Социальное страхование и его роль в реализациях социальных гарантий

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи.
Задачи этой работы:
рассмотрение сущности понятия социального страхования, его
функции в обществе;
изучение воплощения теоретических знаний на практике – ФСС, его особенности и роль;
выявление отличия и сходства между различными формами социального страхования.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты социального страхования
1.1. Сущность социального страхования
1.2. Особенности социального страхования
1.3. Формы социального страхования
2. Роль социального страхования в реализации государственных гарантий
2.1. Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики.
2.2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ
2.3. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
2.4. Минимальный потребительский бюджет как один из инструментов государственной социальной политики.
3. Выводы и рекомендации по совершенствованию системы финансирования фондов социального страхования
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

800р Социальное страхование и его роль в реализации социальных гарантий.docx

— 83.32 Кб (Скачать)

 

     Не  умоляя значения реальной социальной политики, следует признать, что  подобный подход не позволяет выстраивать  государственные институты управления, приоритетно нацеленные на профилактику, упреждение кризисных ситуаций, социальных рисков, свершение которых приводит к необходимости масштабной социальной помощи, поддержки и защиты. В  этой связи для России и отдельных  её регионов должно стать актуальным стратегическое планирование — процесс  выбора целей и решений, необходимых  для их достижения в отдаленном пространственно-временном  измерении. В этом процессе ведущую  роль приобретают социальные программы  долгосрочного действия.

     Для стратегического планирования существенное значение имеет четкость трактовок  понятий «социальная программа» и «социальная проблема».

     Социальная  программа — это содержание и  план деятельности с изложением основных целей и задач решения социальных(ой) проблем(ы), характера мероприятий, уточнением сроков исполнения и определением участников процессов и их ролевых функций.

     Социальная  проблема — это объективно возникающее  в процессе функционирования и развития общества противоречие; комплекс вопросов, требующих решения средствами социального  управления.

 

В российской практике социальные программы  подразделяются на следующие виды:

  • доходов и цен;
  • занятости и социально-трудовых отношений;
  • охраны здоровья населения и развития здравоохранения;
  • социальной защиты населения и его отдельных групп (инвалидов, пожилых, бывших военнослужащих и членов их семей, и т.п.);
  • образования;
  • семьи, материнства и детства;
  • дети России и др.

 

     Долгосрочная  целевая социальная программа должна формироваться на срок более 10 лет. Целевая программа — это скоординированное  по целям, срокам, содержанию текущее  и перспективное планирование комплекса  мер, направленных на решение тех  или иных социальных проблем, на основе рационального использования материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов. Такая  программа предусматривает целенаправленное взаимодействие всех ее участников, определенных исполнителями намеченных программных  мероприятий.

 

Формирование  программы требует  проведения следующих  поэтапных разработок:

1.Формулирование и экспертный анализ проблемной ситуации;

2.Концептуальная разработка планируемой программы;

3.Информационный поиск вводимых данных;

 

4.Собственно формирование программы;

5.Прогнозирование результатов реализации программы;

6.Разработка стандартизированных показателей эффективности программных мероприятий;

7.Разработка управления реализацией программы.

  

Концептуальная  разработка планируемой программы предусматривает:

  • разработку концепции решения проблемы в данном временном периоде;
  • определение цели и подцелей программы;
  • формирование плана мероприятий;
  • разработку модели организационной инфраструктуры системы, в рамках которой предполагается реализовать программу (структурно-функциональная модель системы);
  • определение подходов к информационному обеспечению системы (определение источников информации, вида и форм входных и выходных данных);
  • формирование программы следует проводить на основании концептуальной разработки и полученных в ходе поиска информационных данных.

 

Основные  формы управления функционированием программ:

  • формирование организационного порядка и координация деятельности исполнителей программных мероприятий путем создания координационных комиссий (комитетов) из представителей заинтересованных структур и / или основных исполнителей;
  • формирование дирекции программы;
  • создание попечительского совета;
  • другие формы.

 

     Оценка  реализации долгосрочных программ, безусловно, будет происходить в весьма отдаленном для ее разработчиков будущем, и  в большинстве случаев не ими, а другими людьми. Это обстоятельство в определенной мере ослабляет ответственность, а с другой стороны ее усугубляет. Как бы не были привлекательны цели стратегического планирования, хороши задуманные технологии, но их осуществление  в руках конкретных людей. Поэтому  механизм управления долгосрочными программами включая подбор, расстановку, управление преемственностью кадрами — участниками программ на разных временных этапах будет иметь решающее значение. Разработка такого механизма зависит от выбора цели управления, ее формирования и обоснования. При этом цель как будущее состояние социального объекта может рассматриваться с учетом его прошлого положения, настоящего состояния, тенденции развития. 
 

    1. Система государственных  внебюджетных фондов в РФ.
 

     Налог - это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного  уровня или во внебюджетные фонды. Порядок  внесения и размер сумм взноса устанавливается  законодательством.

     Бюджет - это финансовый план государства, края, области, города и т.п., устанавливаемый  на один год. Он имеет вид баланса  доходов и расходов.

     Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетного кодекса РФ. 
 

     Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения РФ.
 

     Все эти фонды называются внебюджетными  социальными фондами, потому что  они созданы в целях эффективной  реализации социальных программ РФ. Они  образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной  системы заключается в том, что  утверждение их бюджетов осуществляется представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов – органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.

     Государственные внебюджетные социальные фонды имеют  целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов  финансирования, т.е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

     В России с 1996 г. стали создаваться  и целевые бюджетные фонды. Под  целевыми бюджетными фондами понимаются денежные фонды, образуемые в составе  федераль­ного консолидированного бюджета Российской Федерации за счет целевых источников средств с целью финансирования целевых общегосударственных или территориальных расходов. Так, в РФ были созданы федеральные территориальные и дорожные фонды; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам РФ; Фонд Федеральной службы налоговой полиции РФ и др. Однако они просуществовали недолго. В 1990 г. часть этих фондов была упразднена и остатки их средств включены в федеральный бюджет РФ. 

     Доходы  государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
 

     Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с  бюджетами указанных фондов, утвержденными  федеральными законами, законами субъектов  РФ.

     Важнейшими  статьями расходов бюджета являются: военные, на культуру, здравоохранение  и другие. 

     Система государственных внебюджетных фондов состоит из:

     • фонда социального страхования и обеспечения

     • пенсионного Фонда

     • фонда обязательного медицинского страхования 

     Плательщиками страховых взносов в государственные  внебюджетные социальные фонды являются предприятия независимо от организационно-правовой формы деятельности. Все организации  регистрируются как страхователи в  течение 30 дней с момента регистрации. Если срок будет превышен, то к нарушителю применяют штраф в размере 10% причитающихся  к уплате страховых взносов.

     Взносы  во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым  тарифам, размеры которых установлены  федеральным законом. В настоящее  время они составляют:

     • в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям - 4,0%;

     • в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%

     • в Пенсионный фонд - 28% по отношениям к выплатам, начисленным работнику, независимо от источников их финансирования (оплата труда по всем основаниям, по договорам подряда и поручениям, компенсационные выплаты сверх установленной нормы, выплаты социального характера за счет чистой прибыли и др.) за исключением выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФ РФ. 

     Начисленные платежи перечисляются не позднее  дня получения средств в банке на выдачу заработной платы за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, на который начислены взносы. Для этого предприятия представляют в учреждение банка платежные поручения на перечисление страховых взносов в названные фонды одновременно с чеком на получение денег на заработную плату. Платежное поручение представляется в банк независимо от состояния расчетного счета. За нарушение установленных сроков платежа предприятия сами начисляют и уплачивают пеню в установленном размере из чистой прибыли за весь период просрочки. 
 
 
 

    1. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе  социальной защиты населения.
 

     В обществе рыночных отношений главную  функцию социальной защиты берёт  на себя государство как главный  субъект социальной политики и социальной работы.

     Основные  социальные гарантии закреплены в Конституции  РФ и находят своё подтверждение  в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

     Социальные  гарантии – это механизм долговременного  действия, предусмотренные законом  обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных  социальных гарантий должны стать минимальные  социальные стандарты.

     Минимальные социальные стандарты – это установленные  законодательством РФ нормы и  нормативы, которые закрепляют минимальный  уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. 

     Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные  минимальные социальные стандарты  в области:

  1. оплаты труда;
  2. пенсионного обеспечения;
  3. образования;
  4. здравоохранения;
  5. культуры;
  6. социального обслуживания;
  7. жилищно-коммунального обслуживания.

  
 

     Закрепляя в законе «О государственных минимальных  стандартах» самый необходимый  минимум социальных стандартов, государство  делает обязательным их обеспечение  для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работодателей  и предпринимателей всех видов собственности, а не только государственной.

     В качестве государственных минимальных  стандартов в области оплаты труда  устанавливается минимальный размер оплаты труда.

     Минимальная заработная плата – уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается  законодательством или специальным  соглашением.

Информация о работе Социальное страхование и его роль в реализациях социальных гарантий