Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения.

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования РФ. Предметом исследования являются отношение между государством и гражданами по выплате пособий из Фонда социального страхования. Целью работы является изучение деятельности Фонда социального страхования РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать социальное страхование как форму организации социальной защиты населения.
2. Проанализировать доходы и расходы фонда социального страхования.
3. Рассмотреть совершенствование деятельности Фонда социального страхования РФ в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

     Средства  ФСС используются на:

     1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещения стоимости гарантированного  перечня ритуальных услуг;

     2. оплату дополнительных выходных  дней по уходу за ребенком-инвалидом  или инвалидом с детства до  достижения им совершеннолетия;  оплату путевок для работников и их детей в санитарно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах – участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное диетическое питание;

     3. частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;

     4. частичную оплату путевок в  детские загородные оздоровительные  лагеря, находящиеся на территории  Российской Федерации, для детей  работающих граждан;

     5. осуществление других мероприятий  в соответствии с задачами  ФСС.

     Средства  социального страхования не могут  зачисляться на личные счета застрахованных.

      Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санитарно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

      Страховые взносы в ФСС уплачиваются в соответствии с тарифом, установленным федеральным  законом на соответствующий финансовый год. Работодатели регистрируются в  качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях ФСС.

      Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда в денежном и натуральном  выражении по всем основаниям, кроме  тех видов заработной платы и  других выплат, на которые по действующим  нормативным актам страховые взносы не начисляются.

      Региональные  отделения ФСС образуются в субъектах  РФ. Они решают следующие задачи:

- регистрируют  страхователей и выдают удостоверения  о регистрации, организуют банки  данных по всем категориям  страхователей; осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе;

- устанавливают  для страхователей нормативы  расходов, необходимые обеспечения  государственных гарантий по  социальному страхованию работников;

- производят  расчеты со страхователями, другими органами ФСС и прочими организациями и др.

      Контроль  за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых  взносов и других платежей ФСС осуществляет совместно с Министерством РФ по налогам и сборам, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях – ФСС с участием профессиональных союзов.

      Средства  государственного социального страхования  относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются при  формировании финансовых результатов. Они поступают на единый текущий счет ФСС.

      В обязанности ФСС входит обеспечение  сбора взносов, перечисляемых работодателями на государственное социальное страхование, на единый текущий счет ФСС и его  исполнительных органов.

        В 1998г. осуществлен переход  с территориально-отраслевого на территориальный принцип управления средствами государственного социального страхования.

      От  уплаты страховых взносов в ФСС  освобождаются общественные организации  инвалидов, находящиеся в собственности  этих организаций и предприятий, предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей. Страховые взносы начисляются на оплату труда (по всем основаниям) работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству, за исключением выплат, на которые в соответствии с законодательством страховые взносы не начисляются.

      Страхователи  уплачивают следующие страховые  взносы и платежи: расходы, не принятые к зачету в счет страховых взносов, суммы по возмещению пособий, выплаченных  по трудовым увечьям и профессиональным заболеваниям, пени, штрафы, сокрытые суммы оплаты труда, частичная оплата путевок. Указанные взносы и платежи производятся один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц. Граждане, использующие труд наемных работников как работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре.

      Современное состояние социальной сферы и  комплекс мер по ее реформированию требуют совершенствования системы  социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем:

     1) от субсидирования санаторно-курортных  мероприятий; перевода страховых  случаев, включая выплату пособий  по временной нетрудоспособности  и вновь назначаемых пособий по трудовой инвалидности, в рамки индивидуального обязательного страхования жизни;

     2) снижения размеров выплат по  временной нетрудоспособности в  рамках обязательного социального  страхования. Эти меры позволят  снизить ставку обязательных  взносов на социальное страхование, производимых организациями.

     В настоящее время создается рынок  обязательного социального страхования  на альтернативной основе с расширением  сети страховых организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и  социальных услуг населению. Помимо гарантированной социальной помощи будут предоставляться дополнительные социальные услуги. 

     2. Анализ доходов  и расходов фонда  социального страхования   за 2005-2007гг. и перспективы  деятельности на 2008год  и на плановый  период до 2010года.

     2.1 Анализ доходных  и расходных частей  бюджетов Фонда  социального страхования  РФ за 2005-2077гг. 

     Оценка  эффективности и социальной приемлемости системы социального страхования  и проводимых в этой сфере реформ может, в частности, строиться на анализе динамики доходной и расходной части бюджета.

     Бюджет  Фонда – форма образования и расходования фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенного для реализации прав граждан на обязательное социальное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях.

     Бюджет  Фонда составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

     Составными  частями бюджета Фонда являются: доходы бюджета Фонда по региональным отделениям и центральному аппарату Фонда, внутриведомственная роспись  расходов Фонда по региональным отделениям и центральному аппарату Фонда, а  также источники внутреннего  финансирования дефицита бюджета.

     Бюджет  фонда социального страхования  на 2005 год утвержден по доходам  в сумме 188014700,4 тысяч рублей и  по расходам в сумме 193298642,6 тысяч  рублей с превышением доходов  над расходами в сумме 5283942,4 тысячи рублей.

     Бюджет ФСС на 2005год по доходам устанавливался в сумме 188014700,4 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 152541273,2 тыс. рублей и по расходам в сумме 193298642,6 тыс. рублей, из них на обязательное социальное страхование 158181016,8 тыс. рублей.

     Доходы  Фонда, которые формируются в  основном за счет налоговых поступлений, составили 117,2% к уровню предыдущего  года.

     Несмотря  на снижение ставки Единого социального  налога –основного для формирования бюджета Фонда, высокий уровень  собираемости налога (99,2%), а также рост числа страхователей обеспечили объем доходов Фонда, позволивший полностью выполнить все функции, связанные с обеспечением граждан пособиями и другими выплатами, гарантированными государством.

     Фондом  выплачено в 2005 году 31миллион пособий по временной нетрудоспособности.

     При этом среднедневной размер пособия  по временной нетрудоспособности по всем категориям страхователей увеличился на 13%, а по страхователям уплачивающим ЕСН, - на 17%.

     Таблица 1 – Динамика расходов на выплату  пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию за 2002-2007гг.

     В 2005 году в структуре расходов по обязательному социальному страхованию наибольшую долю (72,0%) составляют пособия по обязательному социальному страхованию, из них: пособия  по временной нетрудоспособности – 50,0%; по материнству и детству – 22,0%.

     Фактические расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности составили 65567343,1 тыс. рублей, или на 24632777,4 тыс. рублей меньше утвержденных Законом  о бюджете Фонда (72,7%) при этом количество оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности сложилось на 58,45 млн. рублей меньше расчетных плановых показателей.

     В 2006 голу «Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию» предусматривались в сумме 82026000,0 тыс. рублей. Фактические расходы составили 79805129,8 тыс. рублей, или 97,3% (по сравнению с 2005г. возросли на 21,7%).

     Количество  оплачиваемых за счет средств социального  страхования дней по временной нетрудоспособности сложилось на 2,5млн. рублей меньше расчетных плановых показателей, а среднедневной размер пособия – на 5,4 рубля меньше запланированного.

     В связи с повышением в 2006году размера  пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц с 12480срублей до 15000 рублей, расходы на их выплаты по сравнению с 2005 годом увеличились на 14237786,7 тыс. рублей 17,8%.

     В 2007 году был установлен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 16125рублей.

     Таблица 2 – Динамика расходов на выплату  пособий по материнству и детству  за 2002-2007гг.

     Более 770тыс. женщин получили пособия по беременности и родам в 2005 году, 1,345млн. женщин – пособия при рождении ребенка. Более 1,0 млн. женщин воспользовались ежемесячными пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Выплаты пособий шли своевременно и без задержек. В 2005 году размеры единовременного пособия при рождении ребенка увеличились с 4,5 тыс. до 6,0 тыс. рублей, в 2006 году эта сумма повышена до 8,0 тыс. рублей, а пособие по уходу за малышом до 1,5 лет – с 500 до 700 рублей в месяц.

     Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачены в  сумме 5669812,7 тыс. рублей (91,8%). Число выплаченных пособий составило 10929800,0 или меньше плановых показателей на 390952 случая выплат. В результате уменьшения количества выплат пособий не использовано средств на сумму 567187,3 тыс. рублей.

     В 2005 году оплачено 1345,0 тыс. пособий при рождении ребенка на общую сумму 8478878,0 тыс. рублей (91,8%). Фондом ассигнования на финансирование расходов по оплате пособий при рождении ребенка были утверждены из расчета на 12176 случаев рождения детей меньше чем в 2004 году, фактически рождаемость уменьшилась к прогнозным данным на 761122,0 тыс. рублей меньше утвержденных ассигнований.

     В2006 году «Пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» предусматривались в сумме 8624000,0 тыс. рублей. Фактические расходы составили 7642302,4 тыс. рублей, или 88,6% (на 1972489,7 тыс. рублей больше, чем в 2005 году). Выплачено 10814671 пособие (по плану – 11215190), их среднедневной размер составил 706,66 рубля (план с учетом районных коэффициентов – 768,96 рубля). В результате уменьшения количества выплат пособий по сравнению с планом на 390952 случая, не использовано средств, предназначенных на эти цели, в сумме 981697,6 тыс. рублей.

     «Пособия  при рождении ребенка» предусматривались  в размере 11440000,0 тыс. рублей. Фактически оплачено 1345424 пособия на общую сумму 11376302,2 тыс. рублей, или 99,4% ( на 2897424,2 тыс. рублей больше, чем в 2005 году, или на 25,5%). В 2007 году оплачено пособий при рождении ребенка на 44819 случаев больше прогнозных данных, что свидетельствует об увеличении рождаемости В Российской Федерации.

Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения.