Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:21, реферат
В России отмечается низкая степень защищенности страхователей по основным страховым рискам. Об этом свидетельствует степень развития страхового рынка, то есть отношение совокупной страховой премии к ВВП страны, которая колеблется на уровне 3,0 %. В развитых странах этот показатель не ниже 8 %. Вследствие незащищенности по основным группам рисков страхователей имеют место существенные бюджетные затраты по ликвидации последствий стихийных бедствий, оказанию социальной поддержки гражданам.
Введение 3
Глава 1. Страхование их особенности, виды, функции, сегменты, объекты 6
1.1. Виды страхования 12
1.2. Формы страхования 14
Глава 2. Сравнение страхования с зарубежными странами 17
2.1. Анализ. Выявление проблем и предложение своих путей решений 17
Заключение 35
Список использованной литературы: 40
В рамках группы требований, направленных на защиту интересов потребителей услуг страховых посредников, можно выделить следующие:
— получение средств от страхователя;
— «снятие» посредником своего вознаграждения со страховых взносов, уплачиваемых страхователем страховщику;
— получение комиссионного вознаграждения от страховщика.
В отношении требований
к обеспеченности страховых посредников
капиталом следует обратить внимание
на то, что в настоящее время, например,
в Великобритании страховой посредник,
принимающий деньги клиентов, должен
поддерживать капитал на уровне не
менее 5% от своего годового брокерского
дохода (но не менее 10 тысяч фунтов),
а не принимающий – на уровне
2,5%. Думается, что эта норма вполне
может быть использована в качестве
ориентира для формирования цивилизованного
механизма регулирования
При этом следует учитывать, что страхование в РФ в настоящее время развито почти в 10 раз хуже, чем в Великобритании и в 6,7 раза хуже, чем в среднем в странах ЕС.
В целом, можно отметить,
что проектные наработки МАСН
в отношении страхового посредничества,
которые в настоящее время
проходят обсуждение с участием международных
профессиональных объединений страховых
посредников, создают реальную основу
для формирования цивилизованной системы
регулирования страховой
Судебная практика в части рассмотрения страховых споров между страховщиками и потреблениями страховых услуг в настоящее время не является привычным способом защиты прав страхования. Данный механизм не получил массового распространения в силу ряда причин, основными средствами которых являются нехватка или отсутствие у судей знаний в области страхового дела и страхового права. Нередки случаи, когда при принятии решения судом в пользу страхователя, страховой организацией возникает вопрос о беспристрастности судьи, что приводит к многочисленным жалобам и повторным рассмотрения страхового спора и появлению в обществе предупреждения по отношению к страховым компаниям и работникам судебной системы. Негативное влияние на использование судебных разбирательств, в качестве эффективного способа защиты прав страхователей, также оказывают общие проблемы судебной системы - длительность судебных процессов, высокая загруженность судов, нехватка времени для всестороннего анализа обстоятельств возникшей спорной ситуации. Одновременно с этим использование судебного механизма в качестве способа защиты прав страхователей приводит к исчезновению страховых отношений между страховщиком и страхователем, появлению негативного отношения к страховым организациям, понижению уровня доверия населения к страхованию, сокращению спроса на страховые услуги, а также уменьшению значимости страхования как отросли, обеспечивающей устойчивое развитие экономики государства.15
Таким образом, сложился ряд предпосылок,
свидетельствующих о
отсутствие механизма по принятию мер, направленных на защиту интересов страхователей, застрахованных при неисполнении страховой компании в полном объеме своих обязательств.
В сложившейся ситуации необходимо создать институт уполномоченного по правам страхователей, или омбудсмена, широко использующийся в таких странах, как Великобритания, Германия, Швеция, США, Казахстан. Создание такого института возможно в нескольких вариантах на базе союзов или ассоциаций страховщиков, на базе судебных органов, а также при федеральном органе исполнительной власти
Институт страхового омбудсмена не должен выполнять судебные функции и должен иметь право начинать рассмотрение обращения не только на основании заявления от страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного, но и по собственной инициативе.
Страховой омбудсмен должен оказывать услуги по разрешению жалоб потребителей страховых услуг на субъектов страхового рынка (страхование организации, страховые брокеры, страховые агенты и так далее). Данный институт должен работать лишь с потребителями страховых услуг, в качестве которых выступают физические лица.
Деятельность института страхового омбудсмена должна основываться на принципах независимого и конфиденциального разрешения споров в целях улучшения национального страхового рынка, а также на принципах: доступности, независимости, справедливости, ответственности, профессионализма, эффективности и оперативности.
Очевидно, что при создании механизма организации работы страхового омбудсмена необходимо четко регламентировать его деятельность: законодательно закрепить сроки осуществления этапов его работы.16
Решение страхового омбудсмена является неокончательным для гражданина (страхователя, выгодоприобретателя, застрахованного), и он может после рассмотрения своей жалобы омбудсменом обратиться в суд или иной уполномоченный орган исполнительной власти.
Таким образом, появление
страхового омбудсмена на страховом
рынке приведет к усовершенствованию
работы страховых механизмов, позволяющих
повысить уровень развития экономики
государства в целом и в
качественно развить
Создание института страхового омбудсмена позволит решить споры в досудебном порядке без потери страхователя; снизит количество обращений в суды; существенно повысит скорость урегулирования страховых споров; сократит количество жалоб, предоставляемых в регулирующий орган исполнительной власти; создаст единые подходы к урегулированию убытков; повысит качество выносимых судебных решений при помощи дополнительной экспертной проработки законодательных норм практики их применения.
Еще одним важнейшим фактором защиты прав страхователей, выгодоприобретателей, застрахованных является информационная открытость и прозрачность страхового рынка. Проблема повышения информационной прозрачности экономики Российской Федерации в целом и ее определенных отраслей, в частности страхования, существует достаточно давно. Следует отметить, что свободный доступ к информации, ее стратегию развития, инвестиционную политику, необходим не только для страхователей, а также для акционеров, контролирующих работу менеджмента компании; потенциальных кредиторов и инвесторов. Данная проблема привлекает внимание как крупнейших страховых организаций на страховом рынке, так и органы государственной власти.17
Регулярное раскрытие
информации страховыми компаниями будет
способствовать эффективному развитию
страхового рынка и экономики
государства в целом. В современных
условиях под воздействием процессов
глобализации и интеграции финансовых
рынков, динамических изменений внутри
финансовых систем происходят соответствующие
изменения экономике в целом
и ли какой-либо части финансового
рынка, например страховой, оказывают
влияние на осуществление деловых
операций внутри страхового рынка и
его финансовую стабильность. Для
того чтобы оценивать воздействие
тех или иных изменение на финансовом
рынке в целом, в частности, на
страховом рынке на экономику
государства, необходимо обладать исчерпывающей
информацией, характеризующей финансовый
рынок в целом и отдельные
его сегменты. Осуществление рыночного
анализа того или иного рынка
на основе открытой и достоверной
информации позволит увидеть существующие
на нем риски, слабые места, текущие
тенденции и определить мероприятия,
необходимые для его
Страхование – это стратегический сектор экономики.
Именно страхование повышает
инвестиционный потенциал и дает
возможность увеличить
Страхование в зарубежных странах представляет собой часть международного страхового рынка. Вместе с тем оно является важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8–12% валового национального продукта. Аккумулируемые через страхование денежные средства служит источником крупных инвестиций. Финансовые потоки страховых компаний в значительной мере ориентированы на обслуживание государственного внутреннего долга. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний.
Страховой рынок как
часть финансово-кредитной
За 9 месяцев 2010 г. страховые организации России собрали 776, 95 млрд. руб. (что на 6,9% больше, чем за аналогичный период 2009 года), выплатили 556,11 млрд. руб. (+3,9% соответственно). Общие сборы страховой премии растут, однако 38% страховщиков продолжают недобирать страховые премии по сравнению с предыдущими периодами. Рост почти на 7% характеризует «среднее» состояние, а реально компании все разные. Отдельные страховые организации показывают по некоторым видам страхования (страхованию ответственности, перестрахованию и даже по страхованию жизни) рост от 150-200% до более 1000%. Понятно, что эти компании попадают в зону пристального внимания ФССН. Нигде в западных странах подобные факты невозможны.
Совокупный уставный капитал
страховщиков за 9 месяцев 2010 года вырос
по сравнению с прошлым годом
и составил 152,5 млрд. руб., то есть почти
достиг докризисного уровня (в конце
3 квартала 2008 года он составлял 153,5 млрд.
руб.) При этом 468 (более 70%) страховых
организаций не соответствуют новым
нормативным требованиям к
40% предписаний, выданных
ФССН страховым компаниям в
области финансовой
Таким образом, центральной проблемой в настоящее время является состояние активов страховых организаций. По данным на 30 июня 2010 года, совокупные активы страховых организаций России имели следующую структуру:
При этом одной из характерных черт последнего времени является заметное увеличение доли акций (в том числе их доля достигает 23% от активов, принимаемых в покрытие собственных средств сверх маржи). Суммарная дебиторская задолженность составляла 70,2 миллиарда рублей.
У мелких компаний проблемы с активами традиционны – это фиктивные векселя, другие ценные бумаги сомнительных эмитентов и т.п. Но и у крупных компаний тоже есть проблемы с активами, просто они другие – превышение концентрации на одном банке, увеличение доли акций и пр. Даже с учетом того, что формально доли не превышают установленных нормативов, сами объемы акций, купленных крупной компанией, могут быть довольно значительны, и, как правило, это акции аффинированных компаний, дающие излишнюю внутреннюю зависимость.
В ближайшем будущем
начнут действовать новые нормативные
документы по банкротству. Уже подготовлен
ко второму чтению в Государственной
Думе проект изменений в Закон
«Об организации страхового дела
в РФ». Кроме того, сейчас согласовываются
с Минфином изменения в 149-й и 100-й
приказы, которые, надеюсь, с 1 июля 2011 года
вступят в силу. Все это в
совокупности уменьшит возможности
страховщиков уходить от крайних
мер надзора и манипулировать
собственным капиталом и
Информация о работе Сравнение страхования с зарубежными странами