,3—0,35 % внутреннего валового продукта.

     Функция страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков отнесена к сфере исключительной компетенции Внешэкономбанка. Порядок осуществления Внешэкономбанком страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 100 от 19.02.2008 г.

     Развитие  сотрудничества с ОЭСР, Бернским союзом/Пражским клубом страховщиков экспортных кредитов и инвестиций, крупнейшими зарубежными  экспортными кредитными агентствами  призвано способствовать укреплению международного авторитета Внешэкономбанка.

     Осуществление экспортного финансирования крупных  проектов в области авиастроения, сельскохозяйственного и транспортного машиностроения, строительства и реконструкции энергетических объектов, атомной энергетики и других ключевых областях экономики, позволяет развивать промышленный потенциал российских производителей, открывает новые возможности для выхода российских экспортеров на зарубежные рынки.

     Предоставляя  экспортное финансирование, Внешэкономбанк осуществляет поддержку своиx клиентов на всех этапах реализации проектов, используя свой опыт в международной экономической деятельности и знание мировой банковской практики.

     Также следует рассмотреть концепцию  совершенствования страхования  внешнеэкономических контрактов в  России. 

Таблица 12 – Концепция совершенствования страхования внешнеэкономических контрактов

Уровни  системы внешнеэкономического страхования Методы оптимизации  страхования внешнеэкономических  контрактов
Государство
    1. Создание единого государственного агентства по страхованию внешнеэкономических рисков
    2. Создание фонда гарантий страховщиков внешнеэкономических контрактов
Страховые компании
  1. Разработка единых (типовых)  правил страхования экспортных кредитов
  2. Разработка продуктов – пакетов страхования внешнеэкономических контрактов
Страховая инфраструктура
  1. Создание единого ПО для работы с документооборотом внешнеэкономического страхования
 

     Создание  государственного страхового агентства  по внешнеэкономическому страхованию оправдано тем, что зарубежные агентства собираются конкурировать на российском рынке.

     Если  государство не воспримет  идею создания единого страховщика экспортных кредитов, то для реализации предложенной концепции совершенствования страхования внешнеэкономических контрактов можно задействовать второй вариант: создание объединенного фонда гарантий (по образцу Российского Союза Автостраховщиков ), в который страховщики делали бы нормативные отчисления от собранных премий по данному виду страхования в целях недопущения неоплаченных убытков в случае, например, банкротсва страховщиков.

     Наиболее  значительно концепция совершенствования  страхования внешнеэкономических контрактов может проявиться в продуктовой политике компаний, занимающихся внешнеэкономическим страхованием. Предложенная концепция опирается не только на анализ и обобщение трехуровневой системы внешнеэкономического страхования, она основана также на анализе правил страхования экспортных кредитов крупнейших кредитных российских страховщиков в применении их к условиям страхования международного лизинга.

     Этот  анализ показал, что:

  1. Во-первых необходимо разработать единые (типовые) правила страхования экспортных кредитов, которые на российском страховом рынке могут быть созданы под воздействием Всероссийского союза страховщиков. Применение единых правил страхования позволит создать стандартный понятийный аппарат и стандартизированные условия внешнеэкономического страхования, которые будут понятны и постоянны для всех сторон внешнеэкономической сделки.
  2. Во-вторых, российским страховым компаниям, работающим на рынке международного лизинга, предлагается использование продуктов - пакетов: страхование от рисков утраты (гибели), недостачи или повреждение предмета лизинга, а также страхование экспортных кредитов. Такой интегрированный страховой продукт обеспечит покрытие всех основных рисков сторон международного лизинга одним договором страхования.

     На  уровне институтов страховой инфраструктуры предлагается создать единое программное  обеспечение для работы с документооборотом  при страховании международного лизинга. При этом представляется целесообразной установка данного программного обеспечения, как у страховщика, так и у страхователя. Это существенно оптимизировало бы страхование международного лизинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Развитие  страхования в сфере внешнеэкономической  деятельности имеет огромные перспективы. Эффективная система страхования  может быть достигнута с помощью обоснованной государственной политики в области страхования, соответствующей объективным потребностям в осуществлении полноценной и гарантированной страховой защиты всех участников внешнеэкономической деятельности.

     Среди основных задач, способствующих формированию эффективной системы страхования внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие: создание законодательной базы применительно к современным рыночным условиям; совершенствование механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью; создание благоприятных политических и экономических условий для развития страхования внешнеэкономических рисков.

Информация о работе Страхование ВЭД