Страхование автотранспорта

Автор: Марина Рас.....ко, 05 Декабря 2010 в 19:41, реферат

Описание работы

В большинстве стран лица, не обладающие полисом страхования автоответственности, не имеют права управлять автотранспортными средствами.

Страховое покрытие должно распространяться на ответственность страхователя в случае смерти или увечья, причиненного третьим лицам, и повреждения их собственности.

Страхование сейчас является одной из важнейший сфер экономики и наименее изученной из всех. Несмотря на то, что в России страхование находится лишь на этапе своего развития, возникло оно достаточно давно. И с тех пор развивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение разнообразных потребностей человека через систему страховой защиты от случайных опасностей.

Содержание

Введение 3
1. История развития автострахования в России 4
2. Понятие автострахования, его функции и формы 7
3. Правовые основы страхования транспортных средств 20
4. Особенности страхования транспортных средств в России 24
Заключение 32
Использованная литература 34

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

 Водительский  стаж. Чем менее опытен водитель, тем дороже обойдется страховка. Риск попадания в дорожно-транспортное происшествие у водителя, только что  получившего водительское удостоверение, значительно выше, чем у водителя со стажем более трех лет.

 Год выпуска ТС. Соответственно, чем  старше автомобиль, тем выше стоимость  страховки. При достижении определенного  возраста ТС могут и не застраховать.

 Стоимость ТС. При оформлении полиса для новых ТС стоимость полиса зависит от цены, указанной в договоре купли-продажи. При покупке ТС с пробегом для расчета стоимости полиса берется средняя рыночная стоимость для данной модели, рассчитанная по специальным каталогам. Разумеется, для страховщика логичным будет указать нижнюю ценовую планку.

 Марка и модель ТС. Существует два варианта КАСКО: частичное (от ущерба) и полное (все остальные страховые случаи, в том числе угон). При оформлении частичного КАСКО его стоимость  напрямую зависит от средней цены восстановительного ремонта для данной модели. Стоимость частичного КАСКО стабильно растет для японских и европейских моделей. Однако среди европейских моделей все же есть исключения для ТС немецкого и французского происхождения: на них стоимость полиса неизменна долгое время. На новые корейские модели, пожалуй, лишь за исключением Daewoo Nexia, стоимость частичного КАСКО стабильно растет. При оформлении полного КАСКО его стоимость очень сильно зависит от статистики угона конкретных моделей автомобилей. Так, например, наиболее часто угоняют «японцев» Nissan Primera, Honda Accord и Toyota Avensis.

 Автомобили, приобретаемые в кредит. Следует  отметить, что стоимость страхового полиса может существенно отличаться для кредитных автомобилей и  для машин, покупаемых за наличный расчет как в большую, так и в меньшую сторону.

 Противоугонная  система ТС. Оснащение ТС противоугонной системой желательно проводить только после согласования с выбранным  страховщиком. Страховщик может потребовать  установки на ТС противоугонной системы определенной модели, а для дорогих марок автомобилей - спутниковой поисковой системы слежения. При отсутствии конкретных требований зачастую стоимость страховки выше.

 Смена страховщика. Многие страховые компании дают скидку на оформление полиса в 5% за переход к ним из другой страховой компании.

 Выбор сервисного центра. ТС в обязательном порядке обслуживаются либо в  сервисных центрах официального дилера, либо в центрах, заключивших  договор со страховщиком. При выборе иных сервисов полис обойдется дороже на 20%.

 Вид страховой суммы. Существуют выплаты, уменьшаемые с наступлением каждого  страхового случая (агрегатные), и выплаты, остающиеся постоянными (неагрегатные). Стоимость полиса по второй схеме  страхования может превышать  первую на 25%.

 Другие  факторы. К ним, например, относятся: применение франшизы, варианты ночной парковки, варианты выплаты премии страховщику, другие. Существенную скидку на страховой полис можно получить, если в договоре со страховой компанией  указано, что в ночное время автомобиль находится на охраняемой стоянке или в гараже. Но в таком случае существует определенный риск не получить страховое возмещение при угоне автомобиля, например, от магазина.

 Существует  два вида добровольного автострахования: «Каско»; ДСАГО(ГО)- полис ДСАГО приобретают для увеличения страховой суммы сверх предусмотренной ОСАГО.

 На  долю «каско» приходится более 95% сборов (примерно $1,25 млрд. из $1,3 млрд. в 2008 г.).

 Рынок добровольного автострахования  стремительно развивается - за последние 3 года он более чем удвоился. Если в 2006 г. сборы составили $590 млн., то в 2008 г. они достигли $1,3 млрд. Таким образом, в среднем рынок добровольного автострахования рос на 45-50% в год.

 Однако  по сравнению с другими европейскими странами, Россия находится на гораздо более ранней стадии развития добровольного автострахования. Несмотря на рост доли застрахованных автомобилей в 2006-2008 гг. с 2-4% (0,95 млн. шт.) до 5-7% (1,75 млн. шт.), охват добровольного автострахования в России в 10-15 раз ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

 Автострахование является основным источником роста  страховых сборов и увеличения доли рынка для российских страховых  компаний. Таким образом, страховщики, нацеленные на рост капитализации, вынуждены  делать ставку на добровольное автострахование.

 В портфелях  наиболее динамично развивающихся  в последние 4-5 лет игроков страхового рынка России доля «каско» и ДСАГО  может составлять до 30-40%. Стремление ускорить рост компании привело к  «войне тарифов» в 2002-2008 гг.

 Однако на сегодняшний день автострахование по-прежнему является одним из наиболее убыточных видов страхования в России. В зависимости от региона и ценовой категории автомобиля, убыточность варьируется от 55% до 90%, что обеспечивает отрицательный технический результат в размере 5-15% от сборов.

 Самая высокая по России убыточность (порядка 75-90%) наблюдается в Москве. Это  связано с большой концентрацией  автомобилей (300 автомобилей на 1 тыс. человек против 100-200 автомобилей  в регионах) и, как следствие, высокой аварийностью: на 1 тыс. автомобилей в год приходится 100-130 ДТП, что превышает региональные показатели в 2-5 раз.

 Рентабельность  добровольного автострахования  существенно отличается в различных сегментах автопарка. В России финансовая привлекательность автомашины для страховщика растет при росте ее стоимости. Так, сегмент автомашин стоимостью свыше $30 тыс. является прибыльным для большинства крупных страховых компаний. Технический результат по данному сегменту может составлять до 5-7% от сборов. По мнению экспертов, автомобили дешевле $10 тыс. зачастую являются нерентабельными для страховщика.

 Исходя  из вышесказанного, ведущие страховые  компании стремятся занять устойчивое положение именно в дорогих сегментах  автопарка. Однако «премиальная» клиентура  предъявляет повышенные требования к уровню сервиса (в том числе, ко времени, необходимому для общения со страховщиком и урегулирования убытков), брэнду и внешним атрибутам страховой компании. Большинство игроков в настоящее время не способны поддержать требуемое клиентами конкурентное предложение и могут укрепиться в «премиальном» сегменте только за счет снижения тарифов до уровня, когда различия между сегментами нивелируются.

 Таблица 1 - Крупнейших страховщиков ОСАГО по объему собранной страховой премии РФ за 2009 год.

Краткое наименование Премии по ОСАГО, 2009г., тыс. руб. Доля на рынке, % Премии по ОСАГО, 2008г., тыс. руб. Доля на рынке, % Темп роста, %  
РФ 85 736 320,00 100,00 80 193 667,00 100,00 106,91  
РОСГОССТРАХ 25 270 984,00 29,48 20 787 365,00 25,92 132,89  
ИНГОССТРАХ 5 884 977,00 6,86 5 067 388,00 6,32 116,13  
РОСНО 2 993 432,00 3,49 3 168 593,00 3,95 94,47  
УРАЛСИБ 2 735 065,00 3,19 2 458 126,00 3,07 111,27  
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ  КОМПАНИЯ 2 672 188,00 3,12 2 456 994,00 3,06 108,76  
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 2 303 510,00 2,69 1 790 895,00 2,23 128,62  
ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ (бывш. НАСТА-ЦЕНТР) 1 912 167,00 2,23 2 018 456,00 2,52 94,73  
СОГЛАСИЕ 1 477 309,00 1,72 1 253 902,00 1,56 117,82  
МАКС 1 427 087,00 1,66 1 347 046,00 1,68 105,94  
ЮГОРИЯ 1 250 970,00 1,46 1 077 394,00 1,34 116,11  
ГРУППА  РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 1 139 398,00 1,33 1 168 812,00 1,46 97,48  
ИННОГАРАНТ 1 085 967,00 1,27 283 015,00 0,35 383,71  
РОССИЯ 936 119,00 1,09 1 155 988,00 1,44 80,98  
ГУТА-СТРАХОВАНИЕ 922 505,00 1,08 687 093,00 0,86 134,26  
СОГАЗ 920 609,00 1,07 932 837,00 1,16 98,69  
АСКО 492 433,00 0,57 372 592,00 0,46 132,16  
ЮЖУРАЛ-АСКО 394 582,00 0,46 299 480,00 0,37 131,76  

 Четверка  лидеров включает в себя две бывшие государственные монополии, изначально занимавшие доминирующее положение на рынке, и две компании-преследователя, образованные в последние 10-15 лет.

 «Росгосстрах» является прямым наследником Госстраха  РСФСР - государственного монополиста  в сфере страхования. За более  чем 70 лет работы в страховой отрасли  «Росгосстрах» накопил огромный опыт практически во всех видах страхования и сформировал армию из более чем 60 тыс. страховых агентов, представленных во всех регионах России. Крупнейшая в России региональная сеть и наибольшая среди всех российских страховщиков узнаваемость брэнда обеспечивают ему устойчивое преимущество в наиболее массовых видах страхования, в первую очередь ОСАГО.

   «Ингосстрах» был выделен из  состава Госстраха еще в 1947 г. для страхования операций, связанных  с внешнеэкономической деятельностью.  Таким образом, компания получила уникальный опыт сотрудничества с за-падными страховщиками, который после приватизации в начале 1990-х гг. помог «Ингосстраху» быстро стать одним из крупнейших игроков формирующегося российского рынка страхования. «Ингосстрах» проводит

 активную  экспансию на зарубежных рынках страхования. Так, в созданную в 2004 г. на основе «Ингосстраха» Группу „ИНГО“ уже  входят 8 компаний в странах СНГ  и дальнего зарубежья. На российском рынке компания является безусловным  лидером в имущественных видах страхования и страховании юридических лиц в целом.

 История «РЕСО-Гарантия» рассчитывает 14 лет. На протяжении всего срока существования  «РЕСО-Гарантия» являлась одним  из лидеров российского рынка  реального страхования. Последние 2-3 года компания демонстрирует наивысшие среди всех крупных российских страховщиков темпы роста страховых премий, что позволило ей выйти на третье место по реальным страховым сборам после «китов» российского рынка - «Росгосстраха» и «Ингосстраха».

 Компания  «РОСНО» была создана в 1992 г. в первую очередь для развития медицинского страхования. Стратегический фокус на медицинском страховании позволил сделать компанию лидером на рынках ДМС и ОМС. Одновременно компания входит в число ведущих игроков на рынках имущественного страхования и автострахования. В 2001 г. крупнейшая немецкая страховая компания Allianz приобрела 45% акций «РОСНО».

 «АльфаСтрахование»  была образована в результате объединения  страховщиков «АльфаГарантия» и  «ВЕСтА» в 2001 г. Однако за прошедшие  года компания смогла прочно войти в число крупнейших игроков реального рынка. Компании удалось сформировать одну из сильнейших на рынке команд топ-менеджеров, которой удается без значительных маркетинговых затрат на равных конкурировать со страховщиками, осуществляющими массированные расходы на рекламу. «АльфаСтрахование» играет только на открытом рынке вследствие принципиальной позиции «Альфа-Групп», работающей с различными рыночными страховщиками на равных основаниях. В перспективе преимуществом компании могут стать возможные синергии с «Альфа-Банком». Однако обратной стороной этого преимущества является существующая сегодня высокая зависимость восприятия компании клиентами от имиджа «Альфа-Банка».

 Выплаты по договорам ОСАГО в 2009г. составили 23,6млрд. руб., что на 4,61% превысило значение показателя за 2008г. 90,18% совокупного объема выплат (21,29 млрд. руб.) пришлось на крупнейшие страховые компании по объему страховых выплат (для сравнения в 2008г. на долю крупнейших страховщиков приходилось 86,22% общего объема выплат по договорам ОСАГО или 19,46 млрд. руб.). Прирост объемов выплат по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями в 2009г. по отношению к 2008г. составил 9,41%.

 Среди крупнейших страховщиков наибольшие темпы  роста объемов выплат в 2009г. относительно 2008г. были отмечены у «ИННОГАРАНТ» (более чем в 4,9 раз), «РСТК» (в 2 раза) и «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» (в 1,75 раза), «РУССКИЙ МИР» (в 1,64 раза). Снизили объемы выплат по договорам ОСАГО в отчетном периоде «СКПО-УРАЛСИБ» (на 45,28% относительно 2008г.), «МЕГАРУСС-Д» (на 32,43%), «ЮЖУРАЛ-АСКО» (на 26,93%).

 Российский  рынок обязательного страхования  автогражданской ответственности (ОСАГО), выросший в первом квартале 2010 года на 13,5% по сравнению с аналогичным  показателем прошлого года - до 18,8 миллиарда рублей, в последующие кварталы текущего года покажет более скромную динамику, и по итогам года его рост составит 5%, максимум - 10%, считают страховщики.

 Согласно  статистике Росстрахнадзора, в 2009 году рынок ОСАГО упал за январь-март на 3,1%. В дальнейшем страховщикам удалось изменить этот тренд, и на конец первого полугодия 2009 года премии в сравнении с аналогичным показателем предыдущего года выросли на 1,7%, по итогам трех кварталов - на 5,4%, а по итогам года - на 6,6%.

 Таким образом, темпы прироста, которые продемонстрировал рынок ОСАГО в первом квартале текущего года, стали одними из самых высоких за последние 21 месяц. Почти такой же рост (13,3%) был зафиксирован Росстрахнадзором последний раз еще до кризиса - по итогам шести месяцев 2008 года.

 Вследствие  относительно короткой (10-15 лет) истории  российского рынка автострахования  и, соответственно, скромного размера  накопленной статистической информации, страховщики пока только начинают искать такие ниши, во многом используя  интуитивный подход.

 В 2009 г. автострахование обеспечило около 65% всех страховых сборов на открытом рынке - порядка $2,9 млрд. из $4,5 млрд. Для  сравнения, в странах Центральной  и Восточной Европы доля автострахования  в общих страховых сборах не превышает 45-50%, Западной Европы и США - 10-20%.

 Последние 3-4 года автострахование обеспечивает порядка 80% всего прироста страховых  премий в России. Из общего прироста реальных страховых сборов по сравнению  с 2009 г. - $2,8 млрд. - на долю автострахования  пришлось порядка $2,3 млрд.

Информация о работе Страхование автотранспорта