Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование теоретической (сущность, особенности, классификация социального страхования) и практической сторон (ФСС) социального страхования, также выявление его роли в современных условиях. Кроме того, в работе рассматриваются различные формы социального страхования и их взаимосвязи.
Задачи этой работы:
рассмотрение сущности понятия социального страхования, его
функции в обществе;
изучение воплощения теоретических знаний на практике – ФСС, его особенности и роль;
выявление отличия и сходства между различными формами социального страхования.
Введение
1. Теоретические аспекты социального страхования
1.1. Сущность социального страхования
1.2. Особенности социального страхования
1.3. Формы социального страхования
2. Роль социального страхования в реализации государственных гарантий
2.1. Социальные программы как один из инструментов государственной социальной политики.
2.2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ
2.3. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения.
2.4. Минимальный потребительский бюджет как один из инструментов государственной социальной политики.
3. Выводы и рекомендации по совершенствованию системы финансирования фондов социального страхования
Заключение
Список литературы.
Добровольное
социальное страхование
состоит из:
Эти организационно-правовые формы социального страхования имеют немало общего:
Таким
образом, в добровольном личном страховании
можно увидеть отдельную
Во-первых, централизованной обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС). По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта. Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.
Во-вторых,
при обязательных видах социального
страхования страхователи, категории
подлежащих страхованию граждан, социальные
риски (страховые случаи), страховые
суммы, условия и сроки социально-
Кроме
того, при централизованной форме
обязательного социального
В-третьих,
при централизованной и децентрализованной
формах социального страхования
социальное обеспечение (социально-страховые
выплаты) при страховых случаях
могут осуществляться постоянно (например,
выплаты государственных
Представленные
выше результаты сравнительного исследования
современных форм обязательного
и личного социального
Прошедший век ознаменовался большими преобразованиями в социальной сфере. Развитие экономики, появление новых технологий способствовали росту рисков (потеря трудоспособности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивидуальных накоплений и благотворительной деятельности религиозных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.
В
рамках социальной политики, проводимой
государством, можно выделить систему
обязательных гарантий по обеспечению
граждан в старости, в случаях
болезни, инвалидности, потери работы,
а также малообеспеченных семей.
Эта система гарантий, а также
правовое регулирование взаимоотношений
работодателей и работников, защита
прав последних составляют понятие
социальной защиты. В свою очередь,
система мер по непосредственному
материальному обеспечению
Социальное обеспечение может быть основано на механизме:
1) социального
страхования,
2) социальной
помощи, предусматривающей прямое
бюджетное финансирование, направленное
на доведение доходов
В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель). Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхования в конце XIX в. в Германии при рейхсканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобритании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бедностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обеспечение прожиточного минимума.
Преимущества социального страхования (бисмарковской модели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетного финансирования социальных расходов, стимулируется трудовая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть возможность увеличения социальных выплат за счет инвестирования временно свободных средств в фондах социального страхования. Но эти преимущества бисмарковской модели в полной мере действуют при благоприятном соотношении числа работающих и лиц, получающих выплаты по социальному страхованию. При неблагоприятном изменении такого соотношения (что и происходит в последнее время в большинстве стран мира) должны либо увеличиваться взносы на социальное страхование, либо снижаться уровень социальных выплат. Бевериджская же модель изначально предполагает меньшие по объему государственные гарантии, а значит, и более низкий уровень объема источников финансирования системы.
В
отдельных странах, например в США,
термин «социальное страхование» используется
с некоторой долей условности,
поскольку администрирование
Классическая форма организации социального страхования1 предполагает создание на конкурентных началах специальных страховых организаций (больничных касс), которые полностью контролируют движение средств по социальному страхованию с момента уплаты страховых платежей работодателями (последние выступают также агентами по платежам самих работников), капитализацию временно свободных денежных средств и выплаты социальных пособий, а также оплату предоставленных медицинских услуг. Больничные кассы применяют систему скидок или надбавок в зависимости от частоты наступления страховых событий, конкурируют на основе выбора схем инвестирования резервов и временно свободных денежных средств. В конечном счете такая организация социального страхования оказывается менее затратной, чем тогда, когда управление средствами социального страхования осуществляют специально созданные государственные органы (например, во Франции). В некоторых странах, так же, как это было в СССР, средствами социального страхования управляют профсоюзы. Рассматривая разные модели управления этими средствами, нельзя не отметить, что сочетание негосударственной формы управления с функциями по реализации государственных гарантий достигается на основе четко организован-ной системы государственного контроля, а также использования механизма бюджетных субсидий в периоды финансовой неустойчивости системы социального страхования.
Страховой
метод социальной защиты предполагает
предварительную оценку вероятности
наступления события, связанного с
утратой заработка. Как правило,
законодательством размер пенсий или
пособий по социальному страхованию,
которые призваны полностью или
частично возместить утраченный заработок,
определяется в процентном соотношении
к средней заработной плате. На основе
вероятностной оценки предстоящих выплат
должен осуществляться расчет тарифов
страховых взносов, которые рассматриваются
как «отложенная заработная плата».
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
Большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы.
Социальные программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия по разным вопросам социальной жизни не защищенных слоёв общества. К числу мер общего характера относятся социальные выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальных социальных программах.
Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.
В течение многих лет социальная политика в России остается наиболее слабым звеном государственного управления всех уровней, вызывая недовольство самых разных слоев населения, политических партий, общественных движений. Во многом это обусловлено её ориентацией на технологии социального управления в аспекте реальной социальной политики.
Основные
способы осуществления реальной
социальной политики состоят в использовании
нормативно-правовых, экономических, финансовых,
социально-психологических, организационно-технических
и информационных средств и рычагов
для обеспечения гражданам
Информация о работе Социальное страхование и его роль в реализациях социальных гарантий