Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:04, доклад
Эволюция взглядов общества на социальную политику. Исторические этапы
развития социальной политики и подходов к ее становлению Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы с присущими ей механизмами поддержания интеграции общества, институтами, способами властного общения людей. В конечном счете, именно эта эволюция предопределила превращение совокупности накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собственными предметом и средствами познания. Сегодня она занимает почетное место в системе обществознания.
Возникновение __________концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие
идей кейнсианства. Понятие «государства всеобщего благосостояния». Теория
гражданства (У. Робсон) и ее оппоненты.
Модели социальной политики.
Подходы к классификации моделей социальной политики. Патерналистская модель
социальной политики и ее принципы. Я. Корнаи, О. Шкаратан – подходы к определению
патернализма и этатизма.
Модель «государства всеобщего благосостояния». Эспинг-Андерсен: типы моделей
государства всеобщего благосостояния (нео-либеральный, социально-демократический,
корпоративный). Параметры типологизации.
Социальное страхование – основа формирования государства всеобщего
благосостояния.
Система и механизмы
системы социального страхования, идейные истоки: Мирабо, Смит, Лейбниц, Гоббс,
Бриссо, Кондорсэ. Клавьер «Проспект относительно введения пожизненного страхования»
(1788). П. де Шамюссе «План дома ассоциации». Начало ХХ века – полемика вокруг
проекта об обязательном пенсионном страховании. Политические основания внедрения
системы социального страхования. Кризис парадигмы социального страхования и его
причины. Новая постановка социального вопроса.
Тема 4. Реформы социальной политики: опыт и последствия.
Структура общества и социальные реформы.
Предпосылки реформ социальной политики. Ограничения реформирования
социальной политики в государствах различных типов. Объективный и субъективный
факторы в проведении реформ социальной политики. Подготовленность населения к
изменению социальной политики. Оценка последствий реформ социальной политики.
Создание социального рыночного хозяйства в Германии во второй половине ХХ в.
Истоки концепции
социального рыночного
предпринимательства и социальная роль государства в трудах классиков английской
политической экономии. Возникновение и развитие либерализма в общественной мысли
Германии. В. Зомбарт и М. Вебер: анализ социокультурных особенностей рыночной
экономики. Либерализм австрийской школы: Людвиг ф. Мизес и Фридрих А. Хайек.
Обновление либерализма в 1930 – 1940-е гг. Общественно-политический
неолиберализм В. Рёпке. Неолиберализм в рыночной политике А. Рюстова. Социальный
неолиберализм А. Мюллер-Армака. Ордолиберализм В. Ойкена и Ф. Бёма. Формирование
в Западной Германии
социального государства с
хозяйства. Политико-экономические предпосылки реализации концепции.
Концептуальные
основы социального рыночного
рыночного хозяйства. Социальные основы рыночной экономики.
Кризис социального
рыночного хозяйства в
концепции социального рыночного хозяйства 1960 – 1970-е гг. Увеличение
государственного финансирования социального обеспечения. Х. Ламперт и модернизация
идей социального рыночного хозяйства в 1980 – 1990-е гг.
Основные направления социальной политики Германии (статистические данные):
социальная помощь, здравоохранение, образование, налогообложение на покрытие
социальных расходов и пр.
Развитие шведской модели государства всеобщего благосостояния.
Основные принципы шведской модели государства благосостояния.
Общенациональная политика социального благосостояния – социальная политика для
всех. Социальная политика – как цель экономической деятельности государства.
Рестриктивный (ограничительный) характер социальной политики Швеции.
Прогрессивная налоговая система. Доминирование идеи равенства и солидарности в
осуществлении социальной политики. Приоритетность роли государства в
финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета.
Основные направления социальной политики Швеции: социальная помощь,
здравоохранение, образование, налогообложение на покрытие социальных расходов и пр.
Кризис государства всеобщего благосостояния и новый вызовы социальных
реформ.
Эволюция государства всеобщего благосостояния. Причины кризиса и его этапы.
Параметры пересмотра
концепции государства
идеологический и философский. Переход от пассивного государства всеобщего
благосостояния к активному.
Тема 5. Социальная политика в переходной экономике.
Социальная политика в периоды трансформаций.
Переход от капитализма к социализму: реализация силовой модели социальной
политики и ее цели (ликвидация частной собственности на социальную инфраструктуру,
социальная составляющая наказаний за социальный статус и имущественное положение).
Переход от социализма к капитализму: реализация модели социальной политики
преимущественно экономическими методами и ее цели (внедрение соответствующих
рыночным механизмам
финансово-экономических и
социальной
политики, страховых принципов
создание сети негосударственных социальных объектов и т.п.).
Планирование в социальной политике.
Определение планирования как процесса целеполагания, обеспеченного
материально-техническими, финансовыми и иными ресурсами, а также политическими и
социальными условиями. Планирование социальной политики: общее и особенное в
рыночной экономике. Роль прогноза в планировании социальной политики.
Cтратегии реализации социальной политики в переходной экономике.
Особенности переходного периода, учитываемые при выработке социальной
политики: текущие и постоянные. Распределение целей социальной политики по
временным горизонтам. Краткосрочные цели: трансформация социальной структуры
общества при сохранении социальной стабильности за счет неотложных мер социальной
защиты. Долгосрочные цели: устойчивый рост благосостояния большинства домохозяйств
при создании эффективных систем социальной поддержки нуждающихся.
Подготовленность властных структур к реформированию социальной политики.
Изменение социальной политики и новые функции властных структур.
Объективная необходимость перераспределения существующих функций.
Законодательное обеспечение социальных реформ: трудности и возможности их
преодоления.
Тема 6. Социальные последствия экономических решений.
Социальная экспертиза.
Понятие экспертизы как процесса исследования экспертом (физическим, либо
юридическим лицом) вопросов, требующих специальных знаний, и последующее
предоставление мотивированных заключений, которые целесообразно учитывать при
принятии управленческих решений по данным вопросам. Виды экспертизы по целевому
назначению. Социальная экспертиза и ее основная задача – проверка предлагаемых
управленческих решений экономического характера с точки зрения их влияния на
параметры, которые определяют уровень жизни населения и динамику социальной
напряженности. Показатели, анализируемые при проведении социальной экспертизы
(административная статистика, результаты социологических опросов).
Этапы, технологии и организация социальной экспертизы. Первый этап социальной
экспертизы – группировка предлагаемых к принятию проектов законодательных и
нормативных документов по масштабам их возможных социальных последствий. Второй
этап – определение изменений конкретных социальных показателей (в том числе доходов
населения, показателей,
характеризующих возможность
товарам и услугам, удовлетворяющим его социальные потребности, ситуации на рынке
труда). Третий этап – корректировка результатов социальной экспертизы на региональную
составляющую
в целях определения
последствий предлагаемых к принятию решений (законопроектов и нормативных
документов). Четвертый этап социальной экспертизы – оценка экспертами социальной
(общественной)
приемлемости или
(законопроектов и нормативных документов), разработка предложений по преодолению__
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Россия -
социальное государство.
Мы имеем гораздо
более высокий
уровень социальных
гарантий, чем страны
с сопоставимым уровнем
производительности
труда и доходами
на душу населения. В
последние годы расходы
бюджетной системы
на социальную сферу
составляют более
половины в общих
бюджетных расходах.
Только за последние
четыре года они выросли
в абсолютном выражении
в 1,5 раза - а в доле
ВВП с 21% до 27%. Ни одна
из социальных гарантий
не была поколеблена
в условиях кризиса 2008 - 2009
годов. Более того,
даже в этот период
росла зарплата работников
бюджетного сектора,
увеличивались пенсии
и другие социальные
выплаты. Но наши граждане
отнюдь не удовлетворены
существующим положением,
и их неудовлетворенность
справедлива.
Социальная политика
имеет несколько
целей, несколько
измерений. Это
поддержка слабых,
тех, кто по
объективным причинам
не может зарабатывать
себе на жизнь.
Это обеспечение
работы социальных
лифтов, «равного
старта» и продвижения
каждого человека
на основе его
способностей и
таланта. Эффективность
социальной политики
измеряется мнением
людей - справедливо
ли устроено общество,
в котором мы
живем.
Я не буду говорить
об успехах - они
есть. И в демографической
политике, где удалось
добиться серьезного
сдвига к лучшему,
и в пенсионном
обеспечении, и
в ограничении
бедности. Есть реальные
достижения в образовании,
в охране здоровья,
в культуре.
Но сегодня нам
надо говорить
о проблемах, которые
не удалось решить,
и о задачах,
которые должны
стать повесткой
следующего этапа
развития России.
Первое. Многие граждане
не могут реализовать
свои профессиональные
знания, найти такую
работу, которая позволяла
бы иметь достойную
зарплату и развиваться,
строить карьеру.
Плохо, с большими
перебоями работают
социальные лифты,
начиная от системы
образования. Эта
проблема значительно
обострилась в
последние годы, когда
большинство молодых
работников, входящих
на рынок труда,
окончило вузы.