Страхование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить особенности, виды и сущность страхования ВЭД.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть особенности страхования ВЭД,
2) Изучить виды страхования,

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты страхования внешнеэкономической
деятельности 5
1.1 Сущность и особенности страхования ВЭД 5
1.2 Виды страхования ВЭД 9
1.3 Риски, связанные с ВЭД 16
2 Страхование отдельных видов ВЭД 21
2.1 Международный полис автогражданской ответственности
(«Зеленая карта») 21
2.2 Страхование грузов 25
2.3 Страхование туристов, выезжающих за рубеж 28
3 Перспективы развития страхования ВЭД в России 32
3.1 Прогноз стоимости полиса «Зеленая карта» 32
3.2 Состояние страхования ВЭД в России 38
3.3 Направления развития ВЭД в России 42
Заключение 46
Библиографический список 48

Работа содержит 1 файл

Страхование ВЭД.docx

— 311.72 Кб (Скачать)

     Таким образом, современное страхование  предлагает широкий набор услуг, связанных с ВЭД. Однако практика показывает, что участники ВЭД  используют чаще всего те виды страхования, которые являются обязательными для осуществления ВЭД. Довольно часто применяются виды страхования, являющиеся частью международных торговых обычаев. Сравнительно реже применяются виды страхования, которые были бы эффективны в той или иной конкретной ситуации, и которые не применяют в силу недостаточной культуры страхования, в том числе и из-за незнания возможностей, предоставляемых современным страхованием.17

    1. Риски, связанные с ВЭД

     Страхование коммерческих и политических рисков внешнеторговых операций в развитых странах является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности и гибким инструментом государственного регулирования. В России за все годы экономических реформ этот вид страхования не был полноценно освоен ни страховыми организациями как сегмент рынка, ни государством как инструмент поддержки внешнеэкономической деятельности. В СССР в условиях государственной монополии внешней торговли необходимость организации системы поддержки внешнеторговой деятельности и прежде всего экспорта отсутствовала, а все затраты, связанные с осуществлением экспорта, покрывались за счет бюджета. Экспорт косвенно и напрямую субсидировался и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеэкономические объединения.

     Поскольку государство так и не смогло обеспечить страховую поддержку внешнеторговой деятельности в целом, наиболее привлекательными секторами рынка страхования  внешнеторговых операций стали заниматься коммерческие страховые организации.18

     Лидером в сфере коммерческого страхования  внешнеторговых операций является ОСАО «Ингосстрах».

     «Ингосстрах»  предоставляет услуги по страхованию  экспортных кредитов в России в сотрудничестве с ведущими мировыми страховыми компаниями, специализирующимися в области кредитных и политических рисков, таких, как «СКОР», «Юнистрат Ассь-юранс», «Сент Пол», синдикаты «Ллойда» и др.

     Коммерческие  риски, принимаемые «Ингосстрах» на страхование экспортных кредитов, включают:

  • несостоятельность и банкротство;
  • длительную просрочку либо отказ от платежа;
  • невозврат аванса при непоставке вследствие несостоятельности (банкротства);
  • длительную просрочку возврата аванса при непоставке оплаченных товаров.
  • Из политических рисков на страхование «Ингосстрах» принимается следующие:
  • действия государственных органов страны - покупателя или обстоятельства, влекущие неисполнение обязательств покупателем;
  • военные действия, гражданские волнения и беспорядки;
  • неконвертируемость валюты страны-покупателя;
  • неправомерный отзыв гарантии по контракту, невозобновление или отзыв лицензии у покупателя;
  • эмбарго, невозможность или задержки в валютных расчетах, мораторий на платежи;
  • лишение права собственности (конфискация, национализация, экспроприация) и др.

     В последние годы на российском страховом  рынке появились и другие страховщики, предлагающие страхование в сфере  внешнеторговой деятельности, в том числе страховые компании «Итерма», «Альфа-страхование», «АИГ» и др.

     Страховая компания «Итерма» предлагает страхование рисков, связанных с использованием экспортного кредита, а именно:

  • невозврат (непогашение) экспортного кредита вследствие полного неполучения валютной выручки за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за неисполнения зарубежным партнером-импортером своих обязательств по оплате стоимости фактически полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
  • •неполный (частичный) возврат (непогашение) экспортного кредита и процентов за пользование кредитом вследствие: недополучения валютной выручки из-за изменения качества и/или количества поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, результатов интеллектуальной деятельности); недополучения валютной выручки по причине изменения биржевых котировок и справочных цен (во время выполнения контракта); недополучения валютной выручки по причине простоя судна (демереджа).

     Естественно, что коммерческие страховые организации  интересуют наиболее привлекательные  виды рисков в сфере страхования  внешнеторговой деятельности. За гранью этих интересов остаются «сложные»  долгосрочные и политические риски, риски, вероятность наступления которых высока, а размер ущерба катастрофичен, т.е. заведомо неприбыльные.

     Логично, что страхование перечисленных  выше рисков - обязанность государства, вид косвенного государственного субсидирования и поддержки экспортеров. Следует  также отметить характерную структуру  страховых услуг в сфере внешней торговли. За рубежом под поддержкой внешнеторговой деятельности понимается в первую очередь поддержка экспорта. Российские же страховщики ориентируются на нужды и приоритеты российского рынка.

     Несмотря  на различия в организации и технике  страхования международного кредита (размер и практика начисления премии, срок и объем гарантии и т. д.), общая черта для всех промышленно развитых стран - усиление связи между кредитованием и страхованием экспорта. Обычно предоставление кредита экспортеру или импортеру предполагает наличие полиса экспортного страхования. Страхование влияет на условия и сроки кредита, является источником кредитных льгот для экспортера. Кредиты, возврат которых гарантируется страховой компанией, предоставляются на более длительные сроки и более льготных условиях, что дает экспортеру конкурентные преимущества.19

     Вместе  с тем государственное финансирование внешней торговли регулируется международным законодательством, которое разрабатывается развитыми странами, входящими в крупнейшие международные организации, такие, как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

     В 1978 г. в рамках ОЭСР было разработано  и введено в действие Соглашение по официальным экспортным кредитам (Agreement on Guidelines for Officially Supported Export Credits), которое впоследствии корректировалось и дополнялось (последняя редакция была осуществлена в 1998 г.). Основной целью данного соглашения является обеспечение эффективного функционирования рынка экспортного финансирования (включая финансовый лизинг) со сроком погашения более 2 лет, предполагающего участие государства. Участниками данного соглашения являются большинство стран-членов ОЭСР, а также все члены ЕС.

     Объектами страхования являются вложения в  акции и паи иностранных компаний на территории других, прежде всего  развивающихся, стран; прямые инвестиции, связанные со строительно-монтажными работами, модернизацией и т.п.; имущественные  права, связанные с лицензированием, международным лизингом и др.; ссуды, кредиты и займы.

     В рамках государственных гарантий и  поручительств политический риск обычно определяется следующим образом:

  • возможность возникновения помехи переводу или конвертации суммы задолженности после ее уплаты должником, хотя бы и в местной валюте, при этом помеха должна иметь общую природу и возникнуть в публичном межгосударственном обмене валюты;
  • возможность косвенного вмешательства органов государственной власти в дебиторскую задолженность кредитору в виде действительного для всех акта власти, предусматривающего разрешение для должника отсрочить выплату кредитору либо запрещающего должнику производство выплаты кредитору;
  • возможность возникновения угрозы неплатежеспособности должника в результате войны, боевых действий, забастовками, внутренними беспорядками или природными катастрофами.

     При выдаче государственных гарантий по внешнеэкономической деятельности в них обычно включается покрытие и транспортных рисков на случай войны, т.е. покрытие распространяется и на экспортируемые, и на импортируемые товары. Государство обычно принимает на себя покрытие в рамках фиксированного лимита.20 
 

     
  1. СТРАХОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЭД
 
    1. Страхование грузов

     Современная политическая и криминальная ситуация на мировой арене такова, что страхование  перевозок грузов становится очень  важной частью внешнеторговых операций. Базисным условием страхования внешнеторговых грузов является страхование «с ответственностью за все риски». При этом, международное страхование грузов, как и страхование грузов по России, может предусматривать дополнительный набор страховых рисков. Например, ответственность за убытки, произошедшие в результате военных действий, террористических актов, народных волнений и т.п.

     Объектом  страхования грузов являются любые  виды грузов, перевозимых на территории всего земного шара, а также:

  • тара, предназначенная для перевозок груза (например, контейнеры, цистерны и пр.)
  • страхование средств транспортировки грузов (железнодорожный, водный и воздушный транспорт)

         При определении размера тарифа, от единичной  перевозки до регулярных перевозок, учитываются следующие факторы:

          • вид груза и его упаковка;
          • маршрут перевозки;
          • наличие перегрузок;
          • стоимость груза;
          • заявленные объемы перевозок;
          • выбранная величина франшизы;
  • наличие охраны или сопровождения груза.21

     Тарифные ставки страхования грузов определяются индивидуально и зависят от характера груза, маршрута перевозки, вида транспорта, стоимости груза и т.п. При страховании грузов тарифы могут варьироваться в пределах от 0,06 % до 1 % от страховой суммы (стоимости груза). В страховую сумму могут быть включены расходы, связанные с перевозкой и хранением груза, подтвержденные документально, а также ожидаемая прибыль от реализации, не превышающая 10 % от стоимости груза, в таком случае страховая сумма, составит 110 % стоимости груза.

     Страхование перевозок грузов обычно предусматривает три вида покрытия.

     Наибольшую  защиту дает страхование перевозок  «с ответственностью за все риски». При этом покрываются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, за исключением общепринятых исключений (по ГК РФ, Правилам Института лондонских страховщиков).

     В случаях, когда выбирается страхование  перевозок «с ответственностью за частную аварию», пострадавшей стороне покрываются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по поименованному перечню рисков (исключения те же, что и при страховании с ответственностью за все риски).

     Страхование перевозок «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» предусматривает возмещение убытков только от полной гибели или пропажи груза или отдельных целых мест. Убытки от повреждения груза возмещаются лишь в том случае, если они возникли вследствие крушения (аварии) транспортного средства.

     Тарифные  ставки определяются в процентах  от страховой суммы. В качестве страховой суммы выступает стоимость груза.22

     Рассмотрим  тарифные ставки для страхования  грузов на примере отдельных страховых компаний. 
 
 

Таблица 1 – Тарифные ставки по страхованию грузов

Страховая компания Средние тарифы на страхование грузов (% от страховой суммы)
ИНГВАР 0,06 - 1
ЭРГО  РУСЬ 0,1- 0,4
Аспект 0,1 - 0,6
EAST LINES 0,08 - 0,5
СК  Отечество 0,04 - 0,4
РИНФИН 0,01 - 0,5
СовТрансСистем 0,15 - 0,5
ZORGA 0,15 - 0,45
Алев-Транс 0,03 - 0,9
 

     Анализируя  данные таблицы можно сделать  вывод о том, что минимальный размер тарифной ставки по страхованию грузов в ряде компаний установлен приблизительно на уровне 0,05 %– 0,1 %. Максимальные ставки колеблются в пределах 0,4 % – 1 %. Самая высокая ставка на страхование грузов в компании ИНГВАР, при том что нижний предел ставки один из наименьших значений из рассматриваемых страховых компаний. Столь разные пределы тарифных ставок можно объяснить разными условиями страхования грузов, предлагаемыми данными страховыми компаниями, а также системой скидок, действующей в каждой компании.

Информация о работе Страхование ВЭД