Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить особенности, виды и сущность страхования ВЭД.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть особенности страхования ВЭД,
2) Изучить виды страхования,
Введение
1 Теоретические аспекты страхования внешнеэкономической
деятельности 5
1.1 Сущность и особенности страхования ВЭД 5
1.2 Виды страхования ВЭД 9
1.3 Риски, связанные с ВЭД 16
2 Страхование отдельных видов ВЭД 21
2.1 Международный полис автогражданской ответственности
(«Зеленая карта») 21
2.2 Страхование грузов 25
2.3 Страхование туристов, выезжающих за рубеж 28
3 Перспективы развития страхования ВЭД в России 32
3.1 Прогноз стоимости полиса «Зеленая карта» 32
3.2 Состояние страхования ВЭД в России 38
3.3 Направления развития ВЭД в России 42
Заключение 46
Библиографический список 48
Большое значение при установлении ставок премии имеет вид транспорта, на котором перевозится застрахованный груз. Различают следующие виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный, речной.
В основе тарификации страхования грузов лежат три главных начала:
1) вид транспорта;
2) род груза (товара);
3) протяженность
пути.
Таблица 2 - Тарифы по страхованию грузов с ответственностью «от всех рисков»
Вид груза | Вид транспорта и расстояние, км | |||
Автомоб. до 1500 | Железнодор. до 5000 | Морской до 10000 миль | Авиация до 10000 | |
Прокат, сырье | 0,2-0,45 | 0,2-0,45 | 0,15-0,4 | - |
Лес | 0.3-0,5 | 0,25-0,5 | 0,2-0,5 | - |
Бумага | 0,3-0,6 | 0,25-0,6 | 0,25-0,55 | 0,2-0,5 |
Химия, полимеры | 0,3-0,6 | 0,25-0.55 | 0,2-0,5 | 0,15-0,45 |
Техника, оборудование | 0,35-0,75 | 0,3-0,65 | 0,25-0,6 | 0,2-0,55 |
Мебель | 0,45-0,75 | 0,35-0,7 | 0,3-0,69 | 0,25-0,6 |
НТП | 0,55-0,8 | 0,45-0,75 | 0,4-0,7 | 0,35-0.65 |
Продовольственные товары | 0,55-0,85 | 0,45-0,8 | 0,4-0,75 | 0,35-0,7 |
Оргтехника, оптика | 0.55-0,8 | 0,45-0,8 | 0,4-0,75 | 0,35-0,7 |
Спирт, напитки | 0,6-0,9 | 0,55-0,85 | 0,5-0,8 | 0,45-0,75 |
Опасные грузы | 0.85-2,0 | 0,85-2,0 | 0,85-2,0 | 0,7-1,5 |
При увеличении дальности перевозки вводится поправочный коэффициент на каждую следующую 1000 км для: автомобильного и железнодорожного транспортов – 0,05%; морского транспорта – 0,04%; авиационного транспорта – 0,025%.
В страховании транспортируемых грузов нет установленного премиального тарифа, как в других видах страхования. Премия зависит от объективных и субъективных условий, которые страховщик должен индивидуально учитывать. Следует обратить внимание, что обеспечение безопасности транспортирования грузов обусловливает значительное понижение страховых премий.
Наиболее
типичные грузы (товары) подразделяются
на три группы соответственно большей
или меньшей опасности их перевозки в
зависимости от ценности, прочности и
громоздкости. Следует отметить, что при
подобной классификации в соответствующие
группы сведены довольно разнородные
грузы (товары).
Таблица 3 - Группы опасных грузов (товаров) при страховании
Группа
А – повышен
ный риск |
Драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства, промышленная и бытовая электроника, медицинская техника, пушнина и изделия из меховой промышленности, стекло и прочие изделия него, а также прочие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых высок из-за их высоких потребительских качеств, физических и естественных свойств |
Группа Б – средний риск | Технологическое оборудование, запасные части, общемашиностроительная продукция, сельхозтехника, продукты питания, продукция хозяйственного назначения, обувь, одежда, мебель, парфюмерия, фармацевтическая и химическая продукция, а также другие грузы, риск гибели, повреждения и кражи которых не очень высок |
Группа В – малый риск | Металлопрокат, метизы, древесина, бумага, стройматериалы, трубы, уголь, руда, нефть, а также другие грузы, риск гибели, повреждения или кражи которых незначителен из-за их физических и естественных свойств |
Приведенные
группы риска можно использовать только
для установления базисных или исходных
ставок, к которым следует применять надбавки
и скидки в зависимости от различных причин
и обстоятельств. В частности, для объема
ответственности страховщика имеют существенное
значение те ограничительные формулировки,
которые в соответствии с условиями страхования
включены в полис.
Таблица 4 - Страховые тарифы по видам транспорта и группам риска груза
Объем ответственности | Вид транспорта | Группы риска груза за | ||
А | Б | В | ||
Полная гибель всего или части груза | Автомоб. | 0,5 | 0,35 | 0,3 |
Железнод. | 0,38 | 0,2 | 0,14 | |
Мор., реч. | 0,33 | 0,23 | 0,15 | |
Воздушн. | 0,3 | 0,21 | 0,13 | |
Полная гибель и повреждение всего или части груза | Автомоб. | 0,65 | 0,45 | 0,35 |
Железнод. | 0,43 | 0,28 | 0,2 | |
Мор., реч. | 1,1 | 0,5 | 0,25 | |
Воздушн. | 0,34 | 0,32 | 0,18 | |
За все риски | Автомоб. | 3,2 | 2,4 | 1,6 |
Железнод. | 2,3 | 1,6 | 0,9 | |
Мор., реч. | 1,9 | 1,4 | 0,5 | |
Воздушн. | 1,2 | 0,7 | 0,35 |
Далее
рассмотрим средние тарифные ставки
для страхования грузов в зависимости
от вида транспорта, на котором данный
груз перевозится.
Таблица 5 – Средние тарифные ставки по видам транспорта
Вид транспорта | Ответственность | |
Все риски | Частная авария | |
Воздушный | 0.5-0,9 | 0,4-0,8 |
Морской | 0,6-1.0 | 0,5-0,9 |
Железнодорожный | 0,6-1,0 | 0,5-0,9 |
Автомобильный | 0,7-1,2 | 0,6-1,0 |
Страховые тарифы, ввиду большого разнообразия факторов, которые необходимо учесть, состоят из базовой страховой премии и надбавки, устанавливаемой страховщиком самостоятельно. Базовая страховая премия рассчитывается дифференцирование по видам транспорта и условиям ответственности. Размер надбавки к базовой страховой премии устанавливается страховщиком с учетом степени принимаемого на страхование риска.
В страховании грузов применяются индивидуальные для каждой перевозки ставки премии в зависимости от влияния различных факторов, о которых говорилось выше. Твердые тарифы ставок выработать практически невозможно. Практика знает только отдельные твердые тарифы для одноименных грузов, регулярно перевозимых в идентичных условиях.
Рассмотрим
структуру рынка страхования
грузов РФ в 2011 году.
Рисунок
1 – Рынок страхования грузов
Отечественный рынок страхования грузов находится в стадии становления и обладает достаточно высоким потенциалом развития. На сегодня доля застрахованных грузов составляет не более сорока процентов. Большая часть – экспортные грузы, которые застрахованы в силу действующих правил международной торговли, утвержденных Международной Торговой Палатой. Меньшая часть, составляющая немногим более 10% – это застрахованные грузы, перевозимые в пределах РФ.
Также
следует рассмотреть структуру
условий страхования грузов.
Рисунок
2 – Структура условий
В части грузов, перевозимых по территории РФ, 78% грузов застрахованы на условиях «с ответственностью за все риски». На условиях «с ответственностью за частную аварию» застраховано порядка 18% грузов. Оставшиеся 4% приходятся на условия «без ответственности за повреждения груза, кроме случаев крушения». В этом случае страховщик несет ответственность, если автоперевозчик попадает в ДТП или стихийные бедствия.
Доля застрахованных грузов, перевозимых на внутригородских и областных линиях малотоннажными грузовиками, составляет порядка 25%.
По прогнозам экспертов, к концу 2011 года рынок страхования грузов вырастет на 5-7%, но в большей степени это коснется междугородних грузоперевозок.
Страхование экспортных кредитов - вид страхования, охватывающий кредитные риски при экспорте товаров и услуг. Обычно объем страхового покрытия составляет 80-90% возможных потерь страхователя.
Цель
данного вида страхования — гарантировать
экспортёрам своевременность оплаты
за поставленную продукцию со стороны
иностранного контрагента. Объектом страхования
являются коммерческие кредиты экспортёра
-страхователя - контрагентам и/или авансовые
платежи импортёра.
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
СТРАХОВАНИЯ ВЭД В РОССИИ
3.1 Прогноз стоимости полиса «Зеленая карта»
Спрогнозируем
стоимость полиса «Зеленая карта» на
легковые автомобили для всех стран.
Таблица 9 – Динамика стоимости полиса «Зеленая карта» для легковых автомобилей по кварталам
Дата | Стоимость полиса «Зеленая карта» для всех стран | Абсолютный прирост, руб. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное
значение 1% прироста, руб. | |||
Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | Цепной | Базисный | |||
01.01.09 | 1288 | - | - | - | 100 | - | - | - |
16.03.09 | 1670 | 382 | 382 | 129,66 | 129,66 | 29,66 | 29,66 | 12,88 |
15.07.09 | 1550 | -120 | 262 | 92,81 | 120,34 | -7,19 | 20,34 | 16,70 |
15.10.09 | 1670 | 120 | 382 | 107,74 | 129,69 | 7,74 | 29,69 | 15,50 |
15.01.10 | 1550 | -120 | 262 | 92,81 | 120,34 | -7,19 | 20,34 | 16,70 |
15.04.10 | 1420 | -130 | 132 | 91,61 | 110,25 | -8,39 | 10,25 | 15,50 |
15.07.10 | 1290 | -130 | 2 | 90,85 | 100,15 | -9,15 | 0,15 | 14,20 |
15.10.10 | 1420 | 130 | 132 | 110,08 | 110,25 | 10,08 | 10,25 | 12,90 |
15.01.11 | 1550 | 130 | 262 | 109,15 | 120,34 | 9,15 | 20,34 | 14,20 |
15.04.11 | 1420 | -130 | 132 | 91,61 | 110,25 | -8,39 | 10,25 | 15,50 |
15.07.11 | 1420 | 0 | 132 | 100 | 110,25 | 0 | 10,25 | 14,22 |
15.10.11 | 1550 | 130 | 262 | 110,08 | 120,34 | 10,08 | 20,34 | 14,20 |