Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:45, автореферат
Актуальность темы исследования определяется необходимостью использования страхования в качестве метода управления сельскохозяйственными рисками с целью повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей в условиях высокой неопределенности природно-климатических условий и результатов производства в аграрной отрасли.
В диссертации проведен критический анализ двух законопроектов, определяющих основы сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства. При рассмотрении структуры законопроектов отмечено, что финансовый аспект сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой имеет стержневое значение и заслуживает правового регулирования в рамках отдельной главы, что отсутствует в обоих законопроектах. В диссертации предложена постатейная структура соответствующей главы: условия обеспечения финансовой устойчивости: основы финансирования сельскохозяйственного страхования из федерального бюджета, финансирования сельскохозяйственного страхования из бюджетов субъектов РФ, страховые резервы и гарантийные фонды, перестрахование, государственное финансирование обществ взаимного страхования, профессиональные объединения агростраховщиков.
В обоих законопроектах сформулирован принцип добровольности сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, однако, соответствующее страхование может осуществляться и в обязательной форме, о чем свидетельствует положительный отечественный и зарубежный опыт. Это касается наиболее опасных рисков, например, риска засухи. Абсолютизировать сельскохозяйственное страхование лишь как добровольное не следует, в том числе с финансовой поддержкой государства.
При анализе законопроектов обращаено внимание на принцип равной доступности, который, однако, лишь продекларирован. Ограниченные размеры государственных субсидий автоматически не обеспечивают принцип равной доступности. Поэтому в диссертации аргументируется необходимость разработки правового механизма справедливого распределения государственных субсидий.
В законопроектах определено, что сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется на принципе обязательного членства страховщиков в общероссийском профессиональном объединении. Обязательное членство возможно лишь при организации соответствующего страхования в форме обязательного страхования. Добровольное страхование развивается не только на основе конкуренции среди страховщиков, но и их объединений. Кроме того, деятельность обществ взаимного страхования и их союзов существенно отличается от функционирования коммерческих страховщиков и их объединений.
В заключении приведены основные результаты диссертационного исследования.
Основные результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в следующих публикациях: