Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:45, автореферат
Актуальность темы исследования определяется необходимостью использования страхования в качестве метода управления сельскохозяйственными рисками с целью повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей в условиях высокой неопределенности природно-климатических условий и результатов производства в аграрной отрасли.
Исследование
портфеля договоров
Расчеты показали, что за 2001-2008 гг. доля сельских хозяйств, участвующих в страховании сельскохозяйственных рисков, возросла с 9 до 25%. Имело место на сокращение числа сельских товаропроизводителей более чем 10%, за этот период. Среди причин сокращения числа сельских товаропроизводителей немаловажное значение имеет неэффективная система страхования сельскохозяйственных рисков с финансовой поддержкой государства.
Анализ регионального распределения сельских хозяйств, заключивших договоры страхования с финансовой поддержкой государства, также выявил существенные различия. Например, половина сельских хозяйств, заключивших договоры сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства, приходится на Приволжский Федеральный округ, а на Уральский Федеральный округ лишь 0,6% (табл. 1.). Аналогичная закономерность выявлена на областном уровне.
Проведенное исследование показало, что доля застрахованных посевов возросла с 13,4% в 2003 году до 25,5% в 2008 году. При этом соответствующее увеличение происходило на фоне сокращения посевных площадей, которое составило за анализируемый период 10,1%.
Таблица 1.
Распределение сельских хозяйств, заключивших договора страхования с финансовой поддержкой государства по федеральным округам РФ2 в 2008г.
Федеральные округа | Число хозяйств | |
в ед. | в % к итогу | |
Центральный ФО | 451 | 5,5 |
Северо-Западный ФО | 162 | 2,0 |
Южный ФО | 1234 | 14,9 |
Приволжский ФО | 1903 | 23,0 |
Уральский ФО | 48 | 0,6 |
Сибирский ФО | 4083 | 49,5 |
Дальневосточный ФО | 375 | 4,5 |
Итого | 8256 | 100,0 |
Выявленное в работе несоответствие сформировавшейся структуры посевных площадей по федеральным округам и областям структуре застрахованных площадей позволило сделать вывод об отсутствии экономических механизмов справедливого распределения государственных субсидий по страхованию сельскохозяйственных рисков.
Приведенные в работе параметры страховой премии за 2003-2008гг. свидетельствую о том, что доля государственных субсидий в страховых взносах не была стабильной и колебалась от 36,2% в 2005 году до 66,5 в 2006 году. Среднее значение удельного веса государственных субсидий в страховых взносах за анализируемый период составило 49,6%, что свидетельствует о выполнении государством обязательства по субсидированию 50% страховых взносов сельских товаропроизводителей. Динамичные изменения доли государственных субсидий в страховых взносах обусловлены временными особенностями государственного субсидирования в различные годы.
Анализ процента выплат при страховании сельскохозяйственных посевов показал о его вариации в пределах от 75,1% в 2003 году до 53,6% в 2007 году (рис. 1).
Оценка процента выплат в динамике выявила его понижающий тренд, что свидетельствует о необоснованном росте тарифов страхования сельскохозяйственных рисков с государственной финансовой поддержкой, что иллюстрирует несовершенство и низкую эффективность его организации.
Рис. 10. Процент выплат в сельскохозяйственном страховании
с финансовой поддержкой государства в 2003-2008гг. (в %)
В диссертации выявлен высокий процент сельских хозяйств-страхователей, у которых имели место страховые случаи. В 2008 году доля таких хозяйств составила 64%. Между тем, рассчитанный в работе средний страховой тариф (7,15) должен достаточно тесно коррелировать с долей хозяйств-страхователей, в которых произошли страховые события. Разрыв соответствующих параметров в 57 п.п. свидетельствует о том, что урегулирование убытков в основном не обусловлено страховыми случаями, а подтверждает мнение экспертов о вовлечении сельскохозяйственного страхования с финансовой поддержкой государства в серые финансовые схемы.
В диссертации отмечено, что животноводство существенно отстает от потребностей страны в продукции этой подотрасли сельского хозяйства. Хотя животноводство все более приобретает черты промышленного производства, в целом оно еще находится на низком технологическом уровне развития и отличается высоким уровнем риска. Кроме того, животноводство подвержено эпидемическим рискам, проявление которых для сельских товаропроизводителей имеет катастрофический характер. Поэтому в диссертации сформулирован вывод о целесообразности государственной финансовой поддержки страхования животных.
Третья группа проблем, исследованных в диссертации, состоит в определении направлений развития сельскохозяйственного страхования. Анализ развитых систем сельскохозяйственного страхования стран Северной Америки и Западной Европы выявил общую черту - они основаны на государственных программах сельскохозяйственного страхования и финансовой поддержке государства. В США стабильность аграрного сектора обеспечивается Агентством по управлению сельскохозяйственными рисками и Федеральной корпорацией по страхованию урожая, которые находятся в структуре Министерства сельского хозяйства и обеспечивают реализацию программ производства продукции, страхования на случай снижения урожайности, страхования доходов и страховой защиты от катастрофических рисков. Значительная государственная финансовая поддержка, многовариантные страховые программы, законодательное обеспечение и надлежащий контроль обеспечивают высокий уровень страховой защиты американских фермеров и высокую эффективность аграрного сектора страны.
В
диссертации отмечено, что доходность
аграрного сектора является основным
принципом страховой системы
Канады и является предметом общенационального
внимания. При этом национальные программы
сельскохозяйственного
Глобализация
сельскохозяйственного
Сравнение современной практики сельскохозяйственного страхования в развитых странах с формируемой системой в современной России позволило сделать вывод о прогрессивности западных моделей, которые ориентированы на страхование доходов сельских товаропроизводителей, так как финансовый результат сельского товаропроизводителя обусловлен многими факторами, в том числе рыночными. Поэтому страховое гарантирование предпринимательского дохода является более мощным экономическим рычагом поддержки и развития сельского товаропроизводителя, нежели страхование лишь природно-естественных рисков.
Произведенные в диссертации расчеты показали, что доля убыточных предприятий в сельском хозяйстве в 2003-2007гг. колебалась в пределах от 25,5 до 43,0%, что позволило автору прийти к умозаключению: нестабильность результатов хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей снижает привлекательность предпринимательства в аграрном секторе. Выражением этого является сокращение числа сельскохозяйственных предприятий при уменьшении посевных площадей.
Как
перспективное направление
Среди направлений развития страхования сельскохозяйственных рисков в современной России в диссертации обращено внимание на применение технологий взаимного страхования, которые имели широкое распространение в дореволюционный период и организовывались как в форме обязательного, так и добровольного страхования.
Анализ
финансового механизма
Исследование
зарубежного опыта взаимного
страхования
В
работе выявлено несоответствие между
продекларированным положением в Концепции
сельскохозяйственного
В диссертации выявлен факт, свидетельствующий, что в Германии государственное субсидирование страхования сельскохозяйственных рисков не распространяется на коммерческое страхование, что обеспечивает максимальную эффективность использования как бюджетных средств, так и средств сельских товаропроизводителей.
В диссертации осуществлен расчет использования субсидий государства при страховании сельскохозяйственных рисков на основе технологий взаимного страхования: соответствующее страхование позволило бы обеспечить страховой защитой с учетом выделяемых субсидий свыше 30% посевных площадей (в настоящее время застраховано 25,5% посевных площадей), а для обеспечения соответствующего прироста застрахованных площадей через коммерческое страхование потребовались бы дополнительные субсидии государства в размере около 1 млрд. руб.
Анализ нормативно-правовых актов сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой показал, что в нашей стране отсутствует отлаженная правовая база соответствующего страхования, которая в основном обеспечивается ежегодно издающимся Приказом Министерства сельского хозяйства РФ. В результате условия государственной финансовой поддержки страхования сельскохозяйственных рисков ежегодно меняются, что отрицательно сказывается на развитии соответствующего страхования и не способствует устойчивому развитию аграрного сектора экономики.