Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 09:00, курсовая работа
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена новизной, сложностью и противоречивостью процессов, происходящих в нашей стране в сфере страхования транспорта. Особенно это ощутимо после принятия Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Объектами такого страхования могут быть как сами транспортные средства (страхование «каско»), так и перевозимые грузы (страхование «карго»), фрахт, а также ответственность перевозчика перед третьими лицами.
Целью курсовой работы является изучение страхования наземного транспорта, андеррайтинга и портфельного мониторинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие страхования средств наземного транспорта;
- ознакомится с понятием страховая сумма, премией и возмещения;
- рассмотреть понятие, цель и функции андеррайтинга;
- рассмотреть виды и методологию андеррайтингу;
- изучить процедуры андеррантинга;
- понятие портфельного мониторинга.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы.
Введение 3
1 Теоретические аспекты страхования средств наземного транспорта 5
1.1 Понятие страхования наземного транспорта: объект, страховые риски 5
1.2 Страховая сумма, премия и возмещение в страховании наземного транспорта 9
2 Теоретические основы андеррайтинга 14
2.1 Понятие, цель и функции андеррайтинга 14
2.2 Виды и методология андеррайтинга 16
2.3 Процедура андеррайтинга 20
3 Понятие портфельного мониторинга 24
Заключение 30
Список литературы 32
б)
специфический страховой
в)
комбинированный страховой
Классификация типов и видов необходима при формировании страхового портфеля, при этом андеррайтер должен умело сочетать удельный вес вида страхования с риском и доходностью, от которого зависят тип и вид страхового портфеля:
а) агрессивный тип с высокой степенью риска и доходности, но с низкой финансовой устойчивостью – это вид специализированного портфеля, которому присущи специфические, индивидуальные риски;
б)
консервативный тип с низкой степенью
риска, с устойчивым низким доходом,
с высокой финансовой устойчивостью
– это вид классического
в) диверсификационный (смешанный) тип со средней степенью риска и умеренным доходом, средней финансовой устойчивостью – это комбинированный вид страхового портфеля, включающий индивидуальные и универсальные риски [19, с.95].
Исходя из вышесказанного, андеррайтер формирует страховой портфель по видам рисков:
1. Страховой портфель индивидуальных (специфических) рисков, является рискованным видом, так как содержит высокие риски, имеет высокий доход, но низкую финансовую устойчивость.
2. Страховой портфель универсальных (классических) рисков относится к нерискованным видам, так как содержит низкие риски, имеет низкий доход, но является финансово устойчивым типом.
3.
Страховой портфель
Страховой портфель по соотношению принятых на страхование рисков и страхового покрытия бывает сбалансированным и несбалансированным.
Сбалансированный страховой портфель – это классический и комбинированный вид страхового портфеля с умеренным типом риска, диверсифицируемый, имеющий в активе среднесрочные и долгосрочные договора страхования. Это, как правило, эффективный страховой портфель с высокой финансовой устойчивостью, но с низкой доходностью и низкой ликвидностью.
Несбалансированный страховой портфель – это неэффективный страховой портфель агрессивного типа и с высоким риском, недиверсифицируемый вид специфического портфеля с краткосрочными договорами, имеющий высокую степень ликвидности, высокий доход, но низкую финансовую устойчивость. Главная цель формирования несбалансированного портфеля агрессивного риска – получить высокий доход. Эта цель достигается, во-первых, за счёт перестрахования; во-вторых, за счёт других финансовых инструментов – тарифной политики, инвестиционной деятельности, хеджирования.
Для
обеспечения сбалансированности различных
видов страховых портфелей
Оптимизация страхового портфеля может происходить по многим направлениям, начиная от выбора страховых рисков – например, только стихийные бедствия, а по другим рискам можно применять франшизу, предусматривающую освобождение страховщика от возмещения ущерба, не превышающего определённого размера.
Выбор модели управления страховым портфелем (активной или пассивной) в зависимости от преобладания той или другой формы страхования обеспечивает финансовую устойчивость страховой организации. Под управлением портфеля понимается применение к совокупности различных видов страховых услуг определённых методов и технологических возможностей, которые позволяют:
- сохранить первоначальный уставный капитал;
- достигнуть максимального уровня дохода;
- обеспечить сбалансированность страхового портфеля;
- обеспечить минимизацию риска.
Для
этого необходимо пересматривать портфель
не реже одного раза в три-пять лет.
Помимо этого нужна текущая
Первым, одним из наиболее дорогостоящих, трудоёмких элементов управления является мониторинг, представляющий собой детальный непрерывный анализ рынка страхования и тенденций его развития; сегментации страхового рынка; финансово-экономических показателей страховых компаний; ёмкости страхового рынка и степени его освоения.
Мониторинг – это основа активного и пассивного способов управления. Активная модель управления предполагает тщательное отслеживание и немедленное приобретение финансовых инструментов, отвечающих целям страхового портфеля и изменение состава страховых услуг, входящих в данный тип страхового портфеля.
Отечественный
рынок страхования
В условиях инфляции, а также нестабильной конъюнктуры страхового рынка существование портфеля, содержащего краткосрочные договора страхования, – это пассивное управление, которое представляется малоэффективным. Во-первых, пассивное управление возможно лишь в отношении консервативного страхового портфеля, состоящего из традиционного набора страховых услуг. На отечественном рынке в настоящее время их остается всё меньше и меньше. Во-вторых, страховой портфель должен иметь пакет долгосрочных договоров страхования жизни для того, чтобы портфель существовал в неизменном состоянии длительное время. Это, в свою очередь, даёт возможность реализовать основное преимущество пассивного управления – низкий уровень накладных расходов.
Динамизм российского рынка страхования не позволяет портфелю иметь низкий оборот, так как велика вероятность потери не только дохода, но и стоимости. Сигналом к изменению сформированного страхового портфеля служат не рыночные изменения, как в случае активного управления, а падение доходности портфеля ниже минимального. Таким образом, доходность является тем индикатором, который заставляет пересмотреть портфель.
Выбор тактики управления зависит и от типа портфеля. Вряд ли можно ожидать значительного выигрыша, если к агрессивному портфелю применить тактику «пассивного управления». Не будут оправданы затраты на активное управление, ориентированные, например, на портфель с низкими регулярными доходами. Определение тактики управления зависит от способностей андеррайтера выбирать риски и также прогнозировать состояние рынка страхования. Если андеррайтер плохо выбирает риски или не учитывает время, то ему следует создать диверсифицированный портфель и держать риск на желаемом уровне. Если андеррайтер уверен, что он может прогнозировать состояние рынка страхования, то ему необходимо менять состав портфеля в зависимости от рыночных перемен и выбранного им вида управления. Например, пассивный метод управления возможен по страховому портфелю, содержащему договора обязательного страхования. Расчёт доходности и колебания рыночных тарифов на страховые услуги в этом случае представляются малопривлекательными.
Активное управление предполагает высокие затраты на формирование специфического страхового портфеля. Андеррайтер проводит формирование портфеля, руководствуясь знанием рынка страхования, выбранной стратегией и прогнозированием. Целью андеррайтера при формировании портфеля является достижение оптимального сочетания между доходом и риском. Методом снижения риска потерь служит диверсификация страхового портфеля, которая заключена в структуре страхового портфеля, его сбалансированности. Одним из условий, обеспечивающих сбалансированность, является финансовая структура страхового портфеля, позволяющая эффективно управлять денежными потоками (объёмом платежей и выплат, доходами от инвестиционной деятельности, резервного фонда), не допуская возмущений, приводящих к критическим состояниям. Эта структура должна гибко реагировать на все изменения финансового положения как внутренние, так и внешние; своевременно исправлять и вносить коррективы в портфель страхования.
На страхование наземного транспорта принимаются автомототранспортные средства, подлежащие регистрации или зарегистрированные в компетентных государственных органах:
- автомобили легковые, грузовые и грузопассажирские, автобусы, микроавтобусы, в том числе с прицепами (полуприцепами);
- мотоциклы, мотороллеры;
- сельскохозяйственная техника (тракторы, мотоблоки), строительные машины, механизмы на самоходном ходу, аэросани.
При заключении конкретного договора страхования страховщик применяет рассчитанные им по каждому страховому риску базовые страховые тарифы, определяющие страховую премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска (страховая премия получается путем умножения страхового тарифа на страховую сумму).
Конкретный размер страхового тарифа определяется договором страхования по соглашению сторон.
Андеррайтинг — процесс анализа рисков, принятие рисков на страхование (перестрахование) или отклонение, включающий их оценку, классификацию на страховые или не страховые, определение сроков, условий и размеров покрытия; расчет размеров премии.
Как
правило, создаваемая в страховых
компаниях система
Как показывает отечественная страховая практика высокая андеррайтинговая компетенция наиболее ценится и является залогом укрепления конкурентных преимуществ пока только в перестраховочной сфере, в большинстве же страховых компаний к андеррайтерам, как и их коллегам по цеху актуариям, методологам в кризисное время относятся как непроизводительным, не приносящим пользы затратам. Ситуация может изменится к лучшему, когда из кризиса выйдут победителями страховые компании сохранившие и использовавшие и преумножившие свой андеррайтинговый потенциал, который в конечном итоге позитивно отразился и на финансовом результате и капитале собственника страховщика.