Страхование как социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:04, доклад

Описание работы

Эволюция взглядов общества на социальную политику. Исторические этапы
развития социальной политики и подходов к ее становлению Решающее воздействие на эволюцию научного знания оказало развитие политики как самостоятельной социальной сферы с присущими ей механизмами поддержания интеграции общества, институтами, способами властного общения людей. В конечном счете, именно эта эволюция предопределила превращение совокупности накопленных о политике знаний в самостоятельную академическую дисциплину с собственными предметом и средствами познания. Сегодня она занимает почетное место в системе обществознания.

Работа содержит 1 файл

страхование как соц политика.docx

— 54.83 Кб (Скачать)

Возникновение __________концепции «государства всеобщего благосостояния» как развитие

идей кейнсианства. Понятие «государства всеобщего  благосостояния». Теория

гражданства (У. Робсон) и ее оппоненты.

Модели  социальной политики.

Подходы к классификации  моделей социальной политики. Патерналистская  модель

социальной  политики и ее принципы. Я. Корнаи, О. Шкаратан – подходы к определению

патернализма  и этатизма.

Модель «государства всеобщего благосостояния». Эспинг-Андерсен: типы моделей

государства всеобщего  благосостояния (нео-либеральный, социально-демократический,

корпоративный). Параметры типологизации.

Социальное  страхование – основа формирования государства всеобщего

благосостояния. Система и механизмы социального  страхования. История становления

системы социального  страхования, идейные истоки: Мирабо, Смит, Лейбниц, Гоббс,

Бриссо, Кондорсэ. Клавьер «Проспект относительно введения пожизненного страхования»

(1788). П. де  Шамюссе «План дома ассоциации». Начало ХХ века – полемика вокруг

проекта об обязательном пенсионном страховании. Политические основания внедрения

системы социального  страхования. Кризис парадигмы социального  страхования и его

причины. Новая  постановка социального вопроса.

Тема 4. Реформы социальной политики: опыт и  последствия.

Структура общества и социальные реформы.

Предпосылки реформ социальной политики. Ограничения реформирования

социальной  политики в государствах различных  типов. Объективный и субъективный

факторы в проведении реформ социальной политики. Подготовленность населения к

изменению социальной политики. Оценка последствий реформ социальной политики.

Создание  социального рыночного  хозяйства в Германии во второй половине ХХ в.

Истоки концепции  социального рыночного хозяйства. Свобода

предпринимательства и социальная роль государства в  трудах классиков английской

политической  экономии. Возникновение и развитие либерализма в общественной мысли

Германии. В. Зомбарт и М. Вебер: анализ социокультурных особенностей рыночной

экономики. Либерализм австрийской школы: Людвиг ф. Мизес и Фридрих А. Хайек.

Обновление  либерализма в 1930 – 1940-е гг. Общественно-политический

неолиберализм В. Рёпке. Неолиберализм в рыночной политике А. Рюстова. Социальный

неолиберализм А. Мюллер-Армака. Ордолиберализм В. Ойкена и Ф. Бёма. Формирование

в Западной Германии социального государства с помощью  социального рыночного

хозяйства. Политико-экономические  предпосылки реализации концепции.

Концептуальные  основы социального рыночного хозяйства  Л. Эрхарда. Цели социального

рыночного хозяйства. Социальные основы рыночной экономики.

Кризис социального  рыночного хозяйства в современной  Германии. Эволюция

концепции социального  рыночного хозяйства 1960 – 1970-е гг. Увеличение

государственного  финансирования социального обеспечения. Х. Ламперт и модернизация

идей социального  рыночного хозяйства в 1980 – 1990-е  гг.

Основные направления  социальной политики Германии (статистические данные):

социальная  помощь, здравоохранение, образование, налогообложение на покрытие

социальных  расходов и пр.

Развитие  шведской модели государства  всеобщего благосостояния.

Основные принципы шведской модели государства благосостояния.

Общенациональная  политика социального благосостояния – социальная политика для

всех. Социальная политика – как цель экономической  деятельности государства.

Рестриктивный (ограничительный) характер социальной политики Швеции.

Прогрессивная налоговая система. Доминирование  идеи равенства и солидарности в

осуществлении социальной политики. Приоритетность роли государства в

финансировании социальных расходов за счет общих налоговых доходов бюджета.

Основные направления  социальной политики Швеции: социальная помощь,

здравоохранение, образование, налогообложение на покрытие социальных расходов и пр.

Кризис  государства всеобщего  благосостояния и  новый вызовы социальных

реформ.

Эволюция государства  всеобщего благосостояния. Причины  кризиса и его этапы.

Параметры пересмотра концепции государства всеобщего  благосостояния: финансовый,

идеологический  и философский. Переход от пассивного государства всеобщего

благосостояния  к активному.

Тема 5. Социальная политика в переходной экономике.

Социальная  политика в периоды  трансформаций.

Переход от капитализма  к социализму: реализация силовой  модели социальной

политики и  ее цели (ликвидация частной собственности  на социальную инфраструктуру,

социальная  составляющая наказаний за социальный статус и имущественное положение).

Переход от социализма к капитализму: реализация модели социальной политики

преимущественно экономическими методами и ее цели (внедрение соответствующих

рыночным механизмам финансово-экономических и организационных  институтов

социальной  политики, страховых принципов финансирования социальных программ,

создание сети негосударственных социальных объектов и т.п.).

Планирование  в социальной политике.

Определение планирования как процесса целеполагания, обеспеченного

материально-техническими, финансовыми и иными ресурсами, а также политическими и

социальными условиями. Планирование социальной политики: общее  и особенное в

рыночной экономике. Роль прогноза в планировании социальной политики.

Cтратегии реализации социальной политики в переходной экономике.

Особенности переходного  периода, учитываемые при выработке  социальной

политики: текущие  и постоянные. Распределение целей  социальной политики по

временным горизонтам. Краткосрочные цели: трансформация социальной структуры

общества при  сохранении социальной стабильности за счет неотложных мер социальной

защиты. Долгосрочные цели: устойчивый рост благосостояния большинства домохозяйств

при создании эффективных  систем социальной поддержки нуждающихся.

Подготовленность  властных структур к  реформированию социальной политики.

Изменение социальной политики и новые функции властных структур.

Объективная необходимость  перераспределения существующих функций.

Законодательное обеспечение социальных реформ: трудности  и возможности их

преодоления.

Тема 6. Социальные последствия экономических решений.

Социальная  экспертиза.

Понятие экспертизы как процесса исследования экспертом (физическим, либо

юридическим лицом) вопросов, требующих специальных  знаний, и последующее

предоставление  мотивированных заключений, которые  целесообразно учитывать при

принятии управленческих решений по данным вопросам. Виды экспертизы по целевому

назначению. Социальная экспертиза и ее основная задача –  проверка предлагаемых

управленческих  решений экономического характера  с точки зрения их влияния на

параметры, которые  определяют уровень жизни населения  и динамику социальной

напряженности. Показатели, анализируемые при проведении социальной экспертизы

(административная  статистика, результаты социологических  опросов).

Этапы, технологии и организация социальной экспертизы. Первый этап социальной

экспертизы  – группировка предлагаемых к  принятию проектов законодательных  и

нормативных документов по масштабам их возможных социальных последствий. Второй

этап – определение  изменений конкретных социальных показателей (в том числе доходов

населения, показателей, характеризующих возможность доступа  населения к различным

товарам и услугам, удовлетворяющим его социальные потребности, ситуации на рынке

труда). Третий этап – корректировка результатов  социальной экспертизы на региональную

составляющую  в целях определения межрегиональной  дифференциации возможных

последствий предлагаемых к принятию решений (законопроектов и нормативных

документов). Четвертый  этап социальной экспертизы – оценка экспертами социальной

(общественной) приемлемости или неприемлемости  проектов конкретных решений

(законопроектов  и нормативных документов), разработка  предложений по преодолению__

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.

Россия - социальное государство. Мы имеем гораздо  более высокий  уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем  производительности труда и доходами на душу населения. В  последние годы расходы  бюджетной системы  на социальную сферу  составляют более  половины в общих  бюджетных расходах. Только за последние  четыре года они выросли  в абсолютном выражении  в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена  в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. Но наши граждане отнюдь не удовлетворены  существующим положением, и их неудовлетворенность  справедлива. 

  Социальная политика  имеет несколько  целей, несколько  измерений. Это  поддержка слабых, тех, кто по  объективным причинам  не может зарабатывать  себе на жизнь.  Это обеспечение  работы социальных  лифтов, «равного  старта» и продвижения  каждого человека  на основе его  способностей и  таланта. Эффективность  социальной политики  измеряется мнением  людей - справедливо  ли устроено общество, в котором мы  живем. 

  Я не буду говорить  об успехах - они  есть. И в демографической  политике, где удалось  добиться серьезного  сдвига к лучшему,  и в пенсионном  обеспечении, и  в ограничении  бедности. Есть реальные  достижения в образовании,  в охране здоровья, в культуре. 

  Но сегодня нам  надо говорить  о проблемах, которые  не удалось решить, и о задачах,  которые должны  стать повесткой  следующего этапа  развития России. 

  Первое. Многие граждане  не могут реализовать  свои профессиональные  знания, найти такую  работу, которая позволяла  бы иметь достойную  зарплату и развиваться,  строить карьеру.  Плохо, с большими  перебоями работают  социальные лифты,  начиная от системы  образования. Эта  проблема значительно  обострилась в  последние годы, когда  большинство молодых  работников, входящих  на рынок труда,  окончило вузы. 

Информация о работе Страхование как социальная политика