Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:48, курсовая работа
Целью данной работы являются изучение проблем социального страхования в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-определить роль Фонда обязательного медицинского страхования в социальной защите граждан.
Введение………………….………………………………………......3
Глава I. Проблемы социального страхования в РФ
§1. Развитие и сущность социального страхования в РФ………...6
§2. Актуальные проблемы социального страхования в РФ...........8
Глава II. Анализ развития фонда обязательного медицинского страхования за 2007-2009 гг. и его перспективы.
§1. Сущность и система организации фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………..18
§2. Анализ фонда обязательного медицинского страхования и перспективы его развития………………………………………………….23
Заключение………………………………………….……….……. 34
Список литературы…………………………………………….… .37
Таблица 9.[22]
Структура расхода средств Фонда обязательного медицинского страхования на 2007-2009 гг.
Статья расхода | 2007 | 2008 | 2009 |
Общегосуд. вопросы | 15,1 | 9,1 | 3 |
Межбюджетные трансферты, в том числе | 99,1 | 109 | 111,1 |
-ОМС детей | 3,4 | 3,5 | 3,8 |
-Программа ОМС | 73,2 | 49,8 | 85,7 |
-Обеспечение женщин в период беременности и родов | 18,7 | 16,6 | 17 |
-Прочее | 3,4 | - | 5,6 |
Прочее | 48,3 | 5,2 | 15,8 |
Всего | 172,4 | 119,9 | 130 |
В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего -2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год».[23]
В соответствии с законом «О медицинском страховании граждан в РФ» в 1993 году в Самарской области введено обязательное медицинское страхование. Постановлением Главы администрации Самарской области от 13 декабря 1993 года №436 «О переходе Самарской области к медицинскому страхованию граждан», решением Малого Совета Самарского областного Совета народных депутатов от 29 июня 1993 года № 133 был создан Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области. (ТФОМС), который является основной государственной структурой на территории области аккумулирующей финансовые средства ОМС (обязательное медицинское страхование), выделяемые на оказание бесплатных медицинских услуг.
Через страховые компании денежные потоки из ТФОМС направляются непосредственно в медицинские учреждения, работающие в этой системе. В их числе поликлиники, стационары, частные клиники – всего по области 125.
В Самарской области из года в год растут расходы на здравоохранение: если в 2006 году консолидированные расходы составляли 13661 млн. руб., из которых средства ОМС - 5617,8 млн. руб., то в 2008 году они составили 16811,7 млн. руб., из которых средства ОМС - 8690,9 млн. руб. В 2009 году Программа Государственных Гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи составила 18620,2 млн.руб.; ОМС – 9859,5 млн.руб.[24]
Доходы бюджета Территориального фонда ОМС за 2009 год составили 10 609,2 млн. руб. или 101,8 % от утвержденных.
Расходы бюджета Территориального фонда ОМС за 2009 год составили 10 961,3 млн. руб. или 101,5% от запланированных.
Поступление доходов в утвержденных параметрах в ходе исполнения бюджета позволило Фонду осуществлять стабильное финансирование Территориальной программы в течение всего отчетного года.
Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи за 2009 год из средств обязательного медицинского страхования профинансирована на 10 402,6 млн. руб., что составило 101,7% от утвержденного показателя.
Структура расходов бюджета ТФОМС направленных на финансирование территориальной программы ОМС в 2009 году представлена на следующем рисунке.
Система обязательного медицинского страхования является страховой только по форме, а не по существу. Фактически она представляет собой государственную систему медицинского обеспечения по минимальным стандартам. В этой системе задействовано «лишнее звено» – страховые медицинские организации, деятельность которых носит посреднический характер. В то время, как Законом об основах обязательного социального страхования посредническая деятельность в этой сфере не допускается, медицинские страховые организации функционально необходимы в системе добровольного медицинского страхования.
Заключение
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.
Действующая в России система социального страхования сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (почти 40% от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Термины принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, эквивалентность страховых взносов и выплат увязка уровней социальных рисков и страховых тарифов – эти и другие классические элементы, и механизмы данных систем – все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов (работниками и работодателями) в государственные внебюджетные социальные фонды.
Приходится констатировать серьезное отставание в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение (статус) внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям («сборщиков взносов» и «распределителей средств»). Мировой опыт свидетельствует, что основные виды социального страхования (пенсионного, от несчастных случаев на производстве и т.д.), финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведение крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов (медицинской, профессиональной и социальной).
Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики – уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
Социальное страхование имеет специфическую особенность, определяемую природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном обеспечении. Возмещение предполагается только при наступлении страхового случая и участии гражданина в системе социального страхования.
Важнейшим в реформировании социального страхования является создание законодательной базы социального страхования, современной нормативной правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные основы государственного социального страхования, и соответствующей системы управления.
Сегодня почти полностью изменились принципы распределения общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение единой политики в области социального страхования, оказание поддержки системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты, отчисление в систему социального страхования средств из госбюджета.
Социальное страхование, охватывает преимущественно трудоустроенное население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку. Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы еще один важный элемент — предоставление услуг и выплат в рамках социальной помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и может быть достигнута цель, ради которой они создаются.
Необходимо четко представлять, что социальные пособия, или вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной защиты населения как трудоустроенного, так и незанятого. Соответственно, в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий, в том числе и финансовые.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
2. Федеральный закон « Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999.№29. Ст.3686
3. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 20.12.2006 г. №243 – ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации.
4. Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 21.07.2007 г. №184 – ФЗ. Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года.
5. Ахвледиани, Ю. Т. Страхование: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит» / Ю. Т. Ахвледиани. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 543с.
6. Бугаев Ю.С. О некоторых проблемах и перспективах социального страхования в России. // Финансы – 2000. - № 3
7. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2008.
8. Дегтярев Г.П., Аверчело Е.С., Трубин В.В. Развитие социального страхования в России и роль социального страхования в социальной защите граждан. М., 2001
9. Павлюченко, В. Г. Социальное страхование: Учебное пособие / В. Г. Павлюченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 412с.
10. Починок А.П. Быть или не быть социальному страхованию в России? // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир.- 2008. - № 1
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2003.
12. Российский статистический ежегодник 2003: статистический сборник./ Госкомстат России. – М., 2003.
13. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.
14. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика – 2007. - № 10-11