Страхование как социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:04, доклад

Описание работы

Эволюция взглядов общества на социальную политику. Исторические этапы
развития социальной политики и подходов к ее становлению Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы с присущими ей механизмами поддержания интеграции общества, институтами, способами властного общения людей. В конечном счете, именно эта эволюция предопределила превращение совокупности накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собственными предметом и средствами познания. Сегодня она занимает почетное место в системе обществознания.

Работа содержит 1 файл

страхование как соц политика.docx

— 54.83 Кб (Скачать)

    Совокупность  приемов исследования политики чрезвычайно  усложнилась. Так, ученые, использовавшие структурно-функциональный метод, рассматривали  политику как скоординированное  взаимодействие элементов, составляющих ее сложную структуру и обусловливающих  выполнение ею определенных функций  в рамках общественного целого. Признавалось, что на характер ролей, позиций, стилей поведения политических субъектов  существенное воздействие оказывает  назначение каждого из элементов. Изменения  и развитие политических явлений  интерпретировались как результат  усложнения структурно-функциональных элементов, расщепления старых и  возникновение новых, более адаптированных к вновь возникшим условиям. Системный  метод ориентировал исследователей на рассмотрение политики в качестве определенной саморегулирующейся социальной целостности, постоянно взаимодействующей  с внешней средой. Ее точки контакта с внешней средой, так называемые подсистемы «входа» и «выхода», фиксировали  качественные особенности поведения  граждан при выражении ими  требований к власти, а также при  выполнении ее решений. Политико-культурные методы заложили в основание исследований политики субъективные ориентации элитарных  и массовых субъектов на политические объекты, которые в соответствии с ними видоизменяли формы своего поведения, характер деятельности политических институтов и другие параметры функционирования власти. 

    Благодаря кибернетическим методам политика анализировалась через призму информационных потоков, построенных на принципе обратной связи, и сети целенаправленных коммуникативных  действий и механизмов, обеспечивающих отношения управляющих и управляемых  на всех уровнях взаимоотношений  внутри общества и с внешней средой. Методы коммуникативного подхода требовали  раскрывать свойства политики через  изучение складывающихся в политическом пространстве способов общения людей, формирующихся между ними смыслозначимых контактов и т.д. 

    Наряду  с указанными методами, способами  изучения политики важное значение имеют  также социологические (объясняющие  политические действия людей с точки  зрения различных параметров их общественного  положения – социальных ролей, статуса  и т.п.), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека), институциональные  (квалифицирующие организационные  структуры как основные звенья политики) и некоторые другие методы. 

      

    Особенности современного  

    этапа исследования политики 

    Современный период еще более усложнил сочетания  и комбинации использования всех этих методов анализа политики, введя  новые единицы их измерения, способы  обобщения сведений. Но в целом  все же можно выделить две главные  тенденции в развитии современных  методов изучения политики. Что касается первой из них, то необходимо иметь  в виду следующее. 

    Во-первых, в видоизмененном виде продолжают действовать  основные тенденции и подходы  к исследованию политических явлений, сложившиеся в предшествующий период. В частности, в русле обновления теоретических образов политики продолжилось развитие «техницистского», утилитаристского направления в виде методологии Public Choice (общественного выбора), и прежде всего в виде теории «рационального выбора». Утверждая постоянство ориентации человека в политической сфере на сугубо рациональные соображения, ее сторонники свели всю политику к взаимодействию материальных интересов людей, осознанно преследующих свои эгоистические цели и постоянно стремящихся к выгоде. По сути дела такое откровенное пренебрежение духовными ценностями, личными привязанностями, традициями и убеждениями человека претендовало на совершение не менее крупной революции, чем бихевиоризм. Однако интерпретация политики как совокупности исключительно разумных (рациональных) и эгоистических форм человеческого поведения не способствовала получению существенно новых результатов об этой сфере человеческой жизни. Правда, отдельные ученые пытаются более гибко использовать данную методологию, рассматривая, к примеру, рациональность применительно к анализу массового сознания как минимально значимую величину, зато применительно к поведению элитарных кругов – как фактор, способный принести достоверные результаты. 

    Наряду  с совершенствованием различных  подходов в русле утилитаристской  тенденции идет и чисто техническое  совершенствование способов познания мира политики; в частности разрабатываются: методики многомерного статистического  анализа, способы имитационно-математического  моделирования, стохастические методы, пат-исследования (изучающие альтернативы деятельности в рамках статического равновесия), векторный анализ, методика социальной экологии, динамические и стохастические модели политики, техники искусственного интеллекта, когнитивной психологии, составляются политические экспертные системы и базы данных и др. 

      Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" 

 

 

2.Социальное страхование как вид государственной социальной

    политики 

    Социальное  страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

    Социальное  страхование является также «формой  социальной защиты экономически активного  населения от различных рисков, связанных  с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права  система материального обеспечения  работников в старости в случае временной  или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.

     Обоснованная  система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения  социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества. Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам  формирования и использования страховых  фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Специфика внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое  использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более  эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.

Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь и имеют строгое целевой  назначение.

Особенности социального страхования.

Социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальное  страхование образует систему создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию  последствий изменения материального  и социального положение работающих, граждан. А в случаях, предусмотренных  законодательством, других категорий  граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или  профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления  старости, необходимости получения  медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством  социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального  страхования относятся:

-  устойчивость  обязательного социального страхования,  поддерживаемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых  взносов;

-  всеобщий  обязательный характер социального  страхования, доступность для  застрахованных лиц реализации  страховых гарантий;

-  государственная  гарантия соблюдения прав застрахованных  лиц на защиту от социальных  страховых, рисков и исполнение  обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо  от финансового положения страховщика;

-  государственное  регулирование системы обязательного  социального страхования;

-  паритетность  участия представителей субъекта  обязательного социального страхования  в органах управления системы  обязательного социального страхования;

-  обязательность  уплаты страхователями страховых  взносов в бюджеты фондов конкретных  видов обязательного социального  страхования;

-  ответственность  за целевое использование средств  обязательного социального страхования;

-  обеспечение  надзора и общественного контроля;

-  автономность  финансовой системы обязательного  социального страхования.

Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.  Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев.

Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых  возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых  рисков:

-  необходимость  получения медицинской помощи;

-  временная  нетрудоспособность;

-  трудовое  увечье и профессиональное заболевание:

-  материнство;

-  инвалидность;

-  наступление  старости;

-  потеряю  кормильца;

-  признание  безработным;

-  смерть  застрахованного лица или нетрудоспособность  членов его семьи, находящихся  на его иждивении.

Отношения по социальному страхованию возникают:

-  у  страхователя-работодателя — по  всем ведам обязательного социального  страхования с момента заключения  с работником трудового договора; у других страхователей с момента  их регистрации страховщиком;

Информация о работе Страхование как социальная политика